Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности 2 страница




Срок предоставления надлежащей информации устанавливается потребителем самостоятельно и доводится до продавца (исполнителя) в письменном виде.

Ответственность за возникновение недостатков товара (работы) после передачи его потребителю в результате предоставления ему ненадлежащей информации в прежней редакции Закона отсутствовала. Недостатки товара могут возникать при его конструировании, изготовлении, транспортировке, хранении, т.е. до передачи потребителю (или даже после передачи, но по упомянутым причинам). В данном случае речь идет о реализации доброкачественного товара, недостатки в котором появились в результате отсутствия или недостаточности информации о правилах транспортировки, пользования, хранения у потребителя.

Последствия появления недостатка по указанным причинам такие же, как и при реализации товара (услуги) с недостатками. Пункт 4 ст. 495 ГК РФ, регулирующий рассматриваемый вопрос, возлагает на покупателя бремя доказывания причинной связи между отсутствием необходимой информации и возникшим недостатком.

Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также природным объектам (земельным участкам, насаждениям и т.д.), находящимся в собственности потребителя. Закон предусматривает различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае (при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя) предусматривается возмещение вреда в полном объеме по правилам ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам, то предусмотрено возмещение убытков.

Согласно ст. 1095 ГК РФ причинитель вреда обязан возместить его независимо от наличия вины и договорных отношений с потерпевшим. В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.

Непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, независящие от воли продавца, изготовителя, исполнителя: стихийные явления (наводнения, ураганы, землетрясения и т.д.), военные действия, эпидемии и т.п. В соответствии с гражданским законодательством нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, например, непредставление изготовителем информации о товаре продавцу, не является таким обстоятельством.

Необходимо отметить, что Закон о защите прав потребителей практически лишает заинтересованную сторону при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных предоставлением недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), возможности ссылаться на осведомленность потребителя (в том числе профессиональную) в соответствующих вопросах. Закон однозначно устанавливает, что в этом случае необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги) (п. 2 ст. 12 Закона).

Ответственность в случае продажи товаров с недостатками. В соответствии с Законом о защите прав потребителей требования к качеству товаров подлежат обязательному исполнению. Если вследствие недостатков товаров (работ, услуг) был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то он имеет право на возмещение его в полном объеме. Причем независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда.

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

2) соразмерного уменьшения покупной цены;

3) замены на товар аналогичной модели (марки);

4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5) расторжения договора купли-продажи.

Потребитель сам выбирает, каким именно из способов восстановления прав он воспользуется в возникшей ситуации, однако из этого правила есть исключения. В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. В этот перечень входят такие товары, как автотранспортные средства, мотоциклы, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, сельскохозяйственные тракторы и некоторые другие виды товаров.

В отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки удовлетворяются только с согласия продавца. Настаивать на удовлетворении этих требований потребитель не вправе, он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки, о расторжении договора купли-продажи.

По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования потребитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

По товарам длительного пользования продавец, изготовитель обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно предоставить ему на время ремонта аналогичный товар с доставкой за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. В этот перечень вошли автотранспортные средства, мебель, электробритвы, электрофены, электрогрелки, электробытовые приборы и другие товары.

Безвозмездное устранение недостатков товара. Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора. В случае предъявления такого требования гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованиями об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения. При этом если в товаре в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется заново, а гарантийный срок на товар в целом, как указано выше, продлевается.

Возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом. Такой способ защиты прав потребителей при покупке некачественного товара широкого распространения на практике не получил. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу. Например, за несколько часов до Нового года выходит из строя телевизор. Вызывать телевизионного мастера уже поздно, и потребитель устраняет недостатки сам или с помощью третьих лиц. Потребитель имеет полное право поступить именно так, а затем потребовать возмещения своих расходов, если он их понес в связи с исправлением недостатков товара.

Соразмерное уменьшение покупной цены. Это требование потребитель вправе предъявить продавцу организации, выполняющей его функции на основании договора. Изготовителю предъявить это требование потребитель не может.

При удовлетворении требования о соразмерном уменьшении покупной цены может возникнуть вопрос, что значит соразмерное уменьшение, какая сумма должна быть выплачена потребителю? Возможны три варианта решения вопроса:

1) потребителю может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами либо сторонами путем исследования цен выполнение ремонтных работ в местности, в которой оживает потребитель;

2) выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы, подлежащей выплате в соответствии с установленным процентом, за основу расчетов берется цена товара на момент удовлетворения требования в случае увеличения цены товара, а при уменьшении - цена на день покупки;

3) потребителю может быть выплачена любая сумма, которую продавец и потребитель считают соответствующей компенсацией за недостатки товара по обоюдному согласию.

Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). Товар, представляемый для замены, может быть другого цвета и даже другой марки или модели. Самое главное - товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но качественным.

В случае если замена товара с недостатками на товар аналогичной марки невозможна в связи с тем, что такой товар снят с производства или прекращена его поставка, то обязательство продавца в части замены товара прекращается из-за невозможности его исполнения. Потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона защите прав потребителей требований. Обязанность доказывания невозможности замены товара, а также принятия всех необходимых мер для выполнения требований лежит на продавце.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом согласно п. 1 ст. 504 ГК РФ потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены.

Замена товара на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. При такой замене потребительские свойства товаров существенно различаются, существенно различаются и их цены. Поэтому производится соответствующий перерасчет стоимости товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставляемого взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах. Если наоборот, то разница в ценах выплачивается потребителю. Причем в этих расчетах цена товара, подлежащего замене, применяется на день предъявления требования, если она к этому моменту повысилась, и на день покупки, если понизилась. Цена товара, предоставленного для замены, применяется всегда на момент предъявления требования. Если же требование потребителя в добровольном порядке не было удовлетворено, то в соответствии с п. 2 ст. 504 ГК РФ потребитель вправе производить расчеты исходя из цен товаров на момент вынесения решения суда, поскольку цены увеличились с момента предъявления требования.

Требование о замене товара на такой же товар другой марки потребитель вправе предъявить только продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора).

При предоставлении на время ремонта или замены потребителю аналогичного товара в пользование доставку такого товара во всех случаях осуществляет продавец (изготовитель).

Расторжение договора купли-продажи. При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе требовать возмещения убытков. Но если потребитель обращается к продавцу, то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю, потребитель вправе настаивать только на возврате стоимости товара.

Например, потребитель приобрел крупногабаритный товар. За доставку товара потребитель понес расходы. При расторжении договора купли-продажи с продавцом потребитель вправе требовать возмещения и этих расходов наряду с другими убытками, а с изготовителя - нет. Причем в соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств. Это же положение относится и к изготовителю.

Основанием для удовлетворения вышеназванных требований потребителя согласно п. 2 ст. 18 Закона о защите прав потребителей является договор между ним и продавцом или организацией, выполняющей функции продавца. В соответствии со ст. 493 ГК РФ он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Следует особо отметить положение, связанное с выдачей товарного чека. Так, если в соответствии с ранее действовавшим законодательством товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки, могли выдаваться по требованию потребителя, то согласно Закону о защите прав потребителей выдача товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки, является обязанностью продавца (п. 5 ст. 18).

Интересной представляется ситуация, возникшая у гражданина Н. Так, он приобрел стиральную машину "Вятка-автомат" и самостоятельно произвел ее установку и подключение. После первого же использования стиральной машины она вышла из строя. В гарантийной мастерской, куда обратился покупатель, в бесплатном ремонте отказали в связи с тем, что гражданином Н. якобы были нарушены правила эксплуатации стиральной машины, содержащиеся в инструкции и предусматривающие установку машины специалистом гарантийной мастерской. Является ли такой отказ обоснованным?

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец, изготовитель либо предприятие, выполняющие их функции, освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования. При этом бремя доказывания возлагается на продавца, изготовителя. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.

Новая редакция Закона содержит правило, согласно которому в случае возникновения спора о причинах недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Однако, если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (п. 5 ст. 18).

Таким образом, отказ мастерской в проведении бесплатного ремонта необоснован. Мастерская вправе была отказать гражданину Н. только после проведения экспертизы и в случае, если будет доказано, что стиральная машина вышла из строя из-за неправильной эксплуатации или вследствие ее подключения покупателем.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных ст. 20, 21 и 22 Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара.

Во всех указанных случаях взыскиваемая неустойка является штрафной, т.е. уплачиваемой независимо от возмещения потребителю причиненных ему убытков (ст. 394 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей требование потребителя об уплате неустойки подлежит удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требования об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишен возможности обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании неустойки.

При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной Законом, суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие "явно несоразмерена" законодательством не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки.

По общему правилу требования по поводу недостатков товара потребитель вправе предъявить, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков или сроков годности, установленных изготовителем (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Но есть и исключения (см. выше). В случае выявления существенных недостатков товара, допущенных по вине изготовителя, потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков по истечении гарантийного срока, установленного на товар изготовителем, в случае отсутствия такого срока - в течение 6 месяцев со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества в течение не более чем 2 лет со дня передачи его потребителю. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня предъявления потребителем такого требования, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, а именно: о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о замене товара на такой же товар другой марки, модели (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Если продавец отказывает покупателю в удовлетворении претензии, потребитель имеет право обратиться в суд.

В отличие от общего правила, предусмотренного ГК РФ (ст. 396), согласно которому в случае уплаты неустойки и возмещения убытков при неисполнении должником обязательства он может быть освобожден от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором, специальные нормы ГК РФ (например, ст. 505) и Закон о защите прав потребителей устанавливают общее требование реального исполнения. Это объясняется особенностями отношений, складывающихся между предпринимателями (изготовителями, исполнителями, продавцами) и потребителями. Если в коммерческом обороте, основной целью которого является получение прибыли, полное возмещение убытков обеспечивает достижение этой цели, то в отношениях с участием потребителей дело обстоит иначе. Потребители "выводят" товары, работы, услуги из сферы коммерческого оборота в сферу личного (конечного) потребления, приобретают и используют их для удовлетворения личных бытовых нужд. В связи с этим возмещение убытков при отсутствии реального исполнения обязательства не позволяет достигнуть основной цели установления отношений между предпринимателями и потребителями.

Таким образом, реальное исполнение обязательства, предусмотренное п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, обусловлено спецификой самого характера отношений, складывающихся на потребительском рынке.

Продавец (изготовитель) вправе отказаться от удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков товара, если:

1) требования заявлены по поводу недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи;

2) недостатки, по поводу которых заявлено требование, возникли после передачи товара потребителю, в результате: нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы, и это доказано продавцом (изготовителем) на основании договора с ним;

3) потребитель не представил товарный (кассовый) чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технический паспорт или иной, заменяющий его, документ.

Обмен товара. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утверждается Правительством РФ. В этот перечень входят: изделия из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней; все виды тканей; белье для новорожденных, детей и взрослых, а также постельное белье; парфюмерно-косметические товары; товары бытовой химии; изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи; предметы личной гигиены; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.).

Обратиться с требованием о замене товара потребитель может не позднее 14 дней с момента покупки. При этом потребитель обязан указать причины, по которым он желает заменить товар, и то, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его оригинальные упаковка, товарный (кассовый) чек, фабричные ярлыки и т.д.

Если на день обращения потребителя товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор либо ждать поступления в магазине аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя.

Ответственность при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ). В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей не только продавец должен передать покупателю качественный товар, но и исполнитель обязан выполнить работу или оказать услуги, качество которых соответствует договору. Одно из существенных условий договора - срок выполнения работы (оказания услуг), который устанавливается в соответствии со ст. 27 указанного Закона и может определяться Правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг) или договором.

Срок выполнения работы или оказания услуги может определяться датой или периодом. Если работа (услуга) выполняется по частям в течение срока действия договора (доставка периодической печати, техническое обслуживание), то наряду с общим сроком устанавливаются частные сроки выполнения работ или оказания услуг (п. 2 ст. 27).

Как правило, конфликт во взаимоотношениях между исполнителем и потребителем связан с просрочкой выполнения заказанных работ (услуг). В таких ситуациях Закон о защите прав потребителей наделяет потребителя достаточно широкими правами и предусматривает жесткие санкции, применяемые к просрочившему начало либо окончание работы исполнителю. Последний несет ответственность не только в случае реальной просрочки исполнения, т.е. невыполнения работы (неоказания услуги) в установленный срок или при нарушении срока начала выполнения работы (оказания услуги), но и в случае когда во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет завершена в срок.

Основание возникновения ответственности исполнителя по признаку "очевидности" вызывает сомнение. Закон о защите прав потребителей не указывает, кто должен определить, что на каком-то этапе выполнения работы (оказания услуги) получение конечного результата в установленный срок стало невозможным.

При нарушении исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель может по своему выбору воспользоваться одним из перечисленных ниже прав. Закон устанавливает два возможных варианта поведения потребителя в случае просрочки исполнителем выполнения своих обязанностей.

Во-первых, потребитель может, несмотря на просрочку, продолжить свои отношения с исполнителем. В этом случае потребитель может назначить исполнителю новый срок начала и (или) окончания работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены выполняемой работы (услуги) или потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги) без назначения новых сроков.

Назначенные потребителем новые сроки необходимо указать в самом договоре (п. 2 ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Если исполнитель допустит нарушение новых сроков, потребитель вправе снова предъявить любое из указанных в Законе требований.

Размер уменьшения цены за выполненные работы законодатель предлагает рассчитывать по аналогии с расчетами, производимыми в случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества. Размер уменьшения покупной цены товара определяется продавцом или предприятиями (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Следовательно, и размер уменьшения цены за выполненные работы (оказанные услуги) в случае предъявления к нему такого требования потребителем должен определять исполнитель. Если размер выплат по каким-либо причинам не устраивает потребителя, последний вправе оспорить его в суде.

Решение о продолжении или прекращении работы с первоначальным исполнителем целиком зависит от воли потребителя. Например, если подрядчик не доставил вовремя строительные материалы на участок заказчика, потому что его подвел поставщик (что не является форсмажорным обстоятельством и не освобождает от ответственности за просрочку), но готов немедленно начать строительство, потребителю вряд ли стоит отказываться от его услуг. Если же просрочка начала или окончания работы является результатом виновных действий исполнителя, то потребитель может:

1) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

2) расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных нарушением сроков начала и (или) окончания работы (услуги).

Оба эти требования предполагают прекращение правоотношения потребителя и исполнителя по поводу выполнения заказанной работы (услуги). Расходы, понесенные потребителем в случае передачи работы другому лицу, взыскиваются с первоначального исполнителя, нарушившего срок выполнения работы (оказания услуги). В том случае, когда вознаграждение первоначальным исполнителем получено, он должен полностью возвратить его потребителю. Если размер затрат потребителя на выполнение работы третьим лицом превышает размер полученного первоначальным исполнителем вознаграждения, то исполнитель обязан не только полностью возвратить полученную сумму, но и покрыть расходы потребителя, превышающие эту сумму. Такое превышение не должно быть слишком большим. Заключая новый договор с третьим лицом, потребитель должен исходить из того размера вознаграждения, который он обязался выплатить или выплатил первоначальному исполнителю (разумная цена).

При расторжении договора с просрочившим исполнителем потребитель должен уведомить его о своем решении. Если исполнитель отказывается расторгнуть договор или просто не отвечает на предложение потребителя в срок, указанный в самом предложении (при его отсутствии - в тридцатидневный срок), потребитель вправе обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора.

При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу. Однако из этого правила могут быть исключения. Особенности порядка расчетов между потребителем и исполнителем в таких случаях устанавливаются правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг). В том случае, если потребитель решит принять часть выполненной работы (оказанной услуги) у исполнителя, расходы исполнителя, затраченные на ее выполнение независимо от факта расторжения договора, подлежат оплате.

Неустойка как форма ответственности за нарушение сроков. Кроме возмещения убытков, вызванных нарушением сроков начала и окончания работ, Закон о защите прав потребителей предусматривает ответственность просрочившего исполнителя в форме неустойки. В случае нарушения установленных правилами выполнения отдельных видов работ или договором сроков, а также назначенных в соответствии с Законом новых сроков, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день, а если срок определен в часах - за каждый час просрочки неустойку в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором отдельно не определена - общей цены заказа (договора). Размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон.

Неустойка взыскивается со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому работа (услуга) должна быть начата или выполнена, и прекращается началом или окончанием исполнения работы (оказания услуги) либо предъявлением потребителем иных требований, предусмотренных Законом. Сумма неустойки, взыскиваемой с продавца (изготовителя) в случае просрочки им удовлетворения требования потребителя о замене или ремонте товара с недостатками, ограничена по размеру. Она не может превышать цены работы (услуги), а если цена работы (услуги) отдельно не определена - общей цены договора (заказа).

Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или договора (заказа), сложившейся в том месте, где требование потребителя должно быть удовлетворено в день добровольной выплаты или в день вынесения судебного решения.

Исполнитель должен выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно независимо от того, предъявлял он соответствующее требование или нет. При этом убытки возмещаются потребителю в полной сумме сверх неустойки, установленной Законом о защите прав потребителей или договором. Если исполнитель отказывается от добровольной выплаты неустойки и убытков или отказывается удовлетворить требование потребителя об их уплате, то это требование удовлетворяется через суд.

Ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) наступает независимо от наличия или отсутствия его вины. Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы. При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на исполнителе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.