КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление как процесс. Умственные операции
Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Понятие внимания. Виды и свойства внимания Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием. основные виды внимания. В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями. Произвольное внимание — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность. Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью. Память лежит в основе любого психического явления. Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Что касается прижизненной памяти, она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти.
10. Процессы памяти. Индивидуальные различия в памяти. Приемы эффективного запоминания материала. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Условиями успешного произвольного запоминания являются: осознание значимости и смысла запоминаемого материала; выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания; эмоционально- эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности. Индивидуальные различия памяти находятся в прямой зависимости от характера деятельности человека, чем и определяется преимущественное использование одних анализаторов по сравнению с другими. Типы памяти являются результатом упражнения. Они зависят от обучения, от профессиональной деятельности и могут меняться и развиваться вместе с изменением деятельности человека. При разносторонней деятельности память приближается к гармоническому сочетанию положительных особенностей каждого типа. Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова. Одни запоминают и воспроизводят быстро, точно, много, другие — быстро, но не точно и немногое. Одни лучше запоминают предметы и рисунки, другие — слова, третьи - музыкальные мелодии и т. д.
11.Понятие о мышлении. Виды мышления и их характеристика. Формы мышления. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез. Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени). Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер. Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики. Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Продуктивное — это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное — это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное — целенаправленное решение мыслительных задач. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение – такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем.
Мышление – высший психический процесс, итогом которого является некотрая идея, выраженная в форме мысли. Мышление относится к теорико-практической деятельности человека, с помощью которого формируются знания об окружающем мире, которые не могут быть сформированы на чувственной ступени познания. Наука логика изучает формы мышления, наука психология изучает механизмы мышления. Мышление как процесс заключается в открытии нового знания и преобразовании его человеком в действительность. Итогом процесса мышления является результат, которого в окружающей действительности, еще нет. Отличие мышления от других видов психический процессов состоит в том, что само мышление взаимосвязано с наличием определенной ситуации, а также проблемы, которую необходимо решить. Мышление реализуется посредством логики. Существует две особенности мышления, которые имеют важное значение: 1. Связь мышления с действием. Человек познает окружающую его действительность, воздействуя на нее, изменяет ее. Первичный вид процесса мышления заключается в мышлении действии и действием, а мышление, которое осуществляется в действии, само по себе действием и является. 2. Связь мышления с речью. Мышление человека является речевым. Становление речевого мышление осуществляется путем общения людей. Умственные операции - действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные "кирпичики" или этапы нашего мышления. К основным видам умственных операций относят: - анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; - синтез — воссоединение элементов в целостную структуру; - сравнение — установление отношений сходства и различия; - обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; - абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; - конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; - систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам 13. Понятие интеллекта, его виды. Предпосылки развития интеллекта. В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации» 2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению и обучаемость» 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей. Г. Гарднер выделил 7 типов интеллекта: - вербально-лингвистический (языковой) интеллект. Это интеллект писателей и поэтов, актеров и ораторов. Он включает способность к абстрактному мышлению, изложению вербальных текстов, употреблению метафор и аналогий. Вербально-лингвистический интеллект наиболее подвержен воздействию обучения; - логико-математический интеллект. Интеллект работников науки, программистов и юристов. Он предполагает способности оперировать числами и другими символами, устанавливать аналогии; - визуально-пространственный интеллект. Такой интеллект характерен для архитекторов и навигаторов. Он чаще всего представлен в контексте тестовых заданий - в структуре умственных действий и предполагает наличие способностей к визуальному представлению; - телесно-двигательный интеллект. Это интеллект актеров и спортсменов, танцоров и изобретателей. Он соотносится с понятием «язык тела» и его использованием в процессе коммуникации; - музыкально-ритмический интеллект. Он необходим музыкантам и рекламным агентам, а также положительно характеризует хорошего слушателя и влияет на эффективность межличностного общения. Музыкальный интеллект включает способности к распознанию ритма, тональности голоса, чувствительности к звуку и звучанию музыкальных инструментов;
14.Понятие о воображении и его функциях. Виды воображения. Приёмы творческой деятельности и фантазии. Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р. С. Немов называет следующие. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена. Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |