Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и доход фирмы-монополиста. Особенности кривой спроса монополиста




Рынок чистой монополии

Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами;

  • наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);
  • товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;
  • отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;
  • наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;
  • покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;
  • фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.

27. Кривая спроса на продукт фирмы - монополиста. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополии.

Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса.

1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

§ AR=TR/Q=PQ/Q=P,

§ AR(Q)=P(Q).

3. Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0.

Докажем это утверждение.

Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q);

TR=Р*Q=P(Q)*Q — общий доход по определению;

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ — предельный доход по определению.

Используем стандартную формулу (uv)'=u'v+uv ', и перепишем уравнение предельного дохода:

Поскольку в условиях несовершенной монополии, крайним случаем которой является чистая монополия, кривая спроса будет убывающей, то производная Р'(Q) =

Экономический смысл этого неравенства заключается в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара:

MRn+1=Pn+1 — (Pn — Pn+1)Qn,

где MRn+1 — доход от реализации n+1 единиц товара;

Pn, Pn+1 - цены реализации n и n+1 единиц товара;

Qn - объем реализации в размере n единиц.

Поскольку Рn- Pn+1>0 (цена сокращается по мере увеличения объема продаж),




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.