КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет основные функции
1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения. Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обыграла машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, содержится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — дополнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению предложения.
При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так: - в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы. Учительница проверяла наши контрольные работы. Она купила платье в горошек. Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню. Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка). Инверсия позволяет: 1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор). В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте. Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности: Над Москвой великой, златоглавою,
Заключение Порядок слов современного русского языка является очень гибкий. Отношения между частями в русском предложении показано окончанием слов. В зависимости от окончаний слов и их грамматической роли в предложении, русские слова имеют разные окончания. Посмотрим на следующий пример: Кошки едят мышей. - Кошки едят мышей. В этих предложениях, объект действий показан на окончание -ей слова мышей. Именно поэтому, если мы изменим положение порядок слов русского языка, общий смысл предложения не изменится. Мы можем сказать: Кошки едят мышей. Мышей едят кошки. Едят кошки мышей. Едят мышей кошки. В этих предложениях, предмет и объект действия "съесть" остаются неизменными. Это значит, благодаря грамматической тесноте русского языка – окончание слов, части предложения в русском языка может стоят практически в любом порядке, не вызывая никаких недоразумений со стороны слушателя. Однако, порядок слов русского языка имеет свои особенности. Одним из таких особенностей является то, что в устном и общении подчеркнутые информации приходят в конце фразы. Например, посмотрим на эти предложения: Мария едет в Москву. - Мария едет в Москву. Эмфаза делается на слове Москва - это новая информация, потому что этот приговор говорит о том, куда Мария идет. А если порядок слов по следующему: В Москву едет Мария. - Это Мария, которая едет в Москву. Эмфаза делается на слове Мария, в данном случае, приговор говорит о том, кто едет в Москву. В разговоре, порядок слов русского языка является более гибким, поскольку интонация и стресс могут быть использованы, чтобы показать подчеркнутые информации в предложении.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет 1. Как указывает Л. А. Булаховский, обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга» 2. Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. В то же время устная речь имеет свои особенности. Чем же она отличается от письменной? Иногда это отличие харак- 1 С м., например: Марков Ю. Некоторые аспекты разговорной речи с точки зрения лексической статистики.– Рус. яз. в нац. школе, 1966, № 5. 2 Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка. Киев, 1952, т. I, с. 410. теризуют так: устную речь мы произносим и слышим, письменную– пишем, читаем. Одна, следовательно, рассчитана на слуховое восприятие, другая – на зрительное. Если это так, то устную речь можно охарактеризовать словами звучащая, произносимая, слышимая (что иногда и делают). Правильно ли это? Допустим, например, что ученик произносит выученное наизусть стихотворение «Белеет парус одинокий...». Что перед нами – устная речь? Ведь налицо указанные признаки: стихотворение произносится и мы его слышим. Ваше мнение? Еще пример: ученик читает вслух по книге правило (определение, параграф, статью учебника). И в данном случае есть момент произнесения и восприятия на слух. Можно ли эту произносимую и слышимую речь считать устной речью? Как вы думаете? Да, правы те, кто считает, что это сложный вопрос. Действительно, устная речь возникла и существует как звуковая, произносимая. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть стихотворения мы воспринимаем звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т. п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова. Характерно, что естественный диалог гораздо менее артикуляционно интенсивен, его темп в среднем выше, чем театральный 1. И в тех случаях, которые анализировались, мы имели дело с произносимой вслух, озвученной письменной речью, со всеми присущими ей (т. е. письменной речи) особенностями. В одном случае это была озвученная письменная стихотворная речь, во втором – озвученная письменная научная речь. Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В. Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени (это зависит от подготовленности к высказыванию, от его характера и т. д.). В наше время устная речь, по словам В. Г. Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных ' См.: Андреев Н. Д. Языковые стили и подъязыки в устной речи.– В кн.: Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 1968, с, 6. темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» 1. Ставя вопрос о совершенствовании устной речи школьников, студентов, преподавателей, мы имеем в виду говоримую речь. Это уточнение понятия необходимо потому, что в некоторых методических руководствах к устной речи необоснованно относят, например, чтение и декламационную устную речь. Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице: Устная речь Письменная речь I. Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга. 2. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. 3. Рассчитана на слуховое восприятие. Устное высказывание может быть буквально воспроизведено только при наличии специальных технических устройств. 4. Говорящий говорит набело, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно – будущего читателя Не зависит от реакции адресата. Рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может повторно перечитывать написанное столько раз, сколько ему это потребуется. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному, совершенствовать его многократно. Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда мы характеризуем устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность (с точки зрения речевой деятельности), связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью. Следует подчеркнуть, что вопросы смыслового восприятия речи вообще (в том числе и устной) изучены в методике русского языка как родного недостаточно; проблемы обучения смысло- 1 Костомаров В. Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный».– В сб.: Проблемы современной филологии. М., 1965, с. 176. вому восприятию устной речи совсем или почти совсем не исследованы, что отрицательным образом отражается на практике обучения. В сущности, в действующую методическую систему развития речи на уроках русского языка не заложена целенаправленная работа по формированию этого важнейшего общеучебного интеллектуального умения – умения слушать. Может быть, поэтому многие выпускники школ не умеют воспринимать на слух информацию, которая дается в лекциях, не научены внимательно слушать собеседника. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |