Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика




Организационно-педагогические основы создания классов КРО

Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования.

Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики.

3. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика.

4. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования.

5. Коррекционно-развивающая программа, её структура и место в системе содержания образования.

6. Классы комплексующего обучения. Педагогической поддержки-дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики.

7. Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребёнка.

8. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике.

9. Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой. Художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.

 

Основные понятия: классы компенсирующего обучения, коррекционно-развивающее образование, психолого-педагогические основы организации коррекционно-развивающего образования.

 

Ведущие идеи:

 

Создание специальных классов коррекционно-развивающего образования позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье.

 

На основании принципов развивающего обучения разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии.

 

 


Содержание учебного материала

 

 

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

 

Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.

 

Именно в таких классах возможно взаимодействие:

 

- диагностико - консультативного,

 

- коррекционно – развивающего,

 

- лечебно – профилактического,

 

- социально – трудового направления работы с детьми.

 

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания.

 

В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы 5-9 классы), классы адаптации, классы здоровья и др.

 

КРО строится на основных положениях концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики.

 

Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

 

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы конпенсирующего обучения принимаются дети группы риска.

 

Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом здоровье.

 

Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.

 

Необходимым является динамические наблюдения за продвижения каждого ребенка. Наблюдения проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.

 

Результаты наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть на малых педсоветах или консилиума.

 

При изучении школьников учитываются показатели:

 

1. Физического состояния и развития ребенка: особенности слуха и зрения, координация движений, работоспособность.

 

2. особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.

 

3. отношение к учебной деятельности: мотивация,, уровень усвоения учебной деятельности.

 

4. особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, воля, настроение, самооценка, отношение со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

 

5. особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, сформированность навыков чтения, письма, счета.

 

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переходят в массовые кассы, или прдолжают посещать коррекционные классы.

 

Перевод в массовую школу осуществляется органами образования на основании решения подсвета школы, в которой работает класс выравнивания.

3. Психолого-дидактические принципы КРО:

 

1.введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнения пробелов предшествующего развития, формирование готовности к воспитанию наиболее сложного программного материала;

 

2.использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

 

3.коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

 

4.определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

 

Главная цель КРО – создание в условиях общеобразовательной школы, любых типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебная деятельность детей делалась бы деятельностью лечебной.

 

Утверждается новое понятие терапия педагогической среды (средовая педагогическая терапия).

 

Галина Федоровна Кумарина определяет следующие принципы КРО:

 

- принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей группы риска: обеспечении е для детей риска в образовательном процессе позиции «на равных» со сверстниками, не допускать снижения образовательной планки.

 

- принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка: с учетом особенностей детей риска условий санитарно-гигиенических, психологических, дидактических, влияющих на развитие, здоровье, коррекцию имеющихся неблагополучий.

 

- принцип равноправного партнерства с семьей предполагает активное включение родителей как полномочных субъектов этой деятельности в коррекционную работу.

 

- принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании детей риска утверждает признание уникальности, неповторимости, самооценки каждого ребенка;

 

Необходимость прогнозирования индивидуальной траектировки развития ребенка с опорой на его сильные стороны, склонности, способности и дарования.

 

- принцип победности учения в усвоениях преодоления носильных трудностей диктует необходимость индивидуализма и дифференсации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, необходимость психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости достигаемых результатов.

 

- принцип педагогического оптимизма акцентрирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации в развитии.

 

- принцип интегративного характера общеобразовательного процесса для детей риска утверждает необходимость органичного соеденения в общеобразовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями – диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.

 

Индивидуально-групповая работа в системе КРО

 

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Эти специальные занятия, цель которых повышение общего, интеллектуального уровня развития и решения задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидации пробелов предшедствующего обучения.

 

На коррекционные занятия в начальных классах отводится три часа в неделю, в пятом классе – пять часов, в 6-9 классах по 4ч., эти занятия предусмотрены в расписании уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В грппе можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми проблемами в развитии.

 

Предметом эстетического цикла в конпенсирующих классах отводится особая роль.

 

На уроках музыки и изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий. Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка.

 

Особенно привлекательны для детей совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество – это исполнение музыкального произведения в составе детского оркестра на уроках музыки, или коллективное моделирование и создание всем классом одной «картинки».

 

Условиями создания положительного заряда в учебной деятельности являются:

 

1) положительное отношение ребенка к школе в целом;

 

2) эмоции сопереживания в общении с учителем и сверстниками, очень важно учить детей культуре чувств;

 

3) наполнение учения положительными переживаниями, которые связаны с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении в учебной работе.

 

Много лет назад американский психолог Розенталь открыл эффект, который вошел в научную литературу как эффект Розенталя. Суть его в том, что если какой-то авторитетный человек например педагог, скажет, что какой-то ученик обладает большими потенциальными возможностями и в ближайшее время, по видимому добьется значительных успехов, то независимо от уровня способностей ребенка, он на самом деле начинает лучше учиться, проявлять свои творческие потенциалы. Это объясняется ответной реакцией этого ученика на соответствующие социальные ожидания. Если человек ощущает, что в него верят, видят в нем неординарную личность, он начинает бурно развиваться.

 

Положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способностями учебной работы, самостоятельными наблюдениями.

 

Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление.

 

Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка

 

Под обучаемостю понимают систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств у мА, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.

 

Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше и темп его умственного развития.

 

Уровень и специфика обучаемости определяются формирующими качествами ума каждый имеет себе противоположное.

 

Основные качества:

 

Глубина ума – поверхность,

 

Гибкость ума – инертность,

 

Устойчивость – неустойчивость,

 

Самостоятельность – подражательность,

 

Осознанность мыслительной деятельности – неосознанность.

 

Особенности сочетания этих качеств и различные уровни развития создают индивидуальные варианты обучаемости школьников.

 

Школьники с пониженной обучаемостью, тормозящей темп их психического развития, отличаются крайней поверхностью ума.

 

Дети с пониженной обучаемостью с трудом овладевают содержанием новых понятий. Им своиственно подражательность ума, слабая осознанность ума своего мыслительного процесса.

 

Главным условием благоприятно психического развития учащихся с пониженной обучаемостью является соответствие требований, предъявляемых к ученику, не на зоне актуального развития (достигнутого уже) а его потенциальным возможностям, т.е. на «зоне ближайшего развития». Этим детям нужно более развернутое объяснение с опорой на наглядность; выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

У учащихся компенсирующих классов необходимо формировать инструментальные навыки и учебные действия контроля и оценки – это навыки лежавшие в основе математических умений, чтения, письма и т.д.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ)

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенси- рующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и

обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированное™ психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде;всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несфор-мированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.). ^ Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей^ устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.

2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуч; ющихся на ступени начального общего образования. Целесообразн! чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленногодн; Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренны для освоения программ начального общего образования. 2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психол^ го-педагогического диагностирования осуществляется психолоп педагогическим консилиумом и оформляется его решение; Психолого-педагогический консилиум создается в образовател ном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагс гического консилиума входят заместитель директора п учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классо! другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работникам! данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педа: гогическом консилиуме на договорной основе.

Психолого-педагогический консилиум определяет направлени; компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

При наличии соответствующих условий функции психолого; педагогических консилиумов могут осуществляться районными (го' родскими) психологическими службами, реабилитационным! центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес кими консультациями.

2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей прово дится в следующем порядке:

а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровне" готовности к обучению;

б) специальное диагностирование детей с низким уровнем го товности к обучению, ориентированное на определение степени структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;

в) проведение при необходимости сбора дополнительной диаг ностической информации о детях в период их первичной адапта ции в образовательном учреждении (в течение первого полугодия на основе углубленного эксперементально-психологического ис следования, проводимого психологом.

2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения со ставляет 9-12 человек. Наполняемость классов компенсирую щего обучения в малокомплектных сельских и национальных; общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом ус ловий их работы.

2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих клас-ах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целе-ообразны организация дневного сна, двухразовое питание,

4еобходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных редметов в компенсирующих классах, по решению психолого-едагогического консилиума переводятся в соответствующий класс бщеобразовательного учреждения, работающий по основным об-

|щеобразовательным программам.

2.9. При отсутствии положительной динамики развития в усло-Ьиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (пси-'холого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в пределах первого года обучения.

2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ

 

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при Освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы

 

 

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

 

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитате-1 ли (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в* образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.

4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим консилиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.

4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.

4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, могут производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

 

V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

 

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.

5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.

5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят oматематическое углубленное изучение обучающихся с целью выяв-гения их индивидуальных особенностей и определения направлений эазвиваюшей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, зедут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно; психологом заполняют на них педагогические карты.

формирование продуктивных способов мыслительной деятельное ти, а также на исправление возможных нарушений общения и по ведения; оказывает методическую помощь учителям.

Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения Е развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.