Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы сотворчества в культуре




 

Конечно, человек как творческое существо действует не в одиночку. Особая задача культурологического анализа – понять, как складывается со-творчество людей в определенную эпоху. Одно поколение людей, как известно, стоит на плечах другого. Таким образом, результаты творчества зависят и от личных усилий, и от объективных обстоятельств, к которым относится и культурное состояние эпохи.

Ясно, что различия между физикой Ньютона и Эйнштейна нельзя вывести из исторической обстановки, личной судьбы или характера одаренности того и другого. Но музыкальное творчество Бетховена или Вагнера, философское учение Спинозы или Киркегора - это такие общезначимые достижения культуры, которые объяснимы лишь из особого сочетания объективных обстоятельств и личных усилий. В свою очередь достижения предшественников становятся объективными обстоятельствами формирования культурного облика потомков. И к этим достижениям можно отнести не только музыкальные произведения и научные теории, но и формы мышления, нормы вкуса и морали, принципы веры. Таким образом, индивиды в одном случае оказываются творениями, а в другом - творцами культуры. И одно поколение со всеми своими творческими усилиями является объективной предпосылкой творчества другого поколения как субъекта.

Природа творчества на уровне культуры была центральной темой для Владимира Соломоновича Библера (1918-2000), работавшего последние годы над созданием "Школы диалога культур". Библер был уверен, что произведение культуры возможно только в контексте со-творчества. При этом и смысл "произведения", и суть "со-творчества" он понимал по-своему, во многом не так, как другие философы и культурологи. "Остранение", а точнее - отстранение от привычных представлений было сознательной установкой для Библера, которую он наследовал из работ ОПОЯЗ'овцев - В. Шкловского, Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума.

"Культура, - утверждал Библер, - … и есть сфера произведений. … и чем дальше от него будем, тем острее вступаем с ним в творческое общение, дополняем смысл этого произведения, домысливаем проект до целостного кристалла, до "второй жизни автора". Произведение культуры, таким образом, может адекватно существовать только в общении людей. И в этом общении оно оживает и становится подлинным субъектом со-творчества, равным своему ныне живущему собеседнику. Более того, настаивал Библер, каждый раз произведение воссоздается заново. Каждый раз автор произведения вступает в диалог с новым участником и в новых культурных обстоятельствах по сути впервые. И этот "мир впервые", считал Библер, есть важнейшее проявление настоящей культуры.

Именно потому, что культура жива посредством общения, она, согласно Библеру, вся находится на границе, на стыке, в ситуации диалога и взаимовлияния. В таком продуктивном диалоге он видел источник творчества в культуре. Библер признавал, что его понимание культуры уходит корнями к произведениям М. М. Бахтина, который в 20-30-е годы впервые заговорил о полифонии, разноголосии и диалогичности произведений искусства. И так же открыто Библер противопоставлял свою позицию другим признанным авторитетам, в частности, О. Шпенглеру. "Если для Шпенглера культура и цивилизация - одна, другая, третья, четвертная - между собой не сообщающиеся сосуды…, - говорил он в своем докладе 2002 года, - то для меня определения данной исторической эпохи с ее культурой и цивилизацией существуют лишь на грани с другой эпохой - они все одновременны".

Активное влияние культуры прошлого на ее дальней­шее развитие показывает важность изучения закономер­ностей прогресса и развития культуры. Нарушение пре­емственности поколений катастрофически отразится на дальнейшем существовании данного общества. В широ­ком смысле культура есть совокупность проявления со­циальной жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Влияние культуры как способа социаль­ной жизни на общество состоит прежде всего в том, что она объединяет все виды человеческой деятельности. Это позволяет говорить об огромной важности культуры, как главного элемента прогресса и развития общества. В ре­зультате можно сделать вывод об участии культуры в ис­торическом процессе как неотъемлемого звена истории.

В свою очередь, нельзя также не учитывать и немалое влияние на культуру социальных и экономических усло­вий данного общества. На развитие культуры оказывает воздействие и уровень жизни общества, и экономическая стабильность, а также общее благосостояние людей. Но необходимо учитывать взаимные связи в обществе между этими сторонами. При повышении благосостояния людей может создаться почва для развития культуры, но и по­вышение благосостояния может превратиться в самоцель, что приведет к упадку культуры и деградации общества. Культура неразрывно связана с обществом, где она су­ществует. Поскольку каждое общество разделяется на со­циальные слои, культура также может делиться на разные уровни. Кроме этого, в мире присутствуют не только культуры отдельных обществ, но и общечеловеческие, не­преходящие ценности, сохраняемые на протяжение тыся­челетий в неизменном виде. Они выделяют, прежде все­го, человека как разумное существо, способное мыслить, творить и сохранять культуру предыдущих поколений. Культуры отдельных групп, как правило, с учетом обще­человеческих ценностей, направлены на удовлетворение своих социальных потребностей. Культура в обществе может иметь разную направленность.

Отношения между общечеловеческим и групповым в культуре выражаются в идеологии общества или группы, которая направляет развитие общества в соответствии со своими социальными идеалами, что в некоторых случая приводит к нарушению целостности культуры или ее ис­кажению. Следовательно, культура может развиваться в обществе на основе существующей социальной системы, и ее развитие будет определяться степенью совпадения социальных идеалов общества или группы с общечелове­ческими идеями духовной культуры.

 

 


Заключение

 

 

Таки образом, суть творческой деятельности - в вовлечении предмета в новые взаимосвязи, которых нет в природе или которые не предполагались его создателем. И тогда распредмеченный смысл может оказаться богаче и шире того, что сознательно опредмечивалось автором. Кроме того, новая культурная ситуация, в которой находится другое поколение, раскрывает иные грани в давно созданном произведении, как это часто, например, бывает в литературе. Таким образом, субъектом творческого процесса, безусловно, является человек, но новые идеи и смыслы он черпает не из самого себя, глубин сознания и подсознания, а из своего взаимодействия с действительностью.

Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры обуславливается двумя противоречивыми началами: с одной стороны, оно зависит от общего социокультурного фона, а с другой - от личностной уникальности. И в этой связи творчество личности всегда есть воплощение и выражение конкретной шкалы ценностей как личности, так и общества. А это значит, что творческий процесс всегда связан и с социокультурным, и с индивидуализированным самоопределением личности (группы, общества, эпохи), с выбором собственной личной позиции. По существу, творчество выявляет то, как человек обживает и переживает созданный человечеством культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Но именно это “как” и выражает неповторимость личности, богатство ее культурного мира. Механизм становления и развития культуры индивида происходит под влиянием как внешних социокультурных факторов, так и внутренних социально-психологических детерминант.

Другой важной группой факторов, составляющих внутреннюю детерминацию творчества является личностно-психологическая культура человека: установки, мотивы, интересы, запросы, то есть то, что выполняет роль побудительных сил интеллектуальной активности. Они в значительной мере влияют и на отношение специалиста к самому поиску, и на практическое осмысление результатов своей деятельности, они побуждают к наиболее полной реализации творческого потенциала, вызывают постоянное “беспокойство” и “неудовлетворенность”, оставляя специалиста в состоянии творчества на протяжении всей жизни.

Результаты творчества отдельных индивидов формируют новый уровень культуры, как их собственный, так и общества в целом. В это проявляется постоянное развитие культуры через творчество.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, - М., 2009.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введния в двадцать первый век. - М., 2001.

3. Библер В.С. Цивилизация и культура. - М., 2003.

4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 2001.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 2001.

7. Качке В. А. Философия. - М., 2001.

8. Культура: теории и проблемы. - М.,2005.

9. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001.

10. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 2003.

11. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1998.

12. Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 2004.

13. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 2004.

14. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 2001.

15. Проблемы философии культуры. - М., 2004.

16. Тойнби Дж. А. Постижение истории. - М., 2003.

17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов (учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии).- М., 2001.

18. Фролов И. Т. Введение в философию. - М, 2009.

19. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - М. 2003; Т.2 - М., 2008.

20. Швейцер А. Культура и этика. - М., 2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.