Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль мужчины и женщины в культуре древнего времени




 

Археологи, этнографы, антропологи, историки культуры, исследователи мифов и психоаналитики подтверждают, что символы матриархата были свойственны многим древнейшим цивилизациям и это выражалось в матрилинейности, т.е. счет происхождения и наследования велся по материнской линии.

В определенной мере матриархат был так же распространен и на территории Азербайджана в первобытный период. Особое место среди открытых памятников, как на территории Азербайджана, так и в мировом значении занимает пещера Азых (Физулинский район), богатая количеством и разнообразием вещественного материала.

Пещера Азых состоит из нескольких так называемых залов. Хотелось бы особо подчеркнуть наличие множества очагов, которые располагались в приемном зале. Здесь же, на южной скальной стенке выявлен естественный выступ с углублением, в котором хорошо собирается вода. Всего было обнаружено пять очагов. Неслучайно древними людьми Азыха на протяжении долгого исторического периода было выбрано место для очага именно в «приемной» достаточно далеко от выхода в пещеру (на расстоянии от 45 до 52 м. в глубь пещеры), но, зато, рядом с тайником родниковой водой. Очаги играли важную роль в жизни ашельских людей (древние люди долины Куручая). Очаги служили своего рода культом. А «приемная» служила при этом не только жилищем Азыхантропа (пренеандарталец в среднеашельском слое возрастом в 400 тыс. лет), но и своего рода ритуальным священным местом.

Культ огня или культ семейного очага играла большую роль во всей духовной жизни азыхантропа. Огонь служил не только для приготовления пищи, отпугивания диких зверей, но и является источником тепла. Культ огня был тесно связан с другими культами, такими как культ медведя, культ женщины, культ предков, культ солнца и др. Культ огня был непосредственно связан с культом женщины. Именно женщина была хранительницей огня, это она днем и ночью оберегала его, готовила на нем пищу для сородичей, обращалась к нему с магическими заклинаниями и приготовлением жертвенных напитков. Женщины принимали активное участие в охотничьих экспедициях первобытных людей. Их обязанностью было выделывание шкуры и копчение мяса, собирание растительной пищи.

Трудно переоценить роль женщины в накоплении и сохранении знаний о процессах и явлениях окружающего мира, добываемых в ходе практической деятельности первобытных коллективов. Как и многие другие древние люди Земли, первобытные жители древнего Азербайджана благотворили женщину.

Ценным источником древнейшей истории Азербайджана, позволяющим раскрыть место и роль женщины в это далекое время, является Гобустан с его неповторимым изобилием наскальных изображений.

 

Из довольно большого количества женских изображений в комплексе Гобустан хотелось бы особо выделить два из них, наиболее, на мой взгляд, колоритных. Это изображение женщины у пещеры «Ана-зага» («пещера-Мать») и женские рисунки в пещере «Едди гезял» («Семь красавиц»).

Множество различного вида наскальных изображений выявлены также и в ряде мест в районе гор Шыхгая и Шонгардаг, на Апшеронском полуострове в зоне поселков Мардакян, Шувелян, Зиря, Сураханы, Раманы, близ поселка Гала, на побережье Каспийского моря в местности Дюбенди и у начала дамбы, соединяющей материк с островом Артема (Пир-Аллахи). Обнаруженные здесь образцы искусства датируются периодом каменного века.

Большое количество женских скульптурных изображений были обнаружены как в Западной Европе (Виллендорф в Австрии, Гримальди в Италии, Брассемпул во Франции и др.), в некоторых районах Чехословакии и на постсоветском пространстве (здесь собраны сотни фигурок из песчанника и глины), на территории от Атлантического побережья Пиренейского полуострова до озера Байкал, так и в Азербайджане.

Так, в ряде курганов на Апешероне (близ селения Тюркян) выявлены каменные изваяния грубой формы (начало эпохи бронзы). Особое внимание привлекает обнаруженная в погребении (местечко Тюркян), что восточнее поселка Зиря, скульптура, изготовленная из местного известняка, отличающаяся от ранее найденных на Апшероне каменных скульптур по строению. Здесь отчетливо выделены голова, руки, скрешенные на груди и пояс. Это скульптура относится к эпохе поздней бронзы и возможно имеет культовое значение. Обломки двух хорошо обработанных женских статуэток из известняка (эпоха мезолита) были обнаружены в камере на верхней террасе горы Беюкдаш в Гобустане у подскального убежища стоянки «Кяниза».

В ряде районов Азербайджана археологами обнаружены женские и мужские статуэтки без голов и конечностей. Находка некоторых статуэток с переломанными головой и конечностями в ряде районов Азербайджана связана, возможно, с жертвенными обрядами. Страбон писал, что в Древней Албании существовал обычай человеческих жертвоприношений.

Точная фиксация при раскопках деталей жилищ и находок в них позволили археологам определить условия, в которых встречались произведения искусства в виде наскальных изображений и прежде всего статуэтки женщин.

Некоторые обнаруженные фигурки женщин были как бы спрятаны или заботливо прикрыты костями, камнями, орудиями, кусочками охры. Такая забота о женских фигурках, несомненно, говорит о высоком положении женщины в первобытном обществе.

Существует расхожее мнение, что со времен первобытно-общинного строя мужчина занимал более важное положение, занимаясь охотой и кулачно-палочными боями с соседними общинами, тогда как женщине отводилось «второстепенная» роль пресловутой хранительницы пещерного очага и производительницы потомства, а матриархат как общественный строй был неразвит и не был распространен повсеместно.

Но существует так же и другая точка зрения, в частности, Риан Аслер, которая считает, что десятки тысячелетий человечество не знало гендерной дискриминации, живя в достатке, мире и свободе. В периоды истории, называемые палеолитом и неолитом, никому не приходило в голову ущемлять или недооценивать женщин, но напротив, нормой было равенство полов, и – шире равенство всех людей. Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над другим. И везде важный факт понимания начального развития нашей культурной эволюции, где совершился большой скачок в материальной и социальной жизни, Бог был женщиной. Именно словами, наши доисторические предки поклонялись Богине, Матери – Природе, Дарующей жизнь.

Общество, которое не являлось патриархатным, принято называть матриархатным, по аналогии. Иначе говоря, если не мужчина господствовал над женщиной, стало быть, это делала женщина, подчиняя себе мужчину. Однако, многочисленные данные, полученные из раскопок от западного края Европы на восток до Байкала и от центра Европы на юг до Ближнего Востока, со всей очевидностью и недвусмысленностью свидетельствуют: общества, населявшие эти громадные пространства, были обществами партнерскими, ни одна половина человечества не давила над другой. Да царил культ Женщины. Но женщины-матери, дети которой – и мальчики, и девочки, и мужчины, и женщины – равны перед нею и друг перед другом. Эти общества были матрилинейными, женщины как жрецы (хотя были и мужчины - жрецы) или предводительницы кланов, играли ведущую роль во всех аспектах жизни. Но практически не найдено указаний на то, что положение мужчины в этой системе было сколько-нибудь сопоставимо с угнетенным и подчиненным положением женщины в системе с мужским господством, пришедшей на смену гиноцентризму, т.е. обществу, центральной фигурой которого была женщина. Если женское начало как основной символ чуда жизни, господствовала в искусстве и идеологии неолита, то мужское начало также играло важную роль. Даже мифологический мир не был разделен на мужскую и женскую половину. Оба начала уживались рядом. Мужское божество в виде молодого мужчины или самца животного утверждает и усиливает женские силы созидания и активности. Ни одно не подчиняется другому: взаимно дополняясь, они удваивают свои силы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.