Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Томск - 2000II. Русская культура XVIII - первой половины XIX веков




Жеравина А.Н., Дутчак Е.Е., Можаева Г.В.

русской культуры (IX - нач. ХХ вв.)

Рабочая программа спецкурса

 

II.I.Основные тенденции развития русской культуры в XVIII - XIX вв.

 

1. Введение в историю русской культуры XVIII-первой половины XIX вв.

 

2. Русская культура в преддверии Нового времени

 

3. Основные принципы культурной политики Петра

 

4. 'Реформа веселья' как составная часть культурной политики Петра 1

 

5. История народного образования и становление науки

 

6. Реформирование церкви в XVIII веке

 

7. Русский дворянин в системе служебной иерархии (XVIII - первая половина XIX вв.)

 

8. Семейный быт в XVIII -первой половине XIX вв.

 

9. Культурная модель Петербурга в XVIII- первой половине XIX вв.

 

10. Итоги реформирования русской культуры в исторической перспективе

 

II.II. XVIII - первая половина XIX вв. как время формирования личностного типа культуры

 

1 Просветительские идеалы в системе русской культуры

 

2 Идея создания "новой породы" людей в истории русской культуры XVIII века

 

3 Личность в истории культуры первой половины XIX вв.

 

Литература

 

-----------------------------------------------------------------------------------------

 

II. Русская культура XVIII - первой половины XIX веков

 

Цель раздела заключается в том, чтобы на историко-культурном материале периода продемонстрировать механизмы изменения культурных систем.

 

Постановка данной цели предполагает, что в составе любой культурной системы (в том числе в системе русской культуры) имеется достаточно активное 'смысловое информационное ядро' (некоторая информация, которая усваивается человеком и коллективом - как целенаправленно (осознанно), так и бессознательно - и определяет социальное поведение человека). Предположительно, ядро разбивается на:

 

Центральные элементы - они обеспечивают стабильность системы в целом, т.к. они наименее подвержены внешним воздействиям и передаются практически в неизменном виде (в данном случае - это основные параметры традиционалистского сознания);

 

Периферийные элементы - они наиболее восприимчивы к внешним воздействиям и, в конечном счете, способны трансформировать центральные элементы ядра.

 

Именно с постепенной трансформацией смыслового ядра, которое с начала XVIII века начинает испытывать сильное воздействие (естественное расширение контактов со странами Западной Европы, политика 'европеизации'), связано и изменение самого рисунка русской культуры в Новое время. В курсе предполагается проследить это динамику культурных процессов, главным итогом которых является становление личностного типа культуры.

 

Программа

 

II.I.Основные тенденции развития русской культуры в XVIII - XIX вв.

 

1. Введение в историю русской культуры XVIII-первой половины XIX вв.

 

Общая характеристика эпохи. Взаимосвязь тенденций развития Западной Европы и России в Новое время. Зарождение новых культурных норм. Рационализм как принцип познания мира. Секуляризация культуры.

 

Изучение истории русской культуры XVIII - первой половины XIX вв. в трудах отечественных исследователей. История появления термина 'новая культура'. Дореволюционная традиция изучения и современное состояние исследований по истории русской культуры XVIII-первой половины XIX вв.

 

2. Русская культура в преддверии Нового времени

 

Русская культура в переходное время от Средневековья к Новому времени: содержание и периодизация процесса. Переходный период от Средневековья к Новому времени в Западной Европе и России, общее и особенное. Проблема человека в культуре переходного периода. Потенциал русской культуры до царствования Петра 1. Понятие 'уровень коммуникативности культур'.

 

Причины и цели петровской модернизации. 'Культурное наследство" Петра 1. Роль поездки Петра в Европу в ходе его дальнейших преобразований (знакомство с европейской культурной ситуацией). Законы культурных взаимодействий. Понятия 'модернизация', 'текст' в историко-культурных исследованиях.

 

3. Основные принципы культурной политики Петра

 

Эстетические вкусы Петра 1: условия формирования, характеристика. Особое понимание роли искусства на рубеже XVII - XVIII вв. Учение о естественном праве, его роль в формировании культурной политики Петра.

 

Опыты формирования светских методов идеологического воздействия государства (на примере истории театра, иллюминационного искусства, литературы, гравировального дела в петровскую эпоху).

 

4. 'Реформа веселья' как составная часть культурной политики Петра 1

 

Древнерусская концепция веселья. Понятие 'смеховая культура'. Осуждение веселья в древнерусской книжности. Несовпадение книжного идеала христианской жизни и повседневной реальности русского средневековья. Институт скоморошества, его ритуальные функции. Народные календарные праздники.

 

Реабилитация смеха в петровскую эпоху. Понятие 'реформа веселья' Петра 1, ее цели. Маркированные и немаркированные типы поведения. 'Шумовство' как часть программы европеизации. Составляющие 'реформы веселья': календарная реформа, Всешутейший собор, ассамблеи. Значение "реформы веселья" Петра 1 в становлении нового типа культуры в России.

 

5. История народного образования и становление науки

 

Периодизация истории развития школьного дела в России. Создание отечественной системы светского образования. Первые светские учебные заведения: история создания, цели обучения. Организация латинских школ в России. Состав учащихся в латинских школах. Вопрос о католическом влиянии. Создание системы сословного образования (вторая четверть XVIII - середина XIX вв.). Роль университетского образования в системе русской культуры.

 

Наука как область культуры Нового времени. Учреждение Академии наук, Библиотеки, Кунсткамеры. Позиция государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры в Новое время.

 

6. Реформирование церкви в XVIII веке

 

Предыстория церковной реформы. Власть и церковь в интерпретации русского средневековья. Кризис церкви во второй половине XVII века как показатель структурных изменений в духовной жизни общества.

 

Церковная реформа Петра 1 как составная часть его культурной политики. Варианты выхода из кризиса в начале XVIII века. Принцип полезности в реформировании церкви. Политика Екатерины II по отношению к церкви. Генезис новой мировоззренческой системы (деизм). Появление атеистических взглядов. Феномен 'светской святости'. Старообрядчество как религиозная оппозиция власти. Результаты реформирования церкви.

 

7. Русский дворянин в системе служебной иерархии (XVIII - первая половина XIX вв.)

 

Русский дворянин эпохи Петра 1 и идея 'регулярного государства'. Табель о рангах. Теории 'общего блага' и 'регулярного государства', их роль в преобразовании дворянского сословия.

 

Социокультурный статус военного и чиновника в XVIII-первой половине XIX вв. Взаимосвязь чинов и распределения привилегий в дворянском быту. Русская именная формула как социальный знак. Всесилие бюрократии. Последствия внедрения в жизнь принципа тотальной регулярности.

 

8. Семейный быт в XVIII -первой половине XIX вв.

 

Царские свадьбы первой четверти XYIII века, их роль в европеизации дворянского быта. Изменение ритуальной стороны свадебных торжеств.

 

Сватовство, брак и развод в русском быту XYIII-первой половины XIX вв. Законодательство петровской эпохи о браках. Порядок заключения брака в дворянском и крестьянском быту. Бракоразводные дела. Статус супругов.

 

9. Культурная модель Петербурга в XVIII- первой половине XIX вв.

 

Концепция 'Москва - III Рим' в идеологии Петра 1 и символика Петербурга. Роль Петербурга в становлении нового типа культуры в России. Использование средневековых символов при формировании имперской идеологии.

 

Городское пространство и мифология Петербурга. Городская семиотика: город как имя, город как пространство. 'Театральность' Петербурга. Эсхатологическая мифология Петербурга: генезис, содержание.

 

Петербург как центр интеллектуальной жизни России XVIII - первой половины XIX вв. Уникальность Петербурга в системе русской культуры

 

10. Итоги реформирования русской культуры в исторической перспективе

 

Результаты взаимодействия русской и западноевропейской культур в XVIII веке. Понятие 'культурный взрыв'. Петровская эпоха как промежуточный тип при переходе от Средневековья к Новому времени. Результаты и значение "европеизации".

 

Реформы Петра 1 в контексте эсхатологических ожиданий эпохи. Возникновение и развитие народного учения о Петре 1 - антихристе: генезис, содержание, аргументация.

 

70-е гг. XVIII в. как новый этап в развитии русской культуры. Изменение типа связей в культурном космосе. Становление национальной культуры, ее характеристики. XVIII - первая половина XIX веков. как время формирования личностного типа культуры. Характеристики личностного типа культуры.

 

II.II. XVIII - первая половина XIX вв. как время формирования личностного типа культуры

 

1. Просветительские идеалы в системе русской культуры

 

"Просвещенный абсолютизм" как явление русской культуры. Понятие 'просвещение' в системе средневековой культуры. Общественные настроения в середине XYIII в. 'Наказ' Екатерины II как сочинение в духе концепции "просвещенного абсолютизма".

 

Отражение идеалов века Просвещения в садово-парковом искусстве. Человек в системе философии Просвещения. Принципы устройства садов, парков, дворянских усадеб. Значение литературных утопий и садово-паркового искусства в культуре Нового времени.

 

2. Идея создания "новой породы" людей в истории русской культуры XVIII века.

 

Человек и исторический процесс в разных философских системах второй половины XVIII века: просветительская концепция, позиции 'архаистов', философско-этические идеи масонства.

 

Педагогическая теория в эпоху Екатерины II. Концепция И.И. Бецкого. Смольный институт. Взгляды И.М. Карамзина, И.И. Новикова на воспитание. Журнал 'Детское чтение для сердца и ума".

 

Рыцарские идеалы в конце XVIII века. Личность императора Павла 1. Рыцарская идея в культуре конца XVIII в.: генезис, составляющие и значение.

 

3. Личность в истории культуры первой половины XIX вв.

 

Декабристский тип личности. Значение Отечественной войны 1812 г. в формировании нового поколения дворянской молодежи. Идеи об усовершенствовании государства. Взаимопроникновение литературы и реальной жизни в первой половине XIX века. Роль декабризма в становлении личностного типа культуры.

 

Тенденции развития культуры во второй четверти XIX в. Немецкая философия и русская общественная мысль. 'Хлестаковщина' как явление русской культуры. Хлестаков как реальный историко-психологический тип. Условия и причины возникновения 'хлестаковщины' в николаевскую эпоху.

 

XVIII - первая половина XIX вв. как материал для историко - культурного анализа. Проблема изменения культурных систем. Значение XVIII - первой половины XIX вв. в истории русской культуры.

 

Литература

 

1. Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М.,1906.

 

2. XVIII век. Вып.1-18. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1958-1993.

 

3. Герасимов И.В. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. 1994.? 4. С.63-73.

 

4. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1996.

 

5. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988.

 

6. Демина Г.В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни общества // Вестник МГУ. 1996.? 6. С.4-18. Сер.8.

 

7. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.: Просвещение, 1972.

 

8. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX вв.: Учеб. Пособие для ист. спец. вузов. М.: Изд-во МГУ, 1983.

 

9. Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989.?3. С.49-64.

 

10. Культура эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993.

 

11. Лотман Ю.М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). СПб.: Искусство, 1996.

 

12. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Таллин: Александра, 1992.

 

13. Масонство. Сборник. М.: СП 'ИКПА', 1991. Т.1-2. (Репринт. Воспроизведение изд. 1914-1915 гг.)

 

14. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.: Издательская группа 'Прогресс-культура', 1994.

 

15. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первая половина XIX вв.). Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1979.

 

16. Мир русской провинции и провинциальная культура: Сборник. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.

 

17. Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995.

 

18. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1984..

 

19. Петребург петровского времени. Л.: Лениздат, 1948.

 

20. Пыляев И.М. Старый Петербург. СПб., 1889.

 

21. Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени: Сб. статей. М.: Ин-т. Рос. Истории, 1992.

 

22. Русская мысль в век Просвещения. М.: Наука, 1991.

 

23. Русское искусство XVIII - первой половины XIX века: Материалы и исследования. М.: Искусство,1971.

 

24. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России (первая половина XVIII в.). Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1982.

 

25. Тодд III У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб.: Академический проспект, 1996.

 

26. Чайковская О.Г. 'Как любопытный скиф...': Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII в. М.: Книга, 1990.

 

27. Чечулин Н. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. СПб., 1889.

 

28. Чистов К.В. Русские народные социально - утопические легенды XVII - XIX вв. М.: Наука, 1967.

 

29. Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. Учеб. Пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1992.

 

30. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л.: Ленингр. отделение, 1991.

 

31. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба вы России (конец XVIII - начало XIX столетия). М.: Мысль, 1982.

 

III. Русская культура второй половины XIX - начала XX вв.

 

1. Введение в историю русской культуры второй половины XIX - начала XX вв.

 

2. Народное просвещение и наука во второй половине XIX - нач. ХХ вв.

 

3. Мировоззренческие установки эпохи

 

4. Религия и церковь в культуре второй половины XIX - начала ХХ вв.

 

5. Мир народной культуры

 

6. Дворянская культура во второй половине XIX - начале ХХ вв.

 

7. Мир творческой элиты

 

8. Развитие искусства во второй половине XIX - начале XX вв.

 

9. Русская революция как феномен культуры

 

10. Значение культуры второй половины XIX - начала ХХ вв. в истории русской культуры

 

Литература

 

-----------------------------------------------------------------------------------------

 

III. Русская культура второй половины XIX - начала XX вв.

 

Цель раздела - помочь студентам усвоить основные проблемы и направления развития русской культуры во второй половине XIX - начале XX веков. Представляется важным и возможным:

 

- показать цельность культуры и взаимообусловленность ее феноменов как в диахронном (в связи с их местоположением и ролью в историческом развитии человеческой культуры), так и в синхронном (поскольку все они связаны друг с другом как современники одной эпохи) порядке;

 

- попытаться увидеть, что в культуре всегда сосуществуют противоположные тенденции: к повторению уже известного и созданию принципиально нового;

 

- рассмотреть суть наиболее значительных и ярких явлений русской культуры второй половины XIX - начала ХХ вв..

 

Наиболее важным представляется изучение мира людей - их быта, образа жизни, мировоззрения. Вместе с тем, понять этот мир невозможно без изучения уровня образованности и религиозности общества, его идейных установок. Представление о предметном мире русской дополнит изучение мира искусства, который является самостоятельным в культуре и вместе с тем наиболее полно отражает ее в себе. Изучению этих трех миров в их взаимодействии и взаимосвязи и будут посвящены наши встречи.

 

Программа

 

1. Введение в историю русской культуры второй половины XIX - начала XX вв.

 

Культура: слово и понятие. Динамика культурного развития и ее источники. Преемственность как фактор развития. Традиции и новаторство и механизм их взаимодействия в культуре. Культура народная и элитарная. У истоков массовой культуры.

 

Своеобразие русской культуры второй половины XIX века. Проблема 'наследства' и проблема творчества. Общая атмосфера рубежа XIX-XX веков. Опосредованность развития культуры к. XIX - нач. ХХ вв. социально-экономическими факторами. Социально-психологические установки эпохи. Традиции и новаторство в культуре 'серебряного века'.

 

Историография истории русской культуры второй половины XIX - начала ХХ вв. Классификация и обзор источников.

 

2. Народное просвещение и наука во второй половине XIX - нач. ХХ вв.

 

Система народного просвещения в России. Русская школа и 'великие реформы'. Университеты и университетская жизнь. Среднее образование. Женское и внешкольное образование. Образование и общество. Уровень образованности в России во второй половине XIX- начале ХХ вв. Книгоиздательство и книжность.

 

Развитие науки. Российские университеты - центры научной деятельности. Естественные и гуманитарные науки. Ученые - 'самородки' (Ф.Г. Солнцев, И.И. Орлов). Значение научного знания в системе культуры.

 

3. Мировоззренческие установки эпохи

 

Позитивистские и материалистические идеи второй половины XIX века. Рационализм и духовность. Вопрос о познаваемости мира. 1880-е годы: проблема 'наследства' и проблема творчества. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Отказ от позитивизма и утверждение идеализма. Причины мировоззренческого кризиса на рубеже XIX - XX вв.

 

Русская философия 'серебряного века': основные идеи, связь с предшествующей философской мыслью России. Философы 'серебряного века'.

 

4. Религия и церковь в культуре второй половины XIX - начала ХХ вв.

 

Религиозная ситуация в России во второй половине XIX- начале ХХ вв. Русская православная церковь в пореформенный период. Церковь и культура. Церковная реформа и кризис русской православной церкви. Критика православия и тенденции обновления религии. Религиозный 'эклектизм'. Реформаторские настроения начала ХХ века. Обновленческое движение в русской православной церкви. Критика православия со стороны прогрессивных деятелей культуры. Деятельность религиозно - философских обществ в Москве и Петербурге.

 

Религия и общество: отношение общества к церкви, к религии, к служителям культа. Народная религиозность. Особенности 'бытового' православия.

 

5. Мир народной культуры

 

Понятие народной культуры. Социальная дифференциация культуры в дореволюционной России. Культура народная и элитарная. Русское крестьянство: к истории повседневной жизни и быта. Крестьянская семья. Обряды и традиции. Культура праздника. Крестьянские праздники: большие, годовые и малые. Нравы русского крестьянства. Молодежь в обрядовой жизни крестьянской общины.

 

Образованность и религиозность. Система религиозных верований и обычаев крестьян. Общинные и индивидуальные культы. Картина мира в обыденном сознании. Письменность, книжность и крестьянская литература.

 

Русский город во второй половине XIX - начале ХХ вв. Быт и нравы горожан. Повседневные и праздничные обычаи и развлечения. Зрелищная культура города. Новые формы организации досуга. Отношение к образованию. Уровень жизни рабочего города.

 

6. Дворянская культура во второй половине XIX - начале ХХ вв.

 

Дворянская культура как инвариант народной культуры. Высший свет и провинциальное дворянство в пореформенный период. Социокультурное расслоение дворянства. Культура усадебная и культура городская. Помещичий усадебный быт. Культурная жизнь усадьбы во второй половине XIX века.

 

Система ценностей российского дворянства второй половины XIX вв. Образ жизни и стиль мышления. Отношение к государству и службе. Люди и чины. Благотворительность как культурный феномен.

 

7. Мир творческой элиты

 

Статус и общественное положение деятеля культуры. Диалектика взаимодействия народа и интеллигенции в качестве субъектов культуры. Русская интеллигенция - объединяющий и интегрирующий фактор культурного развития. Самочувствие творческой личности.

 

Эстетические концепции и творческий универсализм. Представления о самоценности культуры. Панэстетизм. Концепция 'всенародности искусства' В. Иванова. Идея общественного возрождения средствами искусства. Поиск культурных: художественных, религиозных, философских - оснований изменения существующего мира, путей и форм его.

 

Индивидуализация как способ рационализации жизни. Новые формы самоорганизации культуры. 'Русские сезоны' С. Дягилева - этапное событие в развитии русской культуры.

 

8. Развитие искусства во второй половине XIX - начале XX вв.

 

Искусство и жизнь. Проблема постижения мира и жизни в искусстве. Критический реализм. Реализм и романтизм. Реальность и миф. Мифотворчество и жизнетворчество. Новая реальность и новые течения в искусстве. Новаторство как индивидуальный способ познания мира и его художественного выражения. Русский модерн. Человек и природа в модерне. Эстетический утопизм модерна. Пути самоопределения символизма в русской культуре. Философические рефлексии. Образ мира в системе символизма.

 

'Рубеж' веков и культурные традиции. Вспоминаемое прошлое как отражение законов настоящего. Современность как источник творчества. Обращение к западноевропейскому культурному наследию. Древнерусские и славянские традиции в культуре 'рубежа'. Приобщение к мифологическому мышлению. Язычество и мифопоэтический тип сознания. Мифологизация и мифотворчество. Распространение сказочных мотивов.

 

9. Русская революция как феномен культуры

 

Эсхатологические предвидения начала ХХ века. Революция 1905-1907 гг. - внешнее отражение структурного и духовного кризиса. Революционное творчество как способ преобразования действительности. Революция и культура. Социальный реализм как социокультурная рефлексия. 1905-й год в восприятии современников.

 

Общественное самочувствие человека середины 1900-х гг. Мотив безмолвия как способ художественно-философской интерпретации мира. Тема "Сна" и "Тишины" как художественный эквивалент социальной атмосферы послереволюционной России. Социально-историческая реальность и смысловая многозначность символизма.

 

10. Значение культуры второй половины XIX - начала ХХ вв. в истории русской культуры

 

Изучение культуры переломных эпох как способ исследования структурных изменений в обществе. Рождение интегративного стиля культуры. "Слово" и "дело" в русской культуре второй половины XIX - начала ХХ вв. Две линии русской культуры на рубеже XIX и ХХ вв.

 

Цельность культуры и взаимообусловленность ее феноменов. Реконструкция человеческого опыта переживания структурных изменений как способ познания историко-культурной реальности.

 

Литература

 

1. Баткин Л.М. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М.: ТОО "Курсив - А", 1994.

 

2. Батракова С.П. Образ мира в живописи XX века // Мировое древо. 1992.? 1.

 

3. Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания. М.-Л.: Земля и фабрика, 1931.

 

4. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

 

5. Бенуа А. Мои воспоминания: М.: Наука, 1990. Т.1-2.

 

6. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде XIX - XX вв. // Этнические стереотипы поведения. Л.:Наука, Ленинград. отд-е, 1985.

 

7. Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М.:Высшая школа, 1990.

 

8. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989.

 

9. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993.

 

10. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космопсихологос. М.: Прогресс: Культура, 1995.

 

11. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Наука, 1991.

 

12. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.: Просвещение, 1985.

 

13. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.

 

14. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995.

 

15. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.

 

16. Жолковский А.К. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М.: Советский писатель, 1992.

 

17. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1990.

 

18. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России, 1900-1910 гг. М.: Наука, 1976.

 

19. Иванов А.Е. Высшая школа России в к. XIX - н. ХХ вв. М.: Наука, 1991.

 

20. История искусств: Отечественное искусство /Т.В. Ильина/. М.: Высшая школа, 1994.

 

21. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М.: Прогресс - Литера, 1995.

 

22. Каждан Т. Культурная жизнь усадьбы во второй половине XIX в.. Качановка // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. М.: Наука, 1982.

 

23. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

 

24. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-Пресс,1997.

 

25. Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995.

 

26. Крыщук Н. Искусство как поведение: Книга о поэтах. Л.: Сов. писатель: Лениград. отд-е, 1989.

 

27. Культура русского модернизма. Статьи, эссе и публикации. М.: Наука, 1993.

 

28. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.

 

29. Лобанов В.М. Кануны: Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.: Сов. художник, 1968.

 

30. Лотман Ю.М. Культура и взрыв М.: Гнозис,1991.

 

31. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. М.: Искусство, 1991.

 

32. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Ч.3. М.: Наука, 1976.

 

33. Меценаты и коллекционеры: Завещано России. М.: Русская книга, 1993.

 

34. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры:. М.: Прогресс, 1994-1995. Т. 1-3

 

35. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала ХХ века. М.: Искусство, 1991.

 

36. Некрылова А.Ф. Русские городские народные праздники, увеселения и зрелища (конец XIX - начало ХХ в.). Л.: Искусство, 1988.

 

37. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград: Изд-во Калин. ун-та, 1994.

 

38. Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже: 1908-1929. М.: Искусство, 1988.

 

39. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад? Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

 

40. Померанц Г.С. С птичьего полета и в упор // Мировое древо. 1992.? 1.

 

41. Поспеловский Д. Русская православная церковь: Испытания начала ХХ века // Вопросы истории. 1993.? 1.

 

42. Пути и миражи русской культуры. СПб.: Северо-Запад, 1994.

 

43. Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира / Под ред. Г.Ю. Стернина. М.: Наука, 1991.

 

44. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.

 

45. Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века // Отечественная история. 1995.? 2. С. 166-175.

 

46. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917: Антология. М.: Наука,1993.

 

47. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.

 

48. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

 

49. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема 'жизнетворчества'. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1991.

 

50. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Современники о Дягилеве: Тт. 1-2. М.: Изобразит. иск-во, 1982.

 

51. Сказка серебряного века. М.: ТЕРРА, 1994.

 

52. Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX - XX вв. // Советская этнография. 1978.? 3. С. 31-43.

 

53. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.). М.: Наука, 1975.

 

54. Федоров В.А. Мать и дитя в русской деревне (конец XIX - начало ХХ в.) // Вестник Московского университета: Серия 8: История. 1994.? 4.

 

55. Чтение в дореволюционной России / Сост. А.И. Рейтблант. М.: Наука, 1992.

 

56. Эймонтова Р.Г. Российские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985.

 

57. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: Шестидесятые годы XIX века. М.: Наука, 1993.

Назад

"Духовная культура древней Руси в поисках святости" (Часть 1)

Скворцова А. Н.

 

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу...

 

А. С. Пушкин

 

Древняя русская литература - это прежде всего семь веков в нашей культуре... Русской архитектуры хватило бы на десять наций - такая она разнообразная... Это чудо какое-то! И как же не приобщить молодежь к этому чуду, формирующему национальное самосознание и патриотизм?! Но если исключить из программы преподавание древнерусской культуры, то у молодого человека создается впечатление, что Россия целиком зависела от Запада и, лишь когда пришел Петр, наступили времена свободного общения с Европой, откуда пришла культура... Д. С. Лихачев

 

Быть ли нам русскими, или превращение в безликий этнический материал - наше неизбежное будущее? На Третьих Димитриевских Общеобразовательных Чтениях, проходивших в сентябре 1998 г. в городе Ростове-на-Дону и ставших уже традиционными для Ростовской епархии и ИПК и ПРО, этой острой проблемы коснулся почти каждый из выступавших. Решить ее, по общему мнению, образованию удастся лишь в той мере, в какой оно сумеет укоренить души-"бесприданницы" нынешних детей в почве традиционной культуры.

 

Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, национальное безразличие, назойливая пропаганда гедонизма средствами массовой информации в качестве безальтернативной этической системы - все это среда, благоприятная для "процветания" инфантилизма, аморализма и пошлости. Что можно противопоставить этому "грязевому селю", вытравляющему все человеческое в человеке?

 

Академик Д.С. Лихачев утверждал, что "для жизни человека не менее чем биологическая, важна иная среда, созданная культурой его предков", она необходима человеку для "духовной оседлости", для его самодисциплины и социальности.

 

По мнению диакона Андрея Кураева, “растущий человек должен и имеет право знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет”. Кроме того, проникновение в сущность национальной культуры помогает разрешить одну из главных психологических проблем современности - невозможность самоидентификации, следствием которой является болезнь времени – немотивированная агрессия.

 

Поиск этико-эстетического идеала и нравственных вершин жизненно необходим молодым людям, ибо "как постигнут они сокровенность свою человеческую, если нет у них пути возвыситься в мыслях"? ( Ч. Айтматов). Приобщение к русской национальной традиции может способствовать формированию особого внутриличностного уклада с четкими нравственными ориентирами, которые и будут регулятором поведения.

 

"Народ, создающий высокий национальный идеал, - утверждал Д.С. Лихачев, - создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры".

 

Таким “горным хребтом” является духовная культура. Понятие “духовность” в этике связывают с внутренней чистотой, свободой от мелочных страстей себялюбивого эго.

 

Зримые формы культуры, как известно, растут из незримого опыта духа. В основе русской культуры, да и государственности лежит православие. Нужно заметить, что вся русская культура по отношению к этическим ценностям православия находится в трех позициях: либо утверждает, либо отрицает, либо ищет. Ф.М. Достоевский настаивал: “Мы в такой степени русские, в какой степени мы православные”.

 

В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то, сбиваясь с праведного пути, то, возвращаясь на него. Идеал этот – святость.

Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.

 

Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" означено уже в самом названии: это не просто экскурс в историю древнерусской культуры и знакомство с высокохудожественными произведениями великих мастеров, это открытие нравственного идеала, завещанного нам предками. Идеал этот "светит" и в древнерусской храмовой архитектуре, и в иконе, и в литературе, да и во всей истории Святой Руси.

 

Программа позволяет ученику приобщиться к поиску, найти этот идеал еще раз, но каждому лично. Значимость этого поиска для личностного развития и формирования мировоззрения трудно переоценить, тем более в наше время идейного бездорожья и "размытых" нравственных ориентиров.

 

Данная программа может быть использована параллельно с действующими программами по МХК или же предварять их. Автору видится целесообразным изучение данного курса по двум причинам: во-первых, это возможность систематизировать частичные, разрозненные сведения о древнерусской культуре, предложенные в учебных программах по истории и литературе, во-вторых, это возможность заложить основу для изучения истории, литературы и культуры золотого и серебряного веков, когда художественное и нравственное, соединившись, поднялись на недосягаемую для западноевропейской, да и мировой культуры высоту. По мнению автора, осознать полноту этико-эстетических истин золотого и серебряного веков невозможно без глубокого и вдумчивого изучения православной семивековой культуры Древней Руси.

 

Главная цель программы состоит в том, чтобы ввести растущего человека в традиционно-православную культурную среду, помочь ему ощутить себя преемником великой русской культуры, осмыслить собственную национальную принадлежность, обнаружить в себе высокие этические и эстетические идеалы, заложенные благодаря этой национальной принадлежности, осознать свой сыновний долг перед Отечеством.

 

Задачи курса:

 

1) познакомить ученика с уникальностью древнерусской художественной культуры, показать ее высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;

2) познакомить с видами и жанрами искусств в Древней Руси, их развитием, трансформацией их в современном искусстве;

3) научить понимать символический язык древнерусской архитектуры, иконописи, литературы;

4) познакомить с лучшими образцами древнерусского искусства, с их гениальными творцами;

5) показать своеобразие и многообразие форм духовной и материальной культуры Древней Руси, научить видеть общее и неповторимое в различных художественных школах древнерусского искусства;

6) воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры.

Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалами, выявляющими этико-эстетические вершины национального сознания, воплощенные в формах рукотворного и нерукотворного творчества.

Условно говоря, это идеи "человек-икона", "мир-храм", "бытие-Логос". Именно они в их многоплановой взаимосвязи организуют единство картины мира, представленной в национальной культуре, и выявляют место человека в ней.

 

Основные принципы:

 

а) научность, доступность, наглядность;

б) связь обучения с жизнью, обусловленная позицией "древнерусская культура не музейный экспонат, но живые корни современной русской культуры";

в) интегративность (нерасторжимость внутренних связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи);

с) вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.

 

Структура программы.

 

Программа состоит из 4-х разделов, соответствующих по времени 4-м четвертям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.

 

I раздел "Образ Святой Руси в истории и культуре" вводит учеников в мир духовной истории нашего отечества, знакомит с трагической судьбой храмов, монастырей, православия вообще в годы советской власти, помогает увидеть образ Святой православной Руси, запечатленный в искусстве XIX и XX вв. Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему православие подверглось таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям, почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить "это" (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?

 

II раздел "Образ святой Руси в ее храме" открывает поиск идеала, знакомит с храмовой идеей древнерусского искусства и способами ее воплощения, являет идеальный образ мира, в грядущее устройство которого верили наши предки, приоткрывает завесу над сакральным смыслом храма как духовной природы человека. Эта тема получит дальнейшую разработку в III разделе "Древнерусский образ святости в иконе". Поиск эстетического идеала переносится в область иконописи ("умозрение в красках"), искусства, являющего духовную (высшую) природу человека, достойную бессмертия. Постичь идеал человека будущего, явленный в иконе, помогает философское обоснование обратной перспективы, приводящее к открытию, что вся православная этика - мир обратной (неэгоцентрической) перспективы.

 

IV раздел "Образ святости в древнерусской литературе" помогает ясно (словесно) определить то, что прежде, лишь интуитивно угадывалось - национальный этико-эстетический идеал, воплощенный в образах русских святых и в идее соборности.

Первый раздел завершается творческой работой, сочинением-размышлением на тему "Зачем мне нужно знать культуру Древней Руси?", последний - конференцией "Эстетический идеал древнерусской культуры и современность", что позволяет постепенно увеличивать долю самостоятельности детей в освоении учебного материала и преобразовать процесс познания культуры в процессе самопознания личности.

 

Эта же цель определяет последовательность практических заданий внутри каждого раздела. Например, последовательность практических заданий в разделе "Образ Святой Руси в ее храме" выглядит так:

 

• зрительный диктант на умение различать различные по архитектурным особенностям храмы;

• сравнительная характеристика двух архитектурных школ;

• сравнение разновременных архитектурных тенденций по степени эстетической ценности;

• творческий практикум (защита собственного проекта русского храма ХХ1в.)

В последнем задании ученик закрепляет полученные знания, умения и навыки, получает возможность выразить свой эстетический идеал в художественной форме. Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:

• в чем уникальность древнерусской культуры;

• основные этапы развития древнерусской культуры;

• виды и жанры древнерусского искусства, выдающиеся памятники и произведения;

• роль и место древнерусской культуры в сложении национальной художественной культуры;

• каков этико-эстетический идеал духовной культуры Древней Руси;

 

научиться:

 

• понимать язык древнерусских художественных символов;

• различать произведения искусства различных школ, эпох, стилей;

• соотносить идеи и образы произведений с различными жизненными ситуациями;

• отличать подлинное произведение искусства от безвкусной подделки. Но самое главное, курс "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

РАЗДЕЛ 1. Образ Святой Руси в истории и культуре.

 

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.307 сек.