Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности национального языка




КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ.

Лекция 1

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Ораторское искусство

Лекция 12

Ораторское искусство=риторика (искусство построения публичной речи с целью оказания воздействия на аудиторию), красноречие (наука о законах подготовки и произнесении публичной речи, умение говорить доходчиво, правильно, убедительно). Ораторское искусство - искусство убеждения. Виды красноречия: академическое (лекции, доклады), судебная риторика (прокурорские и адвокатские речи), социально-политическое (речь на митингах, парламентская речь), социально-бытовое, духовное (церковная речь).

Риторические навыки: навык отбора литературы, навык изучения литературы, навык составления планов, навык написания текста речи, навык самообладания перед слушателями, навык ориентации по времени.

Риторические „нельзя”: превращать речь в монолог, лишаясь контакта с аудиторией, терять самоуважение, запрещать, отрицать и разубеждать, поворачиваться спиной к аудитории, занимать позицию просителя, угрожать или оправдываться, казаться тем, кем не являешься, говорить слишком громко, терять самообладание.

Составляющие успеха публичного выступления: умение говорить увлекательно. Доходчиво - содержательный фактор (правильный выбор темы), логический фактор.

Правильно - лингвистический фактор (соблюдение языковых норм и коммуникативных качеств речи, фонетический фактор.

Убедительно - найден контакт с аудиторией, сопереживание, апелляция к речи предыдущего оратора, апелляция к погоде, событиям, к оратору.

Ощущать связь говорящий - слушающий. Увлекательно - фактор выразительности, экстралингвистический фактор.

 

 

Учебное пособие для студентов всех специальностей

Под редакцией: Е.Н. Лёгочкиной

 

 

Белгород-2012

 

Содержание

 

 

Аркатова О.Г. Лекция 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ.ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА. 3

Гончарова А.В. Лекция 2. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ.. 122

Легочкина Е.Н. Лекция 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ... 16

Аркатова О.Г. Лекция 4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 22

Легочкина Е.Н. Лекция 5. СПОР КАК ВИД ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 27

Выродова А.С. Лекция 6. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.. 34

Гончарова А.В. Лекция 7. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. 39

Матюшкина Т.П. Лекция 8. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.. 46

ЛИТЕРАТУРА.. 52

 


 

План:

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Виды общения. Составляющие успешного общения.

3. Национальный язык и его составляющие.

4. Языковая норма. Словари русского языка.

5. Функциональные стили.

 

1. Характеристика понятия «культура речи»

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Под культурой речи понимается:

владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Понятие «культура речи» связана с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности. Источником ошибок может стать паронимия (слова, близкие по написанию, произношению, но тем не менее разные по значению): дипломат – дипломант, поступок – проступок, экскаватор – эскалатор. Логичность - это последовательность, непротиворечивость высказывания в соответствии с законами логики. Установление логических связей в предложении и в тексте. Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения. Понятность речи - это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.). Использовать терминологию нужно умеренно, заменяя по возможности иноязычные слова русскими (вместо консенсус – согласие, вместо эскалация – постепенное увеличение и под.). Чаще всего засорение устной речи происходит за счет использования ненужных слов: короче, это самое, вот, ну, прикинь и пр. Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней (экспрессивные слова, интонация, крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д.). Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности и т.д.).

Задача человека, вступающего в контакт с другими людьми, состоит в том, чтобы найти для каждой конкретной ситуации оптимальные средства, которые будут способствовать достижению цели общения. Культура речи помогает овладеть соответствующими навыками. Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка. Лингвисты отмечают, что эта задача является делом национальной важности, так как литературный язык, наряду с единством территории, исторической и хозяйственной жизни, - один из факторов, объединяющих нацию в единое целое. В речи отражается общая культура и интеллигентность человека. Культура речи человека демонстрирует его уважение и доброе отношение к тому, к кому он обращается. Виды общения

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. Общение многогранно и может выполнять весьма разнообразные функции. Основными являются следующие:

· коммуникативная (сообщать, устанавливать связь, беседовать) состоит в обмене необходимой информацией;

· интерактивная (между, среди, внутри – действие) – функция организации

взаимодействия, т.е. выбор вида деятельности, распределение обязанностей и

контроль за их выполнением, влияние на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;

· перцептивная (восприятие) – установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое деление необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения одновременно могут проявляться разные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его единицы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведенную ей роль.

Единицами общения являются:

· его участники (их называют коммуникантами);

· предмет общения;

· его средства (словесные и несловесные).

В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Лингвисты закладывают в основу классификации:

· "контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

· примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;

· формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;

· деловое общение, предполагающее учет, как интересов дела, так и личных интересов;

· духовное межличностное общение друзей;

· манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;

светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

Под деловым общением понимается речевое взаимодействие партнеров в деловой сфере, осуществляемое в письменной или устной форме в рамках официально-делового стиля. Коммуниканты учитывают особенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом интересы дела доминируют над возможными личностными симпатиями или антипатиями. Кодекс делового общения реализуется в разнообразных формах деловых коммуникаций, основными из которых являются деловая беседа и телефонный разговор, совещание, деловая переписка и т.д. Бытовое общение является самым распространенным видом взаимодействия людей. Его сфера – это семья, друзья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Практика показывает, что именно в бытовом общении человека подстерегает наибольшее количество неудач и даже конфликтов. Как избежать их и сделать бытовое общение эффективным?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.