Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории ораторского искусства




МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Лекция 8

 

План:

1. Из истории ораторского искусства.

2. Как готовиться к публичным выступлениям. Этапы подготовки. Умения и навыки.

3. Как построить свою речь (словесное оформление).

4. Приёмы управления аудиторией.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость.

Слово «риторика» пришло из греческого языка.Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».

Существовали два разных взгляда на предназначение ораторского искусства, два подхода к его восприятию. Платон и Аристотель считали, что главное в ораторском искусстве – это идея, содержание, т.е. риторика – это искусство убеждения. «Риторика – это способность убеждать словом…» - утверждал Платон. При этом он выдвигал на первый план эмоциональную убедительность речи, не считая важным логические доводы.

Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством считали её форму и стиль. Например, римский оратор Квинтилиан считал, что речь оратора должна быть чистой, ясной, красивой и уместной. Большой популярностью пользовалась его формула, которая сохранилась и поныне: ars bene dicendi - «искусство говорить хорошо».

В русской риторической науке делался упор на убедительность речи, о чём писал ещё Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой … материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях общения.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и направлена на изменение поведения аудитории, её взглядов, убеждений. Огромную роль профессиональная ораторская речь играет в политике, бизнесе, научных изысканиях.

Таким образом, ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Кому и как служит ораторское искусство – вопрос, на который пытаются ответить на протяжении веков. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Характеристика личности оратора. Человек, выступающий публично, находится в центре внимания аудитории. Слушатели воспринимают и оценивают не только речь, но и внешность, манеру поведения, личностные качества. Поэтому оратору просто необходимы такие качества как: обаяние, артистизм, уверенность, объективность, увлечённость. Каждый ли может стать хорошим оратором? Одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что перечисленные выше качества приобретаются, развиваются и каждый может воспитать их в себе. По утверждению Цицерона, «Poetae nascuntur, oratores flunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются).

В ораторском искусстве важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его речь может оказать влияние на судьбы людей, на их умонастроения. Римский оратор Квинтилиан обобщил требования к личности оратора в афоризме: «если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».

А древнегреческий ритор Горгий говорил о влиянии ораторского слова на судьбы людей: «Слово есть великий властелин, который …совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

История свидетельствует, что важнейшим условием свободного обмена мнениями являются демократические формы управления, поэтому ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Историческим примером служит сравнение Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Казарменное спартанское государство не оставило потомкам ничего достойного, в то время как демократические формы управления в Афинах выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, поэтов.

Ораторское искусство характеризуется тем, что это явление историческое и должно учитывать общественные интересы своего времени. Каждая историческая эпоха возлагает на оратора свои обязательства и предъявляет свои требования.

Ещё одна особенность ораторского искусства заключается в том, что оно тесно связано с философией, психологией, педагогикой, логикой, языкознанием, этикой и эстетикой. Лингвисты, к примеру, разрабатывают теорию культуры устной речи и дают советы, как овладеть искусством красноречия, как воспользоваться богатством и разнообразием родного языка. Психологи рассматривают вопросы речевого воздействия и восприятия, исследуют психологию личности оратора и внимания аудитории, как социально-психологической общности людей. Логическая наука учит последовательному и стройному изложению мыслей, приёмам доводов и опровержений различных суждений.

История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории, а знакомство с опытом выдающихся ораторов прошлого позволяет совершенствовать современную риторическую культуру.

Ораторское искусcтво возникло одновременно в разных странах: Древней Греции, Риме, Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. В Древней Греции оно связано с такими именами, как Платон, Демосфен, Демокрит, Аристотель. Эти философы-просветители великолепно владели всеми формами ораторской речи, а риторика считалась «царицей всех искусств». В своём научном трактате «Риторика» Аристотель впервые определил, что действие убеждающей речи зависит от нравственного характера говорящего, качества самой речи и настроения слушателей.

Во второй половине V века до н.э. в Древней Греции господствовала эллинистическая риторика. Её представители - Дионисий, Деметрий, так называемые аттицисты, были сторонниками чистоты речи, они проповедовали утончённую образность и интеллектуальность речи.

Как уже говорилось выше, условием процветания ораторского искусства является демократическая форма управления государством. Именно на эти годы приходится расцвет Греции. Это видно на примере Перикла, который в течение 15 лет правил Афинами и был великолепным оратором; современники про него говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения».

Замечательными ораторами своего времени были прогрессивные мыслители и поэты Востока: Алишер Навои, Шерози, Абу Али ибн Сино.

Особенно почетной и доходной ораторская карьера была в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере.

Одним из первых римских ораторов был Марк Катон Старший. Благодаря своему ораторскому таланту он добился почётной должности в Сенате.

Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Его трактаты отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт. Именно ему принадлежит фраза: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он считал, что основа ораторского искусства – глубокое знание предмета речи, природное дарование, живость ума и чувства.

Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35- 100 г.до н.э.) автор хорошо систематизированного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления» даёт полный теоретический анализ науке красноречия.

Ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайну слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя их идеи по-прежнему актуальны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.