КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изиды, 19-й век Фабрис, ок. 1770 г. Пиранези, 18 в. Увеличенный фрагмент
Фотография храма Храм Изиды. Пиетро Гравюра Франческо Гравюра Франческо Пиранези. Smith, John Shaw Видно, как в колодец с любопытством заглядывают люди. Скорее всего, эти самые скосы косвенно способствовали снижению нагрузки вулканических выбросов на крышки колодца и водовод сохранил свою работоспособность после извержения. При большем увеличении видно, что колодец снабжен литерой «F», которой Пиранези в сноске даёт следующее пояснение: «Колодец с двумя окнами, покрытыми подвижными крышками, куда бросали пеплы жертв». Думаю, стоит обратить особое внимание на этот факт. Предполагаю, что крышки колодца были деревянными. Бронзовые, свинцовые, бетонные, титановые и т.п. – более, чем сомнительно. Материал был подручный, дешёвый и крышки были функционально способны «раздвигаться», или же просто подниматься. Как долго может храниться дерево в агрессивной среде и во влажных условиях? Полторы-две тысячи лет? Верится с трудом. Если учесть, что в Геркулануме (Ресине), всё что не сгорело – сгнило, а крышки колодца были подвержены влаге не только сверху, но и снизу, от испаряющейся воды, то единственное объяснение тому, что их откопали ещё целыми в 18-м веке, это то, что они не так уж и долго пробыли под землёй. Скажем сто лет для дерева, чтобы сохраниться в неблагоприятных условиях – более правдоподобны, чем 1700, не правда ли? О том, что при раскопках храма Изиды рабочие наткнулись на крышки колодца, отмечено и в дневнике раскопок. «Продолжая раскопки в храме Изиды, в том, уже ранее раскопанном месте, после удаления лапиллей, было обнаружено сооружение, которое можно было принять за надземную часть (венец) колодца, если бы он не встретился накрытым крышкой, на дне которого были найдены сгоревшие плоды. Будучи близко к поверхности это дно не могло быть древним, но проходящий через это место канал, доставляющий воду к пороховому заводу, несёт столько воды, что копать глубже невозможно». Тем самым Пиранези и Алькубьерре невольно подтверждают моё предположение, что вначале колодец был принят за неотъемлемую часть храмового комплекса Изиды. Колодец водовода Фонтаны на территории храмового комплекса Изиды был первым из раскопанных колодцев, поэтому во времена Пиранези ещё не догадались, какую угрозу таят в себе эти колодцы для официальной версии гибели Помпей в незапамятные времена. До начала раскопок ни одной колодезной шахты на ранних топографических картах Помпей не отмечено, потому, что все колодцы на территории города были обнаружены только в процессе раскопок. Если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровой толщей, то и колодцы бы были многометровыми. Они были бы обозначены на топографических картах. Колодец у храма Изиды являет собой характерный пример, какова была ситуация с колодцами на начало раскопок. В 18-м веке это обыкновенные городские колодцы с наклонными в обе стороны крышками, в 19-м они же уже со срезанным верхом, в 20-м, на путях паломников-туристов, надземная часть отсутствует вовсе. В недоступных для туристов местах ещё сохранились остатки их надземных частей. На фотографии 1851 года колодец, он на переднем плане, ещё в первозданном виде. Правда, уже без крышек. Эрнест Бретон писал об этом колодце, отождествляя его с «фонтановским» много позже, только в 1870 году, когда уже разобрались, что колодец, скорее всего, не есть жертвенный. Разобрались настолько, что к нашему времени потихоньку «отреставрировали» все обнаруженные колодцы «до нуля». «...Возвращаясь к фасаду святилища, находим спереди от него отдельно стоящий жертвенник, на котором сжигались жертвы, костные останки от которых были найдены смешанные с пеплом. Этот алтарь не расположен на оси святилища, а вынесен влево, либо чтобы оставить место для церемониальных процессий, либо для исполнения неких религиозных обрядов. Направо, симметрично алтарю, древний колодец, который сегодня служит для осмотра канала Сарно, проложенного Доменико Фонтана. В момент его расчистки он был наполнен чёрным пеплом, который, по-видимому, образовался от сожжённых плодов. Этот колодец действительно мог быть обыкновенной, отгороженной от греческого храма, шахтой для приёма пепла жертвоприношений...» Тот факт, что археологи в своём дневнике, описывая раскопки колодца, который они обнаружили, натолкнувшись на его крышку, привязывают его к храмовому ансамблю в качестве «утилизатора» жертвенных остатков – вполне естественно. Естественно, что чёрная грязь на его дне так и воспринимается. Её не смогли толком исследовать, мешала не «сочившаяся вода», а поток воды. Я даже допускаю, что так оно и было, и что жрецы храма, экономя на муниципальных сборах на вывоз мусора, ничтоже сумняшеся, ссыпали сметённую с неподалёку находившегося жертвенника золу в только что отстроенный колодец водовода (слава богам и инженеру!), с глаз долой. Вода смоет все следы, и богам необидно. Я вполне допускаю, что археологи там нашли обгоревшие фрукты с истёкшим сроком хранения, часть которых сдали в музей, а остальное съели на месте, как и череп курицы, остатки стеклянной вазы и несколько бронзовых медалей (все эти предметы перечислены в журнале раскопок), которые видно тоже кто-то принёс в жертву, но это вовсе не исключает само по себе возможность попадания этих предметов не в жертвенный колодец (я не слышал о наличии таких ни в одном другом «античном» храме), а в смотровой (технический) колодец водовода. Мало ли кто чего в колодцы бросает? Можно конечно допустить, что колодцы были сделаны археологами специально для туристов в наше время, причём, точно в узловых местах (изменение направления, перепад высот). Но я склоняюсь к более разумному варианту, а именно, что колодцы являются неотъемлемой частью водовода и несут (несли) технологические функции: вентиляция, очистка. Точно так же, как и современные нам колодцы доступа к городским подземным коммуникациям. Кроме того, трудно себе представить, чтобы Фонтана, подобно червю, прокопал помпейский холм лопатой и киркой на длину около двух километров без принудительной вентиляции в вулканическом грунте, да ещё и не по прямой и с поразительным соблюдением уклонов. Куда там современным маркшейдерам до него. Оказывается, аниматоры с ancientworlds.net, или скорее ре-аниматоры, создающие виртуальные Помпеи, тоже обратили внимание на этот колодец, изобразив его, случайно или нет, но в его первозданном виде (Реконструкция храма Изиды)! Какие цели преследуются, когда в Помпеях сознательно видоизменяют и даже разрушают памятники древности? Оплонтис. Ложка «дёгтя» в бочке с «мёдом»? Вот, что мне удалось найти в описаниях современных раскопок Оплонтиса: «Большие проблемы, с которыми сталкиваются археологи при изучении виллы A – это: – трудность обнаруживания документации (журналов раскопок), касающейся первого десятилетия археологических раскопок; – очевидность того факта, что раскопанный комплекс находился до извержения в фазе перестройки и реставрации;?!! – невозможность исследования западной части виллы, полностью спрятанной под современной фабрикой по производству оружия, пороховым складом и нынешней улицей Гробниц, как и на юге археологической территории, из-за присутствия относящегося к XVI веку канала Графа Сарно». Можно предположить, что, в Оплонтисе (Торре Аннунциата) водовод Фонтаны проходит над развалинами виллы... Но не следует торопиться с выводами. В эпитафии нет упоминания Оплонтиса, как, впрочем, и Аннунциаты. Первая мысль – Оплонтис погиб не вместе с Помпеями, а в результате более ранней катастрофы и, в отличие от Помпей, не был восстановлен. На многих стенах в Помпеях заметны следы этой более ранней катастрофы, не землетрясения, а именно извержения по характерной «обугленности», см. рис. 24. В любом случае, ситуация с водоводом в Оплонтисе не объясняет прохождение водовода в Помпеях под зданиями и сооружениями. Что ж, давайте разбираться дальше. А «ложка дёгтя» лишь прибавляет «мёду» пикантности. Все мои сомнения, которые у меня были раньше в отношении якобы проходящего над Оплонтисом водовода, рассеялись, когда я добрался до его раскопок. Водовод, перед входом в фабрику, не проходит над Оплонтисом. К сожалению из-за бушующей там зелёнки мне не удалось сделать выразительных, подтверждающих фотографий.
Водовод инженера Фонтана Раскопки Оплонтиса (водовод Маршрут водовода на его Маршрут водовода на его конечном Маршрут водовода на его перед его входом в фабрику справа на заднем плане) конечном участке через Оплонти участке через Оплонтис. Точка Ор. 2 конечном участке. На заднем плане Фабрика Графа Сарно Перед тем, как водовод проходит под улицей, разделяющей Оплонтис и фабрику по производству боеприпасов (невероятно, но эта фабрика пиротехники 17-го века, после того, как её отобрали за долги у графа Сарно Муцио Туттавиллы, работает до сих пор!), он заглубляется метров на 5 от современного уровня и, по моим прикидкам, проходит под самим Оплонтисом. Глубины можно примерно распознать на одной из фотографий в точке (Ор. 1). В этом месте водовод снабжён смотровой технологической башенкой. На самом деле дальнейшим раскопкам Оплонтиса мешает не сам водовод, который достаточно заглублён, а его наращенные стенки, из-за которых он выглядит своеобразным ущельем. Эти стенки вполне объяснимы восстановительными работами, после извержения 1631 года, которые длились почти 25 лет. В результате этих работ водовод был раскопан и его стены наращены во избежание осыпания грунта. На заднем плане снимка точки Ор. 2 не забор, а те самые наращенные стены водовода, мешающие дальнейшим раскопкам. На другом снимке водовод угадывается по зелёнке. Справа – та самая фабрика, работающая до сих пор. Водовод сильно замусорен и зарос травой. Практически на всём его протяжении от Помпей он идёт в открытом, но частично заглублённом от сегодняшней поверхности виде. Трудно сказать, таков ли был его первоначальный вид или же водовод был лишён свода в результате восстановительных работ 17-го века.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |