Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Победа разума, оказавшаяся короткой передышкой




В середине XVII в. авраамитским религиозным системам (и прежде всего — христианству) был нанесён тяжелейший удар. Логика экономико-политического развития Европы потребовала создания новых технологий и мобильного образованного трудового ресурса — причём, потребовала всего этого незамедлительно.

В условиях жесточайшей межнациональной конкуренции поддержание уровня доверия к господствующим церквям в ущерб технико-экономическому потенциалу стало для европейских государств непозволительной роскошью.

Результаты такого положения вещей не заставили себя ждать.

XVIII в. христианская церковь в России приведена Петром I в подчинение светской власти, патриаршество упразднено, а управление передано в 1721 г. специальному министерству — синоду. 1797 г.

Католическая церковь повергнута Наполеоном. Её властные институты запрещены, как общественно-вредные и противоречащие светским принципам государства.

XIX в. Торжество просвещения. Прорывы в науке и технологии следуют один за другим. Строение вселенной и строение атома, возможность исследовать дно океана и мечта долететь до звёзд. Всё в мире принадлежит людям, просто люди ещё не всё научились использовать — вот девиз XIX века.

Европейские государства пока ещё являются строго-христианскими, но для интеллектуальных кругов вера в бога библии воспринимается уже, как признак невежества, а единственным адекватным ответом на вопрос о боге становятся слова Лапласа: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».

Первая половина XX в., отмеченная двумя мировыми войнами, казалось, сделала всей цивилизованной части человечества вечную прививку от авраамитского комплекса. Что рассказы о неком сыне бога, искупившем грехи людей на кресте?

У того, кто видел сотни людей, умирающих посреди своих внутренностей, перемешанных с грязью, они могли вызвать лишь нервный смех. Тем более, что на первую мировую войну солдат благословляли полковые священники и военные капелланы — именем того же Иисуса Христа призывая расстреливать ближних из пулемётов, давить гусеницами танков и травить ипритом.

Не прибавила христианству популярности и неприкрытая радость католической церкви в связи с распространением фашизма в Европе. В 1929 году папа Пий XI заключил конкордат с Муссолини с целью, в частности, объединения церкви с фашизмом против атеистического мировоззрения.

После разгрома фашизма это чуть не положило конец существованию папства и уж во всяком случае, опустило международный авторитет церкви ниже уровня городской канализации.

То же случилось и с авторитетом «православной» церкви — когда всплыли многочисленные факты её тесного сотрудничества со сталинским НКВД.

Отныне лозунг «с нами бог» (Gott mit uns — гравировка на пряжках форменных ремней войск СС) воспринимается, как «красный сигнал», как символ потенциальной опасности существованию цивилизации.

«Не надо думать! С нами тот, кто всё за нас решит» — этой фразой, вложенной в уста оболваненного и обречённого солдата нацистской армии, Владимир Высоцкий поставил окончательный диагноз всем, кто слепо верит старым и новоявленным мессиям и спасителям.

Казалось бы, авраамитское оружие массового поражения можно смело сдавать в военно-исторический музей, где оно заняло бы место где-то между баллистой и кирасой…

Вторая половина XX в. Человек вырвался в космос. Высадился на Луну. Отправил первые автоматические аппараты к Марсу и Юпитеру. Человек научился использовать энергию атомного ядра для своих повседневных нужд.

Человек создал единую мировую компьютерную сеть. Человек стал действительно хозяином планеты и её окрестностей. Человек приготовился к рывку в дальний космос…

И что?

Мир оказался не так прост, как представлялось столетие назад. Структура вселенной, как выяснилось, не столь точна и механистична — наоборот, она прерывиста и расплывчата. Так называемому «простому человеку» всё это непонятно.

Столь же непонятен и сложен оказался для него постиндустриальный мир на родной планете — с его перманентной научно-технической революцией, транснациональными корпорациями, падением авторитета национальных правительств и размыванием «традиционных» ценностей, оставшихся в наследство от прошлых эпох.

Сакральные основы миропорядка пошатнулись, и на смену энтузиазму пришла опасливая неуверенность — а что там ждёт впереди?

Тем более, сокращение рабочего дня в развитых странах привело к непривычному избытку свободного времени, часть которого человек стал естественным образом тратить на размышления о жизни вообще.

Цивилизованная часть мира почувствовала себя сыто, благоустроенно и… испуганно.

Вот тут-то всё и началось.

Как известно, первых в мире богов родил страх. Во второй половине XX в. страх воскресил богов. Старое и, казалось, негодное, оружие было извлечено на свет, очищено от накопившейся почти за 200 лет ржавчины и пущено в ход.

Кем? Ну, конечно же теми национально-политическими элитами, которые были очень недовольны тем положением простых наёмных управленцев, которое выделило им современное десакрализованное, в большинстве своём атеистическое, общество.

Они хотели вернуть «традиционное» сакральное преклонение перед властью, как явлением «от бога».

И они готовы были за это платить. В первых рядах заказчиков, как обычно, была политическая элита США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.