КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Название критерия
Полученная информация не должна сообщаться учащимся в полном объеме. Ни в коем случае не разглашаются сведения о том, кто кого выбрал. Можете сказать ученику, сколько всего выборов он получил. Если ученик попадает в категорию непринятых, т.е. его никто не выбрал, не стоит ученика травмировать, лучше сказать, что у него есть 2-3 выбора. Не стоит озвучивать и такие понятия, как звезды, принятые, непринятые и т.п., тем более, говорить, кто к какой категории относится. Обработка результатов
По каждому из критериев (1 и 2) на основе ответов учащихся оформляется социоматрица (см. таблица 1). Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера. В строке напротив фамилии данного ученика отмечаются знаком «+» (плюс) те одноклассники, которых он выбрал. Отметив в матрице выборы всех учащихся, кружком обводятся «+», соответствующие взаимным выборам. В нашем примере №1 (Алексеев) №5 (Павлов) выбирают друг друга. Обратите внимание на то, что взаимные выборы располагаются симметрично относительно диагонали социоматрицы. Затем в столбиках подсчитывается общее количество все выборов у данного ученика (сколько человек выбрали его), и количество взаимных выборов. На основе анализа всех полученных данных определяется социометрический статус ученикав данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности его в группе. Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов, относятся к I группе - это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся те, кто получил 3-4 выбора; к III группе «приняты х» относятся ребята, получившие 1-2 выбора; и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора. Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников. На основе полученных количественных показателей по каждому критерию определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)в группе, коэффициент взаимности (КВ) и индекс изолированности, являющиеся существенными показателями характера межличностных отношений. 1) УБВ определяется по соотношению числа членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (I и II), счислом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV группы). УБВ высокий — при I+II>III + IV; средний — при l+II= III +IV; низкий — при l + II<III+IV. 2) Индекс изолированности - важный показатель уровня благополучия взаимоотношений. Это процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории: количество учащихся IV группы разделить на количество всех учащихся в классе и умножить на 100%. Индекс изолированности не должен быть не больше 15%. 3) Коэффициент взаимностиКВ является показателем сплоченности группы и удовлетворенности в общении. , где Р1 — число взаимных выборов в классе, Р —число всех выборов в классе,
KB ниже 20 % может рассматриваться как отрицательный показатель. Таблица 1. Образец социоматрицы
Приложение 2. Определение микрогрупп в классном коллективе В каждом коллективе есть микрогруппы – небольшие неформальные группы. Это совершенно нормальное явление. Микрогруппы определяются на основе уже заполненных социоматриц по каждому критерию, т.е. выделяются микрогруппы в разных сферах деятельности. Делается это так: заготовить таблицу (такую же, в которой заполнялась социоматрица). По вертикали первым записывается ученик, имеющий максимальное количество взаимных выборов под тем же номером, который у него был в основной социоматрице. Этот же номер записывается и по горизонтали в первую колонку. Затем выписываются фамилии тех, с которыми у этого ученика есть взаимные выборы. Их номера соответствуют тем, что были в первой социоматрице, они же в том же порядке записывается по горизонтали (вверху). В соответствующих клетках матрицы отмечаются знаки взаимного выбора. В последующие строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими (см. Табл. 2). Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Обозначившуюся группу выделить по контуру, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом. Самая маленькая микрогруппа может состоять их двух человек, самая большая может включать практически весь класс. Таким образом, должно получиться 2 матрицы с микрогруппами, соответствующими двум изучаемым критериям. Количество и состав микрогрупп в них могут быть различными. Таблица 2.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |