Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные сокращения и аббревиатуры 10 страница




ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [греч. soma, somatos тело + -genes порож­денный] — задержка психического развития, обусловленная длительной соматической недостаточностью различного про­исхождения: хроническими инфекциями, аллергическими со­стояниями, врожденными и приобретенными пороками раз­вития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГА­НИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкос­тью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфе­ре (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, мед­лительность и пониженная переключаемость психических про­цессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет мес­то негрубая органическая недостаточность нервной системы.

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ — см. Задерж­ка психического развития конституционального происхождения, За­держка психического развития психогенного происхождения, Задер­жка психического развития соматогенного происхождения, Задерж­ка психического развития церебрально-органического происхождения.

ЗАДНЕНЁБНЫЙ ЗВУК — звук, образуемый поднятием зад­ней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к зад­ней части твердого неба.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — звук, при образовании которого активным органом является задняя часть спинки языка.

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ [лат. articulo, articulatum чле­нораздельно произносить] — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, языч­ные и мягкого нёба.

ЗАИКАНИЕ ВОЛНООБРАЗНОЕ — заикание, которое то уси­ливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.

ЗАИКАНИЕ ГОЛОСОВОЕ — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах голосового аппарата; голосо­вые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласно­го звука), размыкательными (голосовая щель остается откры­той, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протяги­вают гласные в словах).

ЗАИКАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ — заикание, при котором рече­вые судороги возникают в мышцах дыхательного аппарата.

ЗАИКАНИЕ ЗАКРЕПИВШЕЕСЯ — заикание, с момента воз­никновения которого прошло больше двух месяцев.

ЗАИКАНИЕ ИНДУЦИРОВАННОЕ [лат. induco наводить] — заи­кание, возникшее в результате психической индукции, т. е. по подражанию; различают две формы такой психической индук­ции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заи­каться, слыша речь заикающегося, и активную, когда он ко­пирует речь заикающегося.

ЗАИКАНИЕ ИНИЦИАЛЬНОЕ [лат. initialis начальный, первич­ный] — заикание, с момента возникновения которого прошло Не более двух месяцев.

ЗАИКАНИЕ ИНСПИРАТОРНОЕ [лат. inspiratio вдох] — дыха­тельное заикание, характеризующееся судорожным вдохом.

ЗАИКАНИЕ КЛОНИЧЕСКОЕ [греч. klonos беспорядочное дви­жение] — заикание, характеризующееся клоническими рече­выми судорогами; см. Судороги тонические.

ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имею­щее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизоф­рении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «3. н.» нередко используют как синоним тер­мина «Заикание органическое».

ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ [греч. neuron нерв] — заика­ние, обусловленное воздействием психотравми-рующих фак­торов; термин «3. н.» часто употребляют как синоним терми­на «Заикание функциональное».

ЗАИКАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ — заикание, вызванное органи­ческими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.); может возникнуть в любом возрасте.

ЗАИКАНИЕ ПОСТОЯННОЕ — заикание, которое, возникнув, проявляется относительно постоянно, независимо от формы речи, ситуации и т. д.

ЗАИКАНИЕ РАЗВИТИЯ — см. Заикание функциональное.

ЗАИКАНИЕ РЕСПИРАТОРНОЕ [лат. respiratum дышать] — ды­хательное заикание, характеризующееся судорожными вдохом», и выдохом.

ЗАИКАНИЕ РЕЦИДИВИРУЮЩЕЕ [лат. recidivus возвращающий­ся, возобновляющийся] — заикание, которое, исчезнув, появ­ляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

ЗАИКАНИЕ СМЕШАННОЕ — заикание, при котором имеют ме­сто речевые судороги, разные по форме (напр., клоно-тонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные).

ЗАИКАНИЕ ТОНИЧЕСКОЕ [греч. tonos натяжение, напряже­ние] — заикание, характеризующееся тоническими речевыми судорогами; см. Судороги тонические.

ЗАИКАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ [лат. functio деятельность] — заикание, вызванное психической травмой или др. фактора­ми, при котором отсутствуют органические поражения рече­вых механизмов центральной и периферической нервной сис­темы; возникает обычно у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи.

ЗАИКАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ [лат. evolutio развитие] — см. Заикание функциональное.

ЗАИКАНИЕ ЭКСПИРАТОРНОЕ [лат. exspiratum выдыхать] — дыхательное заикание, характеризующееся судорожным вы­дохом.

ЗАИКАНИЯ ВИДЫ — см. Заикание артикуляционное, Заикание волнообразное, Заикание голосовое, Заикание дыхательное, Заи­кание закрепившееся, Заикание инициальное, Заикание индуциро­ванное, Заикание инспираторное, Заикание клоническое, Заика­ние неврозоподобное, Заикание невротическое, Заикание органи­ческое, Заикание постоянное, Заикание респираторное, Заика­ние рецидивирующее, Заикание смешанное, Заикание тоническое, Заикание функциональное, Заикание экспираторное.

ЗАИКАЮЩИХСЯ ФЕНОМЕН ФИКСИРОВАННОСТИ НА СВОЁМ ДЕФЕКТЕ — см. Феномен фиксированности заикающихся на сво­ем дефекте.

ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к не­благоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систе­матического дозированного воздействия этими факторами.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЁХНЕРА — см. Вебера — Фехнера закон.

ЗАКОН КОМПЕНСАЦИИ [лат. compensare уравновешивать] — при поражении к.-л. органа чувств его замещают другие орга­ны чувств, чувствительность которых повышается во много раз (напр., у слепых сильно обостряется обоняние, осязание и т. д.).

ЗАКУПОРКА РЕЧИ — внезапная, обычно кратковременная остановка, обрыв мыслей, сопровождающаяся перерывом в речи.

ЗАМЕНА — 1) употребление одной языковой единицы вме­сто другой; 2) замена одной фонемы другой, существующей в данном языке; 3) см. Коммутация.

ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависи­мости от того, артикуляционные или акустические образы зву­ков не сформированы; см. Субституция.

ЗАМЕЩЕНИЕ — 1) см. Коммутация; 2) см. Субституция; 3) см. Супплетивизм.

ЗАМКНУТОСТЬ — особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с дру­гими людьми.

ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ — образование условных рефлексов.

ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА - условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга.

ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — один из видов внутрен­него торможения; 3. т. возникает из-за того, что условный раздражитель подкрепляется безусловным не сразу, а через некоторое время; выработанный таким образом условный реф­лекс проявляется не сразу при действии условного раздражи­теля, а тоже через некоторое время; торможение, которое за­держивает его проявление, и является запаздывающим.

ЗАПОМИНАНИЕ — психический процесс запечатления ин­формации в памяти.

ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — запоминание без пред­варительного намерения запомнить объект, обусловленное при- сущими этому объекту особенностями (новизна, необычность и т. д.), а также интересами и потребностями человека.

ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — запоминание, обуслов­ленное намерением запомнить объект; обычно осуществляет­ся с помощью спец. приемов, облегчающих этот процесс.

ЗАПОМИНАНИЙ ВИДЫ — см. Запоминание непроизвольное, За­поминание произвольное.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — торможение условного рефлекса, возникающее тогда, когда сила раздражения пере­ходит границы, биологически допустимые для организма.

ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ — см. Прохибитивный.

ЗАСТРЕВАНИЕ — нарушение мышления, проявляющееся его крайней тугоподвижностью и бедностью ассоциаций.

ЗАТВОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ — смычный согласный звук в по­ложении «конец фразы перед паузой».

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — см. Заторможенность моторная.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — замедление, обеднение и однообразие движений, наблюдаю­щееся при некоторых психопатологических состояниях.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ РЕЧЕВАЯ — замедление темпа мышле­ния и речи, сочетающееся с их обеднением и однообразием; наблюдается при различных психопатологических состояниях.

ЗАТЫЛОЧНАЯ ОБЛАСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА — задняя часть коры больших полушарий головного мозга; основное место в 3. о. г. м. занимает зрительная зона.

ЗАУЧИВАНИЕ — произвольное запоминание материала с це­лью последующего его воспроизведения.

ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА — рефлекторные и гумо­ральные реакции организма, возникающие в ответ на действие чрезвычайных и патологических раздражителей и направлен­ные на сохранение гомеостаза.

ЗАЯВЛЕНИЕ — предложение (коммуникативное высказыва­ние), реакцией на которое являются к.-л. знаки внимания со стороны собеседника, не прерывающие потока речи.

ЗАЯЧЬЯ ГУБА — см. Расщелина губы.

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ — шумные согласные, произносимые с участием голоса; 3. с. отличаются несколько более слабой артикуляцией, чем соответствующие глухие согласные.

ЗВОНКИЙ — артикулируемый с колебанием (вибрацией, дро­жанием) голосовых складок, вызывающим образование голоса.

ЗВОНКОЕ ПРИДЫХАНИЕ — см. Густое придыхание.

ЗВОНКОСТЬ — резонанс, возникающий вследствие колеба­ния голосовых складок.

ЗВУК — колебательное движение частиц упругой среды, рас­пространяющееся в виде волн и воспринимаемое органами слуха.

ЗВУК РЕЧИ — членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.

ЗВУКА ИНТЕНСИВНОСТЬ — см. Сила звука.

ЗВУКОВОЙ — относящийся к звукам, состоящий из звуков.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор слуховой.

ЗВУКОВОЙ РЕЦЕПТОР — см. Кортиев орган.

ЗВУКОВОЙ СПЕКТР [лат. spectrum видимое, видение] — гра­фик записи звука, где по горизонтали дается частота колеба­ний в секунду, а по вертикали — амплитуда колебаний.

ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — внутреннее ухо: улитка с кортиевым органом.

ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ — процесс трансформации звуковой энергии в нервное возбуждение, происходящий в клетках кор­тиева органа.

ЗВУКООБРАЗОВАНИ Е — см. Голосообразование.

ЗВУКОПОДРАЖАНИ Е — условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист и т. д.), а также криков животных.

ЗВУКОПРЕДСТАВЛЕНИЕ — фонема как психологический ин­вариант, составляющий основу ее разнообразных (аллофонических) реализаций в речи.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ВОЗДУШНАЯ — проведение звуко­вых колебаний до рецепторных клеток кортиева органа через звукопроводящий аппарат уха.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ КОСТНАЯ — проведение звуковых ко­лебаний до рецепторных клеток кортиева органа через кости черепа.

ЗВУКОПРОВОДИМОСТЬ ТКАНЕВАЯ — см. Звукопроводимость костная.

ЗВУКОПРОВОДЯЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — барабанная перепонка и среднее ухо с системой слуховых косточек.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ — процесс образования речевых зву­ков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генера­торным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообра зовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

ЗВУКОУЛАВЛИВАЮЩИЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕ­ЛА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — наружное ухо: ушная ракови­на и наружный слуховой проход.

ЗВУЧНОСТЬ — слышимость звука на большее или меньшее расстояние.

ЗДОРОВЬЕ — состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

ЗЕВ — задний, суженный отдел ротовой полости, посред­ством которого она сообщается с глоткой; 3. ограничен сверху задним краем мягкого неба, по сторонам — небно-глоточной и небно-язычной дужками, снизу — верхней поверхностью кор­ня языка.

ЗЕЕМАНА СИНДРОМ [М. Seeman, чешек, ларинголог] — со­четание задержки развития речи и атаксии у ребенка с нор­мальным слухом и интеллектом; наблюдается при аномалиях развития мозжечка.

ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕЧЬ — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

ЗЕРКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — структура, при которой начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова — справа налево (напр., «палчу» вместо «плачу», «зновок» вмес­то «звонок»).

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО — 1) письмо справа налево с зеркаль­ным изображением написанного текста; 2) зеркальное напи­сание букв.

ЗНАНИЕ — результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА — морфологические элементы: приставка, суффикс, корень.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оце­нивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может ре­шить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руковод­ством взрослого, становится затем его собственным дос оя-нием; термин введен Л. С. Выготским.

ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — участок коры головного мозга, выполняющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части анализатора, корко­вая часть анализатора.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ [фр. sonde щуп] — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

ЗООПСИХОЛОГИЯ [греч. zoon животное + психология] — от­расль психологии, изучающая психику животных.

ЗООФОБИЯ [греч. zoon животное + фобия] — навязчивый страх: боязнь животных, чаще определенного вида.

ЗПР — см. Задержка психического развития.

ЗРАЧОК — круглое отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз.

ЗРЕНИЕ — см. Анализатор зрительный.

ЗРЕНИЕ БИНОКУЛЯРНОЕ — зрение, в котором принимают участие оба глаза, а получаемые ими изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету.

ЗРЕНИЕ ГЛУБИННОЕ — зрение, характеризующееся способ­ностью различать относительную и абсолютную удаленность наблюдаемых предметов.

ЗРЕНИЕ ДВОЙНОЕ — см. Диплопия.

ЗРЕНИЕ ДНЕВНОЕ — зрение при яркости фона свыше 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется колбочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ МАКУЛЯРНОЕ [лат. macula lutea retinae желтое пятно сетчатки] — см. Зрение центральное.

ЗРЕНИЕ МЕЗОПИЧЕСКОЕ [греч. mesns средний + ops, opos глаз, зрение] - см. Зрение сумеречное.

ЗРЕНИЕ МОНОКУЛЯРНОЕ [греч. monos один + лат. oculus глаз] — зрение одним глазом; характеризуется относитель­ным сужением границ поля зрения (по сравнению с биноку­лярным зрением) и возможностью оценивать пространствен­ные характеристики объектов лишь по косвенным, эмпири­ческим признакам (перспектива, разница в освещенности и т. д.).

ЗРЕНИЕ НОЧНОЕ — зрение при яркости фона, не превыша­ющей 0,01 кд/м, когда восприятие света осуществляется па­лочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ [греч. periphereia окружность] — зрение, обеспечивающее восприятие объектов, не фиксируе­мых взглядом.

ЗРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ — зрение, характеризующее­ся способностью воспринимать форму и пространственные вза­имоотношения предметов.

ЗРЕНИЕ СКОТОПИЧЕСКОЕ [греч. skotos темнота + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение ночное.

ЗРЕНИЕ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ [греч. stereos объемный, пространственный + skopeo рассматривать] — см. Зрение бино­кулярное.

ЗРЕНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ — зрение при яркости фона от 0,01 до 10 кд/м, когда восприятие света осуществляется как колбоч­ками, так и палочками сетчатки.

ЗРЕНИЕ ФОВЕАЛЬНОЕ [лат. fovea centralis центральная ямка] — см. Зрение центральное.

ЗРЕНИЕ ФОТОПИЧЕСКОЕ [греч. phos, photos свет + ops, opos глаз, зрение] — см. Зрение дневное.

ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ — зрение, характеризующееся способ­ностью различать цвета наблюдаемых объектов; осуществля­ется при помощи колбочек сетчатки.

ЗРЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ — зрение, обусловливающее воспри­ятие объекта, фиксируемого взглядом; осуществляется рецеп­торами области центральной ямки желтого пятна сетчатки и характеризуется максимальной остротой зрения.

ЗРИТЕЛЬНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия оптическая.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ЗОНА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — участок коры головного мозга, расположенный в затылочной доле и выпол­няющий функцию анализа и синтеза сигналов, поступающих от периферической части зрительного анализатора.

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — способность чело­века выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ [лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий] — проецирование изображения рассматриваемого объекта на определенное место сетчатки, осуществляемое пу­тем изменения положения глазного яблока.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновре­менной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор зрительный.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БУГОР — часть промежуточного мозга, пред­ставляющая собой парное скопление серого вещества; являет­ся подкорковым центром всех видов чувствительности.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ [дис- + англ. comfort удоб­ства] — комплекс неприятных ощущений (неудобство, напря­женность в глазах и т. д.), возникающих, напр., при астено­пии, длительном напряжении зрения.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВ — II пара черепно-мозговых нервов; проводит в головной мозг световые раздражения от нервных клеток сетчатки глаза; 3. н. заканчивается в подкорковых цен­трах мозга, откуда зрительные раздражения передаются в кору больших полушарий головного мозга.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА — буквенный состав слова.

ЗУБНОЙ СОГЛАСНЫЙ — звук, образуемый кончиком языка с передними зубами.

ЗУБЫ — образования, состоящие преимущественно из твер­дых тканей, расположенные в ротовой полости и предназна­ченные для откусывания и измельчения пищи, а также уча­ствующие в образовании некоторых звуков речи.

 

ИАТРОГЕНИЯ — см. Ятрогения.

ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ — метод рефлексотерапии, заключаю­щийся в воздействии на функции организма различными по силе, характеру и продолжительности раздражениями, нано­симыми при помощи введения игл в строго определенные то­чечные зоны (активные точки) поверхности тела.

ИГРА — один из видов деятельности; является ведущей де­ятельностью детей дошкольного возраста; заключается в вос­произведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительнос­ти; в процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности и поведения.

ИГРОТЕРАПИЯ [игра + терапия] — см. Психотерапия игровая.

ИДЕАТОРНАЯ ДИСГРАФИЯ — см. Дисграфия идеаторная.

ИДЕИ НАВЯЗЧИВЫЕ — идеи, от которых больной не может избавиться, несмотря на понимание их объективной необос­нованности.

ИДЕИ СВЕРХЦЕННЫЕ — идеи, возникающие под влиянием реальных обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональ­ным напряжением занимающие преобладающее положение в сознании больного.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ [лат. identificare отождествлять] — под­сознательный процесс отождествления собственной личности с другой.

ИДЕНТИЧНЫЙ [лат. identicus] — тождественный, одинаковый.

ИДЕО - [лат. idea, от греч. idea вид, наружность, форма; мысль, замысел, представление, понятие, идея] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к мышлению, к умственной, психической деятельности».

ИДЕОГРАММА [идео- + греч. gramma запись] — условный письменный знак, обозначающий целое понятие.

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — см. Идеография.

ИДЕОГРАФИЯ [идео- + греч. grapho писать] — письмо при помощи идеограмм, а не букв; способ обозначить одним пись­менным знаком целое понятие (напр., китайские иероглифы, математические знаки и т. д.).

ИДЕОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ — см. Идеомоторный акт.

ИДЕОМОТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — см. Идеомоторный акт.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ [идео- + лат. motor приводящий в дви­жение] — повышение тонуса или слабое сокращение мышц, участвующих в осуществлении движения, возникающее у че­ловека при мысленном представлении этого движения.

ИДИО- [греч. idios собственный, свой, сам по себе, част­ный, отдельный, своеобразный, необычный] — составная часть сложных слов, означающая «особенный», «своеобразный», «необычный».

ИДИОГИПНОЗ [идио- + гипноз] — см. Самовнушение.

ИДИОЛЕКТ — совокупность индивидуальных (профессио­нальных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида; индивидуальная разновидность языка.

ИДИОМА [греч. idioma своеобразное выражение] — укоре­нившийся своеобразный оборот речи, свойственный к.-л. языку и непереводимый дословно на другой язык (напр., русские выражения «бить баклуши», «спустя рукава», «мозолить глаза» и т. д.).

ИДИОПАТИЧЕСКИЙ [идио- + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — возникающий без видимых причин, характеризую­щийся неясным происхождением.

ИДИОСИНКРАЗИЯ [идио- + греч. synkrasis смешение] — ин­дивидуальная повышенная чувствительность к определенным веществам или воздействиям.

ИДИОТИПИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ [идио- + греч. typos отпечаток, образец, тип] — индивидуальные при­чины: наследственная склонность к задержке развития речи, общая моторная отсталость, нарушения эмоционального раз­вития ребенка, расщепление неба, недостатки слуха, умствен­ная отсталость.

ИДИОТИЯ [греч. idioteia невежество] — наиболее тяжелая степень олигофрении, характеризующаяся практическим от­сутствием психических реакций и речи, невозможностью ус­воения простейших навыков.

ИДИОТИЯ АМАВРОТИЧЕСКАЯ [греч. amaurosis — потемнение, потеря зрения, слепота] — общее название наследственных болезней, характеризующихся прогрессирующим снижением интеллекта и зрения.

ИДИОТИЯ ГИДРОЦЕФАЛЬНАЯ — идиотия, обусловленная ат­рофией мозгового вещества вследствие водянки головного мозга.

ИДИОТИЯ МИКСЕДЕМАТОЗНАЯ [греч. туха слизь + oidema отек] — идиотия, обусловленная врожденной дисфункцией щитовидной железы.

ИДИОТИЯ МОРАЛЬНАЯ [лат. moralis нравственный] — общее название психических заболеваний без выраженных нарушений интеллекта, но с наличием грубых изъянов в эмоционально-во­левой сфере, нравственных установках и отношениях.

ИЗВИЛИНЫ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — воз­вышения коры головного мозга, ограниченные бороздами; бла­годаря их наличию увеличивается поверхность коры больших полушарий головного мозга.

ИЗО - [греч. isos равный] — составная часть сложных слов, означающая «равный», «соразмерный», «одинаковый».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — занятие рисовани­ем, лепкой, аппликацией и др.

ИЗОГРАФИЯ [изо- + греч. grapho писать, изображать] — точ­ное воспроизведение к.-л. почерков, письмен и т. д.

ИЗОКОРИЯ [изо- + греч. когё зрачок] — равенство диамет­ров зрачков правого и левого глаза.

ИЗОЛОФОБИЯ [фр. isolement одиночество + фобия] — на­вязчивый страх: боязнь оказаться одиноким в жизни.

ИЗОМЕТРОПИЯ [греч. isos равный + metron мера + opos глаз — отсутствие различий в рефракции правого и левого глаза.

ИКТАФФИННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — конституция с наклоннос­тью к судорожным реакциям, с повышенной судорожной го­товностью.

ИЛ - — см. Ий-,

ИЛЛИТЕРАТЫ [лат. illiterates неписьменный] — нечленораз­дельные звуки, выражающие свист, хрипенье, вздох, всхли­пывание и пр., непередаваемые буквами.

ИЛЛОГИЗМ [ил- + греч. logikos логический] — слабость ло­гического суждения.

ИЛЛЮЗИИ [лат. illusio ошибка, заблуждение] — ошибочное восприятие реально существующих в данный момент объектов.

ИЛЛЮЗИИ АФФЕКТИВНЫЕ [лат. affectus переживание] — ил­люзии, возникающие обычно на фоне резко выраженных ко­лебаний настроения, общего аффективного фона или же в связи с остроформирующимися интенсивными аффектами страха и тревоги; при подобных обстоятельствах вместо нахо­дящегося в руках врача неврологического молоточка больной видит пистолет, в шуме ветра воспринимается дыхание насти­гающего его преступника.

ИЛЛЮЗИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ [лат. verbalis словесный, относя­щийся к речи] — иллюзии, возникающие у больных в резуль­тате реальных разговоров окружающих, при этом вопросы од­ного из посторонних собеседников, а также ответы второго воспринимаются больным как совершенно иные речи; напр., в разговорах посторонних лиц на совсем другие темы больной слышит унизительные и обидные замечания и оценки в свой адрес, слышит слова осуждения, угрозы, что сопровождается адекватными эмоциями страха и чувством тревоги.

ИЛЛЮЗИИ ПАРЕЙДОЛИЧЕСКИЕ [пара- + греч. eidolon изобра­жение] — зрительные иллюзии фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, тре­щин и пятен на потолке или стенах и т. д.; И. п. часто имеют место в инициальных стадиях острых психотических состояний.

ИЛЛЮЗИИ ВИДЫ — см. Иллюзии аффективные, Иллюзии вер­бальные, Иллюзии парейдолические.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД — один из методов наглядного обучения; сопровождение устного объяснения или чтения ри­сунками, лепкой и другими видами изобразительного искус­ства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.