Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные сокращения и аббревиатуры 21 страница




РЕЧЬ СОПРЯЖЁННАЯ — одновременное, совместное произ­несение двумя или более лицами слов и фраз; используется при исправлении некоторых речевых нарушений (напр., заикания); Р. с. может выступать в чистом виде, когда человек с нарушени­ем речи сразу произносит тот или иной хорошо знакомый, зау­ченный речевой материал совместно с логопедом (прямой и об­ратный счет, названия дней недели и т. д.), а также может соче­таться с отраженной речью, когда он произносит слово или фра­зу вслед за логопедом и вместе с ним; в силу своей доступности Р. с. используется на первых этапах логопедической работы.

РЕЧЬ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ — нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказыва­ния; наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.

РЕЧЬ ПЕРСЕВЕРАТОРНАЯ [лат. persevero упорно держаться, продолжаться] — нарушение речи, при котором больной мно­гократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась; отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекват­ного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации — это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой про­дукции; после перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций др. содержания, а речевые стереоти­пии в этом отношении отличаются аутохтонностью; см. также Стереотипия речевая.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и не­посредственной; отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего син­таксическом) и стилистическом отношениях; Р. п. характери­зуется сложной композиционно-структурной организацией.

РЕЧЬ ПРЯМАЯ — один из способов передачи чужой речи, при котором говорящий (пишущий) полностью сохраняет ее лексику, синтаксис и грамматику, а также стилистику и инто­нацию; Р. п. вводится в текст с помощью авторских слов.

РЕЧЬ ПУЭРИЛЬНАЯ [лат. puerilis детский] — нарушение, при котором речь напоминает детскую — картавость, сюсюканье, детские искажения слов, нередко больной говорит о себе в третьем лице; сочетается с отклонениями в поведении; наи­более часто наблюдается при истерических психозах, при орга­нических поражениях головного мозга.

РЕЧЬ РАЗГОВОРНАЯ — специфическая разновидность лите­ратурного языка, употребляемая в условиях непринужденного, неофициального общения и противопоставленная кодифици­рованной книжной речи; основная форма реализации Р. р. — произносимая, устная речь; это речь непосредственная и не­подготовленная, зависящая в значительной мере от ситуации; в акте коммуникации, обслуживаемом Р. р., большую роль иг­рают не только собственно языковые средства, но и жест и мимика.

РЕЧЬ РИФМОВАННАЯ — нарушение речи, при котором пре­обладает тенденция рифмовать слова, чаще всего — в ущерб смыслу высказывания; наблюдается при состояниях маниакаль­ного и кататонического возбуждения, нередко — при эпилеп­сии в сочетании со слащавостью.

РЕЧЬ СВЯЗНАЯ — отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее за­конченные (самостоятельные) части.

РЕЧЬ СЕНСОРНАЯ — см. Импрессивная речь.

РЕЧЬ СКАНДИРОВАННАЯ — см. Скандированная речь.

РЕЧЬ СЛАЩАВАЯ — нарушение речи, являющееся проявле­нием дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента; больные говорят вкрадчиво, льстиво, часто упот­ребляют уменьшит, суффиксы; наиболее типична для эпилеп­сии, наблюдается также при некоторых психопатиях.

РЕЧЬ СПОНТАННАЯ — неподготовленная речь.

РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при по мощи языковых средств, воспринимаемых на слух; характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно; процессы порождения Р. у. включают этапы ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование в свою очередь соверша­ется параллельно по двум направлениям и касается содержа­тельной и моторно-артикуляционной сторон Р. у.

РЕЧЬ ЭКСПЛОЗИВНАЯ [лат. explodo извергать с шумом] — неритмичная речь, при которой на фоне задерживания и рас­тягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные «выбросы», характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звука; наблюдает­ся при поражении полушарий мозжечка.

РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ [лат. expressio выражение] — актив­ное устное и письменное высказывание.

РИГИДНОСТЬ [лат. rigidus жесткий, твердый] — 1) негиб­кость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напря­жением мышц; 2) состояние, при котором снижена приспо­собляемость психических процессов к меняющимся требова­ниям среды.

РИГОРИЗМ [лат. rigor твердость, строгость] — суровое, не­преклонное соблюдение к.-л. принципов, правил, преимущ. в вопросах нравственности.

РИНИТ [греч. rhis (rhinos) нос + -ит] — воспаление слизис­той оболочки носа, насморк.

РИНОЛАЛИЯ [лат. rhinolalia от греч. rhis (rhinos) нос + греч. lalio речь] — вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или не­достаточного в процессе речи резонирования в носовой поло­сти; такое нарушение резонанса происходит от неправильно­го направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягко­го и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную Р.

РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причи­нами Р. з. являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства но­соглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р. з. органическую и Р. з. функциональную; Р. з. образуется при понижен­ном физиологическом носовом резонансе во время произно­шения фонем; при этом фонемы [м], [н], [н'] звучат как [б], [д], [д']; одним из внешних признаков Р. з. является постоян­но открытый рот.

РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ ЗАДНЯЯ — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а) верхний край хоан, б) половину или одну из них, в) обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоид­ной тканью; Р. з. з. может быть также следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда — носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей; врожденной причиной Р. з.-з. бывает редко встре­чающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.

РИНОЛАЛИЯ ЗАКРЫТАЯ ПЕРЕДНЯЯ — нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носо­вой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др.; Р. з. п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хро­нической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искрив­лении перегородки носа, опухоли носовой полости).

РИНОЛАЛИЯ ОТКРЫТАЯ — патологическое изменение тем­бра голоса и искаженное произношение звуков речи, возни­кающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значитель­ную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мяг­кого нёба) или при механических дефектах твердого и мягко­го нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носо­вую полость.

РИНОЛАЛИЯ СМЕШАННАЯ — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой; различают Р. с. пе­реднюю и Р. с. заднюю; обе формы могут быть органическими или функциональными.

РИНОЛОГИЯ [греч. rhis (rhinos) нос + -логия] — раздел ото­риноларингологии, изучающий анатомию, физиологию и па-тологию носа, а также методы лечения и профилактики его заболеваний.

РИНОСКОПИЯ [греч. rhis (rhinos) нос + scopeo смотрю] — метод осмотра полости носа с помощью спец. носовых зеркал или носовых расширителей.

РИНОФОНИИ ФОРМЫ — см. Ринофония закрытая, Ринофония открытая.

РИНОФОНИЯ [греч. rhis (rhinos) нос + греч. phone] — носо­вой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправиль­ного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягко­го и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

РИНОФОНИЯ ЗАКРЫТАЯ — ринофония, при которой носо­вые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

РИНОФОНИЯ ОТКРЫТАЯ — ринофония, при которой имеет место патологическая назализация всех ротовых звуков, сла­бый и сдавленный голос.

РИТМ [греч. rhythmos] — 1) чередование к.-л. элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. д.;.скорость протекания чего-либо.;' 2) налаженный ход чего-либо., размеренность в протекании чего-либо.; 3) зако­номерное чередование музыкальных звуков - одно из основ­ных формообразующих средств в музыке; в частности, такто­вый, акцентный Р., основанный на чередовании сильных и слабых ударений.

РИТМ РЕЧИ — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

РИТМИКА [греч. rhythmikos равномерный, соразмерный] — 1) учение о музыкальных ритмах; 2) раздел фонетики, изучаю­щий общие закономерности ритмического построения речи; 3) система физических упражнений, построенных на связи движения с музыкой.

РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЙ — 1) относящийся к ритмоме­лодике; см. Просодический, Сверхсегментный; 2) относящийся к просодическому членению и модификации речи, т. е. к выраже­нию различных синтаксических отношений, значений и конно­таций посредством разного рода изменений и противопоставле­ний высоты тона, интенсивности, долготы, чередования фоне­тически различных (или тождественных) слогов, ритма и т. п.

РИТМИКО-МЕЛОДИЧЕСКИЙ — 1) см. Ритмико-интонацион­ный; 2) относящийся одновременно к ритму и мелодике речи.

РИТМОМЕЛОДИКА — членение речи в соответствии с опре­деленными интонационными и ритмическими моделями.

РИТМОМЕЛОДИЧЕСКИЙ — см. Ритмико-мелодический.

РИТОРИКА [греч. rhetorike] —- 1) теория и искусство красно­речия; 2) напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному пред­ложению, сообщение о чем-либо; всегда связан с выражением
различных эмоционально-экспрессивных значений, протеста и т. п.; для Р. в. характерны противоречия между формой и содержанием: вопросительная структура — повествовательная
функция; Р. в., отрицательный по форме, передает утверди­тельное значение, а Р. в. с утвердительной формой имеет зна­чение отрицания.

РОГОВИЦА — передняя прозрачная часть наружной оболоч­ки глаза, одна из его светопреломляющих сред.

РОЛЕВАЯ ИГРА — см. Сюжетно-ролевая игра.

РОТАЦИЗМ [лат. rhotacismus, от названия буквы греч. алфа­вита «ро»] — расстройство произношения фонем [р] и [р'], ко­торое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в результате большой сложности артикуляционной рабо­ты, в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюда­ются следующие варианты Р.: отсутствие одной или обеих фо­нем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.

РОТАЦИЗМ БИЛАБИАЛЬНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в их искажении, когда звук образуется при вибрации обеих губ.

РОТАЦИЗМ БОКОВОЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в искажении этих фонем; в осно­ве Р. б. лежат обычно причины органического характера — па­резы языка или массивная, короткая подъязычная уздечка, к наличию которой часто присоединяется узкое, высокое небо или неправильное расположение зубов верхней челюсти.

РОТАЦИЗМ ВЕЛЯРНЫЙ — расстройство произношения фо­нем [р] и [р'], которое выражается в их искажении: корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и обра­зует с ним щель; проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого неба.

РОТАЦИЗМ ГЛОТОЧНЫЙ — см. Ротацизм фарингеалъный.

РОТАЦИЗМ ГОРТАННЫЙ — см. Ротацизм ларингеальный.

РОТАЦИЗМ ГУБНОЙ — см. Ротацизм билабиальный.

РОТАЦИЗМ ГУБНО-ЗУБНОЙ — см. Ротацизм лабиодентальный.

РОТАЦИЗМ ИНТЕРДЕНТАЛЬНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в их искажении: во время артикуляции язык находится между зубами; колеба­ния при этом могут происходить на его кончике, реже — меж­ду кончиком языка и верхней губой.

РОТАЦИЗМ ЛАБИАЛЬНЫЙ — см. Ротацизм билабиальный.

РОТАЦИЗМ ЛАБИОДЕНТАЛЬНЫЙ — расстройство произно­шения фонем [р] и [р'], которое выражается в их искажении, когда звук образуется между нижней губой и верхними резца­ми, или между верхней губой и нижними резцами.

РОТАЦИЗМ ЛАРИНГЕАЛЬНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [p'J, выражающееся в искажении этих фонем; про­является большей частью при патологических состояниях, а имен­но при расщеплении нёба, или при экстрапирамидных заболе­ваниях; при Р. л. колеблются сжатые ложные складки или звук образуется на сильно сомкнутых голосовых складках.

РОТАЦИЗМ МЕЖЗУБНЫЙ — см. Ротацизм интердентальный.

РОТАЦИЗМ НАЗАЛЬНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р']; возникает при неполном нёбно-глоточном зат­воре (напр., при врожденном укорочении мягкого нёба); ко­лебания возникают между задней плоскостью мягкого неба и задней стенкой глотки.

РОТАЦИЗМ ОДНОУДАРНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р'], когда при правильном месте образования отсутствует вибрация.

РОТАЦИЗМ ПРОТОРНЫЙ — см. Ротацизм одноударный.

РОТАЦИЗМ УВУЛЯРНЫЙ [лат. uvula язычок] — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в их ис­кажении в результате вибрации в момент артикуляции только язычка.

РОТАЦИЗМ ФАРИНГЕАЛЬНЫЙ — расстройство произноше­ния фонем [р] и [p'J, выражающееся в искажении этих фо­нем; при Р. ф. между корнем языка и задней стенкой глотки образуется хриплый звук, напоминающий [р].

РОТАЦИЗМ ЩЁЧНЫЙ — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое образуется в результате вибрации обеих щек либо одной из щек с кончиком или боковыми краями языка — сильный выдыхаемый ток воздуха проходит между щеками и краями языка.

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ — передний отдел пищеварительного канала у животных и человека; начинается ротовым отверсти­ем и переходит в глотку; участвует в процессах дыхания, пере­работки пищи и акта речи.

РОТОВОЙ — звук речи, произносимый с поднятым мягким небом, т. е. с выключением носового резонатора.

РОТОГЛОТКА — средняя часть глотки, сообщающаяся с полостью рта через большое отверстие (зев), ограниченное сверху мягким небом, снизу корнем языка и с боков передни­ми и задними небными дужками, между которыми располо­жены небные миндалины.

РУДИМЕНТ [лат. rudimentum зачаток, начальная ступень] — 1) см. Рудиментарные органы; 2) перен. пережиток, след исчез­нувшего явления.

РУДИМЕНТАРНЫЕ ОРГАНЫ — недоразвитые органы, утра­тившие свою функцию в течение исторического развития орга­низмов и находящиеся на пути к исчезновению; напр., остат­ки волосяного покрова на теле человека.

РУТИНА [фр. routine] — консерватизм, застой, косность, бо­язнь перемен.

РУТИНЁР — консерватор.

РУЧНОЙ ТРУД — составная часть системы работы по трудо­вому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста; одно из действенных средств умственного и физи­ческого развития и нравственного воспитания детей; на заня­тиях по Р. т. дети приобретают первоначальные трудовые навы­ки, овладевают доступными приемами работы с бумагой, карто­ном, тканью и др. материалами, знакомятся с инструментами.

РЯДООБРАЗОВАНИЯ — перечисление в определенном поряд­ке связанных между собой слов — названий дней недели, меся­цев, букв алфавита, чисел и т. п.; см. Речь автоматизированная.

 

 

САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ [лат. sagitta стрела] — плоскость, делящая тело продольно на правую и левую половины.

САЛИВАЦИЯ [лат. salva слюна] — слюноотделение, секре­торная деятельность слюнных желез.

САМОАНАЛИЗ — процесс сознательного анализа субъектом своих действий, мыслей и чувств.

САМОВНУШЕНИЕ — внушение, направленное на к.-л. сто­роны собственной психической деятельности, а также на некоторые функции нервной системы и внутренних органов.

САМОВНУШЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самовнушение, ко­торое характеризуется некритическим отношением субъекта к собственным идеям, концепциям, оценкам, снижением конт­ролирующих функций сознания.

САМОВНУШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — самовнушение, которое достигается посредством вербальных (словесных) самоинструк­ций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния; см. Аутогенная тренировка.

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная деятельность, направ­ленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности; находится в неразрывной взаимосвязи с воспи­танием; включает в себя в качестве необходимых компонен­тов самоанализ, самоотчет и самоконтроль; в приемы С. вхо­дят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

САМОКОНТРОЛЬ — осознание и оценка субъектом собствен­ных действий, психических процессов и состояний; предпо­лагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ — в психиатрии — изучение психопа­тологической картины методом анализа больным своих ощу­щений, переживаний, рассуждений и их описания.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ — 1) система знаний, умений и на­выков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам; 2) первый этап трудового воспитания.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди др. людей; является важ­ным регулятором поведения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ — речь без непосредственной опо­ры на готовый образец в виде произнесенных кем-либо слов или фраз (см. Сопряженная речь, Отраженная речь); использу­ется как вид речевых упражнений для подготовки к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого общения; различают два основных типа С. р.: подготовленную (произнесение заученных стихот­ворений, пересказ прочитанного, рассказ по картине и т. п.) и неподготовленную (ответы на вопросы, рассказ о непосред­ственно пережитом, разговор по телефону и т. п.).

САНАТОРИЙ [лат. sanare лечить, исцелять] — стационарное лечебно-профилактическое учреждение для лечения больных преимущ. природными средствами (климат, минеральные воды, грязи) в сочетании с диетой, физиотерапией, лечебной физ­культурой при соблюдении установленного режима лечения и отдыха.

САНАЦИЯ [лат. sanatio лечение, оздоровление] — 1) оздоро­вительные мероприятия; 2) регулярное врачебное наблюдение несвоевременное лечение заболеваний полости рта.

САНГВИНИК [лат. sanguis, sanguinis кровь] — человек, отли­чающийся по своему темпераменту быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением эмоций, быстрой их сменяемос­тью; см. Темперамент сангвинический.

САНИРОВАТЬ [лат. sanare лечить, исцелять] — проводить санацию.

САНИТАРИЯ [лат. sanitas здоровье] — система мероприятий, направленных на осуществление гигиенических нормативов и требований.

СВЕРХСЕГМЕНТНЫЙ — накладывающийся на линейные, или сегментные, элементы выражения; см. Просодический, Ритмико-интонационный.

СВЕТООЩУЩЁНИЕ — ощущение, возникающее при воздей­ствии светового излучения на сетчатку.

СВИСТОК ГАЛЬТОНА — прибор для определения верхнего порога слуховых ощущений.

СВИСТЯЩАЯ ШЕПЕЛЯВОСТЬ — см. Сигматизм свистящий.

СВИСТЯЩИЙ ЗВУК — фрикативный небно-зубной звук типа [z], [s] или аффриката, раскрывающаяся в звуки этого типа, называемые так по производимому ими акустическому впе­чатлению.

СЕГМЕНТ [лат. segmentum отрезок] — элемент (отрезок) речи, выделяющийся из данной последовательности как воспроизво­димый в др. последовательностях без потери тождества.

СЕГМЕНТ — отдел (часть) спинного мозга, откуда отходит пара спинномозговых нервов.

СЕГМЕНТАЦИЯ — деление речевого потока как линейной пос­ледовательности на составляющие его элементы, или отрезки.

СЕМА [греч. sema знак] — элемент членения смысла (содер­жания) языковой единицы, обычно морфемы, на минималь­ные части; минимальная единица содержания в языке.,

СЕМАНТЕМА — 1) см. Семема; 2) вещественная часть слова, та часть, которая несет его лексическое, материальное значе­ние, в отличие от морфемы, которая при таком понимании имеет формальное значение.

СЕМАНТИЗАЦИЯ — осмысление, обнаружение смысла.

СЕМАНТИКА [фр. semantique, от греч. semantikos обозначаю­щий, sema знак] — 1) значение или значения языковых единиц (слов, грамматических форм слов, фразеологизмов, словосоче­таний, предложений); 2) раздел языкознания, в котором изуча­ется смысловая сторона различных единиц языка; семасиоло­гия; 3) один из аспектов изучения знаков в семиотике.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия семантическая.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ — смысловой, относящийся к смыслу (зна­чению) слова.

СЕМАСИОЛОГИЯ [греч. semasia значение + -логия] — см. Се­мантика 2.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание детей, осуществля­емое родителями или лицами, их заменяющими, — родствен­никами, опекунами.

СЕМЕМА [греч. semaino обозначаю] — единица языкового со­держания (смысла), соотносимая с морфемой, совокупность сем.

СЕМИОЛОГИЯ — см. Семиотика.

СЕМИОТИКА [греч. semeiotike учение о знаках] — 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (разговорный язык, языки програм­мирования, физ. символика и т. п.; 2) в медицине — раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

СЕНЕСТОПАТИЯ [фр. cenesthopathie от греч. koinos общий + aisthesis чувство, ощущение + pathos страдание, болезнь] — симптом психических заболеваний: интенсивное и обычно крайне тягостно переживаемое больным неприятное ощуще­ние (напр., жжения, давления) в к.-л. части тела, возникаю­щее при отсутствии изменений в тканях и органах, выявляе­мых современными методами исследования.

СЕНЗИТИВНОСТЬ [лат. sensus чувство, ощущение] — харак­терологическая особенность человека, проявляющаяся в по вышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожнос­тью; предельно выраженная С. представляет собой одну из форм психопатий.

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для разви­тия определенных психических свойств и процессов; преждев­ременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным, что не­благоприятно сказывается на развитии психики.

СЕНИЛИЗМ — преждевременное, патологическое старение, развитие у лиц молодого возраста старческих признаков.

СЕНИЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — см. Сенилизм.

СЕНИЛЬНЫЙ [лат. senilis от senium старость] — старческий, напр., С. психоз.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ [лат. sensibilis чувствительный] — обо­стрение чувствительности; повышение чувствительности не­рвных центров под влиянием действия раздражителя; процесс, при котором раздражитель, не вызывавший ранее никакой реакции, начинает вызывать ее.

СЕНСИТИВНЫЙ [лат. sensitivus] — чувствительный.

СЕНСОМОТОРНЫЙ [лат. sensus чувство, ощущение + motor действие, движение] - чувствительно-двигательный.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия сенсорная.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — см. Депривация сенсорная.

СЕНСОРНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — косноязычие, вызванное пре­имущественно нарушением функции слухового аппарата.

СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологичес­кие особенности личности, проявляющиеся в качественных ха­рактеристиках восприятия различных свойств предметов.

СЕНСОРНЫЙ [лат. sensus чувство, ощущение] — чувствую­щий, чувствительный, относящийся к ощущениям.

СЕНСОРНЫЙ ЦЕНТР РЕЧИ — см. Вернике центр.

СЕТЕВИДНАЯ СУБСТАНЦИЯ — образование, расположенное под дном четвертого желудочка, состоящее из волокон, иду­щих в различных направлениях и напоминающих спутанную сеть; в толще С. с. заложены одиночные или групповые скоп­ления клеток, в к-рых расположены центры сложных рефлек­торных актов: дыхания, кровообращения, а также кашля, чи­хания, зевоты и др.

СИБИЛЯНТ — см. Свистящий звук.

СИГМАТИЗМ [лат. sigmatismus от названия греч. буквы «сиг­ма», обозначающей звук [с]] — расстройство произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) фонем; при С. эти фонемы произносятся искаженно или совсем выпадают из речи; одно из наиболее распространен­ных нарушений звукопроизношения.

СИГМАТИЗМ АДДЕНТАЛЬНЫЙ — расстройство произноше­ния шипящих или свистящих фонем (или тех и других); вызы­вается тем, что при артикуляции язык прижимается к задней поверхности резцов, воздух уходит через переднюю часть язы­ка широкой струей между зубами; С. а. возникает иногда при нормальной челюсти, но часто при прогнатии или умеренно открытом прикусе.

СИГМАТИЗМ БИЛАБИАЛЬНЫЙ — расстройство произноше­ния шипящих или свистящих фонем (или тех и других): струя воздуха проникает сквозь приоткрытые зубы в пространство между выпяченными губами и наталкивается на них, при этом получается дующий звук, похожий на [ф].

СИГМАТИЗМ БОКОВОЙ — расстройство произношения шипя­щих или свистящих фонем (или тех и других); возникает оттого, что струя воздуха расходится от средней линии в стороны, вправо или влево, реже в обе стороны; главная причина — неправильное положение языка при артикуляции; это положение при С. б. всегда одинаково; случаи одностороннего С. б. могут зависеть от укло­нения языка вправо или влево и от смещения в ту или другую сторону нижней челюсти при смыкании зубов или же от наличия открытых односторонних боковых прикусов; случаи двусторон­них боковых сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой смыкается с нёбом, не образуя желобка посередине, при этом боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

СИГМАТИЗМ ГОРЛОВОЙ — расстройство произношения шипящих или свистящих фонем (или тех и других); при С. г. шипящие заменяются грубым хрипловатым звуком, возника­ющим между ложными голосовыми складками; С. г. — част­ный симптом при расщелине нёба.

СИГМАТИЗМ ГОРТАННЫЙ — см. Сигмашизм горловой.

СИГМАТИЗМ ГУБНО-ЗУБНОЙ — расстройство произношения шипящих или свистящих фонем (или тех и других); при С. г.-з. струя воздуха ударяет в нижнюю губу, которая приближена к верхним резцам, в результате чего получается трение воздуха и звук, похожий на [ф].

СИГМАТИЗМ ГУБНОЙ — см. Сигмашизм билабиальный.

СИГМАТИЗМ ИНТЕРДЕНТАЛЬНЫЙ — расстройство произно­шения шипящих или свистящих фонем (или тех и других); возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, ког­да нижняя челюсть опускается книзу и кончик языка просо­вывается между зубами; вместо острого звука получается мяг­кий шум между языком и верхними резцами — струя воздуха наталкивается на мягкий кончик языка. Предрасполагающи­ми моментами к возникновению С. и. могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус, выпадение молоч­ных зубов, прогнатия; часто встречается множественная интердентальность, при которой С. и. сочетается с таким же произношением переднеязычных фонем ([т], [д], [н], [л]); у маленьких детей С. и. встречается часто; может исчезнуть без кррекционного воздействия после роста постоянных зубов; возникает иногда при носовой непроходимости, вызванной аденоидными разращениями: дети дышат открытым ртом и при этом высовывают язык.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.