Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные сокращения и аббревиатуры 27 страница




ЦЕНЕСТЕЗИЯ [греч. aisthesis ощущение, чувство] — прояв­ление деперсонализации: утрата чувства собственного «я».

ЦЕНТР [лат. centrum, греч. kentron острие, средоточие] — 1) группа нервных клеток, регулирующих к.-л. функцию орга­низма; 2) средняя часть чего-либо, середина.

ЦЕНТР БРОКА — см. Брока центр.

ЦЕНТР ВЕРНИКЕ — см. Вернике центр.

ЦЕНТР НЕРВНЫЙ — система нервных образований на -раз­ных уровнях Центральной нервной системы, осуществляющая регуляцию специализированной функции организма, напр., ре­гуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр.

ЦЕНТР УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ — вторая сигнальная систе­ма, расположена в широких слоях серого вещества коры го­ловного мозга, обеспечивает большую приспособляемость орга­низма к внешней среде; основным ее импульсом для деятель­ности является слово.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЛУХОТА — невозможность воспринимать звуки из-за поражения центрального отдела слухового аппа­рата, при сохранности воспринимающего и передающего ап­паратов (уха и слухового нерва).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из голов­ного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГЛАСНЫЙ — гласный среднего или смешан­ного ряда; то же, что нейтральный гласный.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ — согласный, произносимый с проходом воздуха в центральной части рта.

ЦЕНТРИ- [центро-; лат. centrum, греч. kentron острие, со­средоточие] — составная часть сложных слов, означающая «от­носящийся к центру», «расположенный в центре».

ЦЕНТРИПЕТАЛЬНЫЙ [центры- + лат. peto направляться, уст­ремляться] — центростремительный, направленный от пери­ферии к Центру.

ЦЕНТРИФУГАЛЬНЫЙ [центры- + лат. fuga бегство] — цент­робежный.

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НЕРВЫ — эфферентные, или двигательные, нервные волокна, по которым нервные импульсы идут от цен­тральной нервной системы к периферии, к рабочим органам и тканям организма.

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ — афферентные, или чув­ствительные, нервные волокна, по которым нервные импуль­сы двигаются от периферии (от различных рецепторов) к цен­тральной нервной системе.

ЦЕНТРЫ РЕЧИ И ПИСЬМА — см. Брока центр, Вернике центр.

ЦЕРЕБЕЛЛЯРНЫЙ [лат. cerebellum мозжечок] — мозжечко­вый, относящийся к мозжечку.

ЦЕРЕБР- [церебро-; лат. cerebrum головной мозг] — состав­ная часть сложных слов, означающая «относящийся к голов­ному мозгу».

ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ ИСХУДАНИЕ [лат. cerebrum головной мозг] — исхудание, обусловленное поражением головного мозга.

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ [лат. cerebrum головной мозг] — мозговой, принадлежащий большому мозгу.

ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ [церебр- + греч. astheneia слабый] — соче­тание астении с головными болями, головокружениями, не­которым ухудшением памяти и другими признаками пораже­ния головного мозга; наблюдается при травме, инфекции, интоксикации или в начальной стадии органического заболе­вания головного мозга.

ЦЕРЕБРО- — см. Церебр-.

ЦЕРЕБРОПАТИЯ [церебро- + греч. pathos страдание, бо­лезнь] — см. Энцефалопатия.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ [церебро- + лат. spinalis позвоночный] — жидкая среда, заполняющая полости спин­ного и головного мозга; исследование состава Ц. ж. использу­ется для дифференциальной диагностики болезней централь­ной нервной системы.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ [церебро- + лат. spinalis позвоноч­ный] — относящийся к головному и спинному мозгу.

ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНЫЙ МЕНИНГИТ — воспаление оболочек головного и спинного мозга.

ЦЕФАЛ- [греч. kephale голова] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к голове».

ЦИКЛ [греч. kyklos круг] — совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, образующих законченный круг развития в течение к.-л. промежутка времени.

ЦИКЛИЧЕСКИЙ — совершающийся циклами; составляющий цикл.

ЦИКЛО - первая составная часть сложных слов, обознача­ющая: «круг», «кольцо», «цикл».

ЦИКЛОСОМИЯ [цикло- + греч. soma тело] — периодическое возникновение депрессивных фаз циклотимии или маниакаль­но-депрессивного психоза с преобладанием расстройств, ими­тирующие к.-л. болезни внутренних органов.

ЦИКЛОТИМИЯ [цикло- + греч. thymos дух, жизнь, настрое­ние] — психическая болезнь, легкая форма маниакально-деп­рессивного психоза.

ЦИКЛОФРЕНИЯ [цикло- + греч. phren ум, разум] — см. Ма­ниакально-депрессивный психоз.

ЦИСТЕНЦЕФАЛИЯ [греч. kephale голова] — высшая степень гидроцефалии.

ЦИТИРОВАНИЕ ПРЯМОЕ [лат. citare приводить, провозгла­шать] — дословное воспроизведение чужой речи.

ЦИТО- [греч. kytos пустота, полость, сосуд, вместилище] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к клетке», «клеточный».

ЦИТОАРХИТЕКТОНИКА [цито- + греч. architektonike построе­ние, структура] — раздел архитектоники коры большого мозга, посвященный величине, форме и расположению ее клеток.

ЦОКАНЬЕ — неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ц].

 

 

ЧАСТИ РЕЧИ — основные подразделения, или разряды, на, которые распадаются слова языка вследствие наличия у них а) некоторого общего (абстрактного) значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова; б) системы грамматических категорий, специфических для данного раз­ряда слов; в) особенностей синтаксического функционирова­ния; г) особых типов формо- и словообразования.

ЧАСТИЧНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ [лат. assimilatio уподобление, усвоение] — ассимиляция только части признаков взаимодей­ствующих звуков.

ЧЕЛОВЕК — общественное существо, способное произво­дить и использовать орудия труда, обладающее сложно орга­низованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

ЧЕЛЮСТЬ ВЕРХНЯЯ — парная кость, занимает центральное положение в лицевом черепе; участвует в образовании глаз­ницы, носовой и ротовой полостей; в ней различают тело и четыре отростка: альвеолярный, небный, лобный и скуловой.

ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ — непарная кость, наиболее крупная среди костей лицевого черепа, имеет форму подковы; в ней различают непарное тело и две ветви.

ЧЕРЕДОВАНИЕ — факт различения звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления.

ЧЕРЕДОВАНИЕ АКЦЕНТНОЕ — чередование ударное, чередо­вание тоническое; морфологизированное ударение в словах и формах, совпадающих графически, но различающихся местом ударения.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ — чередование, не зави­сящее от фонетических позиций и служащее для выражения различного рода грамматических значений, напр., пеку / пе­чешь.

ЧЕРЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ — чередование качественно различных звуков, напр., везу / воз.

ЧЕРЕП — скелет головы.

ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ — нервы, отходящие от голов­ного мозга или входящие в него; имеется 12 пар Ч.-м. н., которые иннервируют кожу, мышцы, органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полостей.

ЧЁРНАЯ СУБСТАНЦИЯ — один из центров экстрапирамид­ной системы, регулирует тонус мышц голосового и артикуля­ционного аппаратов.

ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ — парные хрящи гортани, имею­щие форму трехгранной пирамиды, основание которой со­единено при помощи сустава с пластинкой перстневидного хряща.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА — индивидуально-своеобразные спосо­бы осуществления отношений человека к окружающей дей­ствительности и к самому себе в определенных условиях; из черт характера складывается характер.

ЧЕЧЕВИЦЕОБРАЗНЫЙ СОСОЧЕК — образование, имеющее форму шишковидного выроста, расположенного по краям языка.

ЧИСТЫЙ ЗВУК — звук камертона, имеющий синусоидаль­ную форму; характеризуется определенной частотой и ампли­тудой колебаний.

ЧИСТЫЙ ЯЗЫК — язык, не подвергшийся смешению и пред­ставляющий естественное развитие своего первоначального состояния.

ЧИТАЛЬНАЯ МАШИНА — аппарат, предназначенный для чте­ния слепыми и слепоглухими обычных печатных изданий (книг, журналов) и текстов, напечатанных на пишущей ма­шинке.

ЧЛЕНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЕ — выделение в речевом потоке отдельных звуков речи на основе их антропофонических (фи­зиологических) свойств.

ЧЛЕНИМОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ — способность слова распадаться на корень (основу) и аффиксы.

ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ — 1) выделимый, способный к отдель­ному воспроизведению, напр., членораздельный звук; 2) под­дающийся расчленению на составляющие элементы, напр., членораздельная речь; 3) отчетливый, скандированный, напр., членораздельное произнесение.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — структурно-семантические ком­поненты предложения, выраженные полнозначными слова­ми или словосочетаниями.

ЧОКАНЬЕ — неразличение в некоторых говорах русского языка фонем [ц] и [ч], совпадение их в фонеме [ч].

ЧРЕВОВЕЩАНИЕ — речеобразование при неподвижных гу­бах с помощью незаметных для глаза артикуляционных дви­жений органов полости рта.

ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизве­дение звуков речи, обозначенных буквами.

ЧТЕНИЕ С ГУБ — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или вос­полняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).

ЧУВСТВ ВИДЫ — см. Чувства интеллектуальные, Чувства моральные, Чувства эстетические.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения чело­века к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; выс­ший продукт развития эмоциональных процессов в обще­ственных условиях.

ЧУВСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ [лат. intellectus ум, рассу­док, разум] — чувства, выражающие и отражающие отноше­ние личности к процессу познания, его успешности и неус­пешности.

ЧУВСТВА МОРАЛЬНЫЕ [лат. moralis нравственный] — чув­ства, своим содержанием имеющие отношение человека к человеку и — шире — к обществу.

ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ [греч. aisthesis ощущение, чув­ство] — чувства, отражающие и выражающие отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в ис­кусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, траги­ческому или комическому, возвышенному или пошлому, изящ­ному или грубому.

ЧУВСТВО ЯЗЫКА — контроль над произнесением слов, их правильностью произношения, ударения; осуществляется на основе обратных связей.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собствен­ных тканей и органов, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДВУМЕРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ — вид сложной чувствительности: способность понимать (узнавать) буквы, слова, цифры, различные фигуры, начертанные паль­цем, иглой и др. на коже.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРОЦЕПТИВНАЯ [лат. inter посре­ди, внутри + recepto принимать] — вид простой чувствитель­ности: восприятие импульсов от внутренних органов, из по­лостей тела.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ [лат. proprius сво­еобразный, специальный + recepto принимать] — вид простой чувствительности: мышечно-суставное чувство, чувство веса, давления, вибрации.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТАЯ — включает экстеро-, интеро- и проприоцептивную чувствительность, т. е. в каждом случае импульсы поступают только по одному рецепторному пути.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЛОЖНАЯ — чувствительность, осно­ванная на интеграции деятельности рецепторов различной модальности; включает чувство дискриминации, двумерно-пространственное, чувство локализации и стереогноза; при ненарушенной Ч. с импульсы поступают одновременно по нескольким рецепторным путям.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНАЯ [лат. exster вне­шний, наружный + recepto принимать] — вид простой чувстви­тельности: ощущение боли, тепла, холода, прикосновения.

ЧУТЬЁ ЯЗЫКОВОЕ — интуитивная реакция на данную фор­му высказывания и т. п. со стороны лица, для которого дан­ный язык является родным, как критерий правильности речи.

ШАБЛОН — 1) твердо установленная синтаксическая мо­дель, механически воспроизводимая в речи; 2) общеизвест­ный образец, которому слепо подражают; штамп, трафарет.

ШЕПЕЛЯВОСТЬ — см. Сигматизм.

ШЁПОТ — тихий глухой голос, получающийся при прохож­дении воздуха с трением через незамкнутую межхрящевую щель.

ШЁПОТНАЯ РЕЧЬ — очень тихая речь, производимая без уча­стия голосовых складок.

ШЁПОТНЫЙ ГЛАСНЫЙ — гласный, при произнесении кото­рого чистый голос заменяется шумом, производимым трени­ем воздуха о стенки межхрящевой щели.

ШИЗО- [шиз-; греч. schizo раскалывать, разделять, расщеп­лять] — составная часть сложных слов, означающая «разделе­ние», «расщепление», «нарушение психики».

ШИЗОБУЛИЯ [шизо- + греч. bule воля] — наличие у больно­го противоположных волевых тенденций и стремлений; симп­том шизофрении.

ШИЗОКАРНОСТЬ [шизо- + греч. кага голова, вместилище разума] — злокачественное течение шизофрении с быстрым развитием слабоумия.

ШИЗОФАЗИЯ [шизо- + греч. phasis выражение, речь] — рас­стройство речи в виде отсутствия смысловой связи между сло­вами и предложениями при правильности их грамматического строя.

ШИЗОФРЕНИЯ [шизо- + греч. phren ум, разум] — эндоген­ная психическая болезнь с непрерывным или приступообраз­ным течением, характеризующаяся изменениями личности (снижением активности, потребности в общении с людьми, потерей интереса к окружающей действительности, утратой единства психических процессов, нарушением мышления и др.) и имеющая многообразные проявления (бред, галлюцинации и др.).

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ — небные щелевые (фрикативные) и смычно-щелевые (аффрикаты), называемые так по произво­димому или акустическому впечатлению.

ШИРОКИЙ ГЛАСНЫЙ — 1) гласный нижнего подъема как характеризующийся наибольшим раствором рта (наибольшим расстоянием от языка до неба) и вытекающей отсюда макси­мальной сонорностью (звучностью); 2) ненапряженный глас­ный.

ШИШКОВИДНОЕ ТЕЛО — железа внутренней секреции, пред­ставляющая собой образование треугольно-овальной формы, расположенное в промежуточном мозге; участвует в поддер­жании гомеостаза.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ — общеобразовательная школа с обще­житием для учащихся, преимущ. для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глу­хотой.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ДВИЖЕ­НИЙ — учебно-воспитательное учреждение, в котором дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно-двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессио­нально-трудовую подготовку.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зре­ния после коррекции очками от 0,05 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены дети с остротой зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения — стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощуще­ния, поля зрения; а также умение ребенка пользоваться сла­бым зрением.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ (ТУГОУХИХ) И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ — спец. общеобразовательная тру­довая политехническая школа с производственным обучени­ем; осуществляет обязательное совместное обучение слабос­лышащих и позднооглохших детей.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для слепых детей.

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ — спец. учебно-воспитательное учреждение для умственно-от­сталых детей.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6—7 лет до 17—18 лет; подразделяется на младший — от 6—7 лет до 11 лет и старший — от 12 до 17—18 лет.

ШОК [фр. choc удар, толчок] — одна из наиболее тяжелых нервно-рефлекторных реакций организма на воздействие чрез­вычайных раздражителей, выражающаяся расстройствами кровообращения, дыхания, обмена веществ и т. п.

ШПАТЕЛЬ [нем. Spatel лопатка] — инструмент для придавливания языка при осмотре полости рта; используется лого­педами для придания языку определенного положения, кото­рое требуется для артикуляции того или иного звука.

ШУБ [нем. Schyb атака, приступ] — приступ психической болезни, после которого наблюдаются изменения личности или остаточные психопатологические расстройства.

ШУМ — 1) беспорядочная совокупность звуков, не имеющих ритма и периодичности колебаний; при этом звуки, в отличие от музыкальных, часто изменяются по силе и частоте, напр., стук, шорох, треск и т. п.; 2) акустический эффект неритмических колебаний губ, языка и маленького язычка, а также трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.

ШУМНЫЙ — согласный звук, тембр которого определяется характером данного шума.

 

 

ЩЁКИ — часть лица, составляющая боковую стенку рото­вой полости.

ЩЕЛЕВОЙ — см. Фрикативный.

ЩЁЧНЫЙ [Р] — при этом нарушении струя воздуха идет меж­ду языком и щеками, которые колеблются; углы рта оттягиваюся назад; возникает неприятный «фыркающий», незвонкий звук; см. Ротацизм.

ЩИТОВИДНЫЙ ХРЯЩ — крупный непарный хрящ гортани, образующий гортанный выступ; см. Выступ гортани.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА — железа внутренней секреции; рас­полагается около гортани; выделяет гормоны, влияющие на обмен веществ и рост организма, в частности тироксин; при гиперфункции развивается базедова болезнь, при гипофунк­ции — микседема.

 

 

ЭВ- [эй-, эу-; греч. ей хорошо, вполне, совершенно, пра­вильно] — составная часть сложных слов, означающая «хоро­ший», «подлинный«, «правильный».

ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ [лат. eventus случай] — возможный при со­ответствующих условиях, могущий произойти при известных о бстоятельствах.

ЭВОЛЮЦИЯ [лат. evolutio развертывание, развитие] — про­цесс постепенного изменения, развития.

ЭВРИСТИКА [греч. heurisko нахожу] — 1) методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических при­емов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

ЭВФОНИЧЕСКИЙ — облегчающий переход от одного звука к другому.

ЭВФОНИЯ [греч. euphonia хорошо + phone звук] — благозву­чие.

ЭВФУИЗМ [греч. euphyes благовоспитанный, благородный] — см. Бомбаст.

ЭГОИЗМ [лат. ego я] — черта характера, характеризующаяся себялюбием, предпочтением своих личных интересов интере­сам общественным и интересам др. людей.

ЭГОФОНИЯ [греч. aix, aigos коза + phone голос] — разновид­ность бронхофонии, при которой голос больного напоминает блеяние козы.

ЭГОЦЕНТРИЗМ [лат. ego я + centrum острие, средоточие] — особенность склада личности, при которой доминирует со­средоточение на мотивах собственной духовной жизни или материального существования; высшая степень эгоизма.

ЭЙ см. Эв-.

ЭЙЕКСИЯ — см. Эйфория.

ЭЙЕСТЕЗИЯ [эй- + греч. aisthesis ощущение, чувство] — хо­рошее самочувствие.

ЭЙЗЕНЛОРА СИНДРОМ [К. Eisenlohr, нем. врач] — сочета­ние дизартрии, паралича губ, языка и мягкого неба, а также слабости конечностей, возникающее как осложнение брюш­ного тифа.

ЭЙЗОПТРОФОБИЯ [греч. eisoptron зеркало + фобия] — на­вязчивый страх — боязнь зеркал.

ЭЙТИМИЯ [эй- + греч. thymos душа, настроение, чувство] — хорошее настроение.

ЭЙТОНИЯ [эй- + греч. tonos напряжение] — чувство теле­сного удовольствия, наслаждения, приятное чувство.

ЭЙФОРИЯ [эй- + греч. phero нести, переносить] — неоправ­данное реальной действительностью повышенное благодушное настроение, сочетающееся с беспечностью и недостаточ­ной критической оценкой своего состояния; отмечается при прогрессивном параличе, атеросклерозе, травмах мозга и др.

ЭЙХОФОБИЯ [греч. euchos желание, пожелание + фобия] — навязчивый страх — боязнь произносить или слушать пожела­ния.

ЭК- [экз-; греч. ek-, ex-] — приставка, означающая «вне, за пределами чего-либо».

ЭКЗ 1) см. Эк-; 2) см. Экс-.

ЭКЗАЛЬТАЦИЯ [лат. exaltatio подъем, воодушевление] — во­сторженное, возбужденное состояние; болезненная оживлен­ность.

ЭКЗАЦЕРБАЦИЯ [лат. exacerbo раздражать, отягощать] — см. Обострение.

ЭКЗЕМПЛИФИКАЦИЯ — объяснение с помощью конкрет­ных, наглядных примеров, снабжение иллюстративным ма­териалом.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ [лат. existentia существова­ние] — анализ биографии больного с целью определения смыс­ла и целей его жизни, внутренних возможностей личности производить переоценку своих нравственных ценностей, иде­алов; используется для выработки психотерапевтических ре­комендаций больному.

ЭКЗО- [экз-; греч. ехб вне, снаружи, извне] — составная часть сложных слов, означающая «вне», «снаружи», «извне», «внешний», «наружный».

ЭКЗОГЕННЫЙ [экзо- + греч. -genes порождаемый, происхо­дящий] — возникающий под влиянием воздействия внешних факторов.

ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА — слова и выражения, заимство­ванные из малоизвестных языков и употребляемые для прида­ния речи особого колорита.

ЭКЗОФАЗИЯ [экзо- + греч. phrasis речь, оборот речи] — вне­шняя звуковая речь.

ЭКЗОФТАЛЬМ [экз- + греч. ophthalmos глаз] — смещение глазного яблока вперед, сопровождающееся расширением глаз­ной щели.

ЭКЛАМПСИЯ [греч. eklampsis вспышка, внезапное возник­новение] — тяжелая форма позднего токсикоза беременных, проявляющаяся, как правило, судорожными припадками, ар­териальной гипертензией и (или) отеками.

ЭКМНЕЗИЯ [эк- + греч. mnesis воспоминание, память) — 1) перенесение в памяти событий прошлой жизни в настоя­щее; 2) перенесение в памяти событий настоящей жизни в прошлое с соответствующим уменьшением своего возраста.

ЭКО- [греч. oikos дом, жилище, место обитания] — при­ставка, означающая «относящийся к месту обитания, к окру­жающей среде».

ЭКОГЕНЕЗ [эко- + греч. genesis происхождение] — процесс развития взаимоотношений между организмами и средой оби­тания на протяжении истории их существования.

ЭКОЛОГИЯ [эко- + logos учение] — наука о взаимоотноше­ниях организмов друг с другом и с окружающей средой.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — наука, изучающая общие законо­мерности взаимоотношений природы и человека и разрабаты­вающая мероприятия, направленные на оптимизацию их вза­имодействия.

ЭКС- [лат. ех-, е-] — приставка, означающая «удаление, извлечение чего-либо», «лишение, отсутствие чего-либо» или «освобождение от чего-либо».

ЭКСКВИЗИТНЫЙ [экс- + лат. quaero, quaesitum старательно разыскивать] — отменный, отборный; показательный, харак­терный.

ЭКСКУРСИЯ [лат. excursio поездка] — 1) одна из форм об­разовательно-воспитательной работы с детьми; дает возмож­ность изучить предметы или явления в естественной обста­новке; 2) см. Приступ.

ЭКСПАНСИВНОСТЬ [лат. expansio расширение, распростране­ние] — особенность личности, выражающаяся в преобладании внешней направленности психической деятельности, высокой психической активности, склонности к переоценке собствен­ной личности, собственных возможностей и физических сил.

ЭКСПАНСИВНЫЙ [лат. expansio расширение, распростране­ние] — несдержанный в проявлении чувств, бурно реагирую­щий на все.

ЭКСПЕРИМЕНТ [лат. experimentum, проба, опыт] — 1) науч­но поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ — метод исследования особенностей психики, напр., темпа психических процессов, характера ассоциаций и эмоциональных реакций, заключаю­щийся в регистрации и изучении содержания ответов иссле­дуемого на вопросы экспериментатора, а также скорости от­ветов.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ — метод научного психоло­гического исследования, при котором ребенок находится в»,. естественных условиях и не знает о том, что подвергается изу­чению.

ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — один из наиболее сложных и продуктивных методов эксперимента; служит основой для по­строения наиболее эффективных, методов работы с аномальны­ми детьми, направленных на компенсацию их дефектов.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых усло­виях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который про­водится в других условиях или на другом контрольном объек­те.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — один из основных методов изучения психических явлений, заключающийся в активном воздействии исследователя на определенные сто­роны психической деятельности человека путем изменения условий этой деятельности; различаются две основные фор­мы Э. п.: лабораторный эксперимент и естественный экспе­римент.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — форма ес­тественного эксперимента; сочетает психологическое изуче­ние ребенка с проведением воспитательной и образователь­ной работы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ — общее название методов исследования некоторых сторон психичес­кой деятельности (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.), основанных на выполнении исследуемых стандартных заданий.

ЭКСПЕРТИЗА [лат. expertus опытный] — исследование к.-л. вопроса, требующего спец. знаний, с представлением мотиви­рованного заключения.

ЭКСПИРАТОРНАЯ МОЩНОСТЬ ЛЁГКИХ — показатель состо­яния внешнего дыхания, представляющий собой давление воз­духа в дыхательных путях в фазу выдоха с закрытыми носом и ртом при максимальном напряжении мускулатуры, осуществ­ляющей выдох.

ЭКСПИРАТОРНОЕ УДАРЕНИЕ — динамическое ударение.

ЭКСПИРАТОРНЫЙ [лат. expiro выдувать, выдыхать] — отно­сящийся к выдоху.

ЭКСПИРАЦИЯ [лат. expiro выдувать, выдыхать] — см. Выдох.

ЭКСПЛОЗИВНОСТЬ [англ. explosive вспыльчивый] — склон­ность к проявлениям раздражительности, часто сопровожда­ющимся агрессивными поступками.

ЭКСПЛОЗИВНАЯ РЕАКЦИЯ [англ. explosive вспыльчивый] — внезапный приступ раздражительности и злобности, сопро­вождающийся выразительной жестикуляцией и мимикой, а иногда агрессивными действиями.

ЭКСПЛОЗИВНЫЕ ЗВУКИ — см. Взрывной звук.

ЭКСПЛОЗИЯ [фр. explosion взрыв] — взрыв при артикуля­ции смычных согласных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.