Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организационной культуры в России




 

На Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку. Однако Россия занимает огромное пространство, объединяющее и западные, и восточные народы. В своей истории Русь соседствовала со многими народами: на севере - со скандинавскими варягами (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы), на юге - с греками. Самые тесные отношения были у Руси с финно-угорскими народами и литовскими племенами.Многие народы входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью. В общем, Русь с самого начала была многонациональным государством. Многонациональным было и окружение Руси. С этой точки зрения Россия выступает культурным мостом между разными народами. Наша страна уже давно пытается найти возможность объединения культур как разных народов, так и разных идеологий.

Н. Бердяев многократно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом.

Историк В. Ключевский говорил о протяженности русской равнины как об определяющем факторе национального характера: «Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли». Огромная территория и необъятность русской земли и сегодня оборачиваются толком не налаженной системой отношений между отдельными территориями.

Конечно, в России много парадоксального. Например, создав одну из самых гуманных универсальных культур, она в свое время являлась одной из самых жестоких угнетательниц, и прежде всего собственного русского народа. В значительной степени это результат вечного противостояния народа и государства, поляризованности русского характера с его одновременным стремлением к свободе и власти.

По словам отечественного философа А. Лосева, в русском сознании «миф не есть метафизическое построение, но чисто вещественная действительность». Для русского характера свойственно постоянное ожидание чуда, нежданно свалившегося богатства. Настоящее воспринимается всегда как кризис, период, когда необходимо все ломать и строить, ломать и строить. Особенности русской культуры проявляются в ее мировоззренческих исканиях, неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего, пусть иногда ложных, лицемерных, оправдывающих любые средства, но все же не терпящих самоуспокоенности.

В жизни российского народа издавна первенство отводилось духовным интересам, а не материальным, что оказывает и сегодня свое влияние на ведение бизнеса. В нем преобладают коллективистские стремления, которые в принятии решений приводят к конформизму. В результате для России характерно огромное влияние мнений лидеров.

С учетом исторического пути России основные черты современной российской организационной культуры включают в себя черты трех культур: российской дореволюционной, советской и зарубежной.

Российская дореволюционная организационная культура характеризовалась мифологизированностью и символизмом. Вера в царя, барина сформировала исключительную веру в лидера, сохранившуюся по сей день.

Советская организационная культура у многих ассоциируется с утратой духовности, развенчанием религии. Н. Бердяев писал: «Без религиозных основ, без духовной дисциплины труд разлагается, распыляется и хозяйственная жизнь превращается в груду мусора». Однако место религии на долгое время заняла идеология, которая способствовала формированию патриотизма, энтузиазма, терпения и самопожертвования.

Зарубежная организационная культура пришла к нам вместе с рекомендациями западного менеджмента о том, как вести бизнес, причем бизнес по-американски, где чрезмерно развит индивидуализм. Индивид рассматривает экономические проблемы в качестве личных, связанных с собственными усилиями в ходе борьбы частных интересов. Столкновение с трудностями стимулирует у такого человека предпринимательскую активность, заставляет его повышать собственные усилия.

Такой экскурс в некоторые характеристики русского народа позволяет выделить главное - противоречивость становления организационной культуры России. Российская специфика проявляется в слабо выраженной ориентации на рационализм и большей склонности к непредсказуемости поведения, повышенной тяге к духовной, интеллектуально-эмоциональной стороне жизни и, соответственно, в заметном отсутствии стремления к экономической самостоятельности, предпочтении групповых форм хозяйственной деятельности.

В современных исследованиях основными чертами российской организационной культуры отмечаются следующие:

 

- Наша организационная культура ориентирована больше на стабильность и закрытость от потребностей людей и внешних изменений;

- руководители к персоналу организации относятся как к послушным исполнителям, они не допускают персонал к управлению делами организации;

- достижение лидерства организации и успех связывают с личной престижностью и статусной ценностью. Руководители все еще считают своим образцом для подражания так называемых “крепких хозяйственников”, которые могут мобилизоваться сами, мобилизовать ресурсы и людей, чтобы залатать “дыры”, возникающие в деятельности руководимых ими организаций;

- в деловой культуре все еще проявляются тенденции, обусловленные предыдущим периодом развития нашего общества, с преобладанием вертикальных отношений в управлении. Переход к горизонтальным отношениям равноправного партнерства является довольно сложным и длительным процессом, предполагающим изменение сознания человека, общей культуры его личности;

- решения принимаются руководителем единолично или в небольшом кругу людей, доминирует волевое начало, дистанция власти определяется по выбору руководителя и противоречит утвержденному им же порядку, приказы бывают адресованы на два три уровня ниже по иерархической лестнице;

- в отличие от западных организаций у нас работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника, поэтому сложно выявить “виноватого”, того, кто что-то хорошо или плохо сделал;

- участие в управлении понимают, как повод заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя какую-либо долю ответственности за реализацию высказанных предложений. Брать на себя ответственность люди не привыкли, так как это не стало еще элементом деловой культуры. Успехи и неудачи подчиненные связывают с работой руководителя;

- об отношении к работе наших работников известный русский ученый А.К. Гастев писал так: “Западноевропейский рабочий и американский отличаются от русского тем, что русский берется за работу очень горячо, но быстро остывает, западноевропейский работает на всем протяжении рабочего времени ровно и скорее русского, …очень распространен обычай во время работы что-нибудь жевать, пить чай и курить… на рабочем месте появляются кружки, стаканы, хлеб крошки и нарушается порядок. Отсюда неряшливость во всем. У нас еще сохраняется привычка в работе отрываться для других дел, горячиться, если вещь сделана неправильно, быстро расстраиваться и продолжать с испорченным настроением губить работу и дальше”. Гастев отмечал, что русский работник берется сразу за несколько важных дел одновременно и ни одного не доводит до завершения.

Конечно, перечень подобных черт не закрыт и, что более важно, в процессе социальных трансформаций перечисленные черты могут существенно изменяться управлением в сфере культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.