Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и образование




Ислам послужил серьезным стимулом для развития философии, хотя бы для толкования его положений. Такую задачу ставил перед собой возникший в IX в. суфизм, мистико-аскетическое течение внутри ислама. Переплетая в себе положения зороастризма, мистической каббалы, неоплатонизма, он был направлен на постижение Аллаха. Полемизируя с ортодоксальной мусульманской философией, суфизм доказывал, что божество порождает мир путем эманации (излияния — термин из неоплатонизма), а цель человеческой жизни — полное растворение в божестве, чему особенно способствуют философия и искусство. Значительный импульс получила в исламском мире античная философия, преследуемая в средневековой Европе как языческая. Достаточно сказать, что многие произведения античных авторов уцелели, часто в единственном экземпляре, в арабских свитках и вернулись в Европу уже в обратных переводах. Время «Арабского Возрождения» (IX—XIII вв.) наступило гораздо раньше, чем в Европе. В ту пору было популярно изречение, приписываемое Мухаммеду: «Чернила философов значительно важней, чем кровь мучеников».

Знаменитый философ и медик XI в. Ибн-Сина (Авиценна), «Владыка наук», советник целого ряда правителей Востока, сумел систематизировать все современные ему философские и научные знания. Огромное значение он придавал образованию, посвятив ему «Книгу о душе», «Книгу знаний», «Книгу указаний и наставлений». Путь к всеобщему воспитанию и развитию Ибн-сина видел в средствах философии, поэзии, музыки. В самой организации знания он поощрял дух свободного, открытого, здорового соревнования. Весомый вклад внес другой хорошо известный Европе мыслитель, арабо-испанский философ Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126—1198). Большинство его трудов — имеющие самостоятельную ценность комментарии к Аристотелю. В своей «Системе доказательств» Ибн-Рушд утверждал, что истина постигается не теологами, а учеными, так как только они опираются на доказательства. Аверроэс отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, доказывал извечность мира.

Вообще традиция возвышения науки вовсе не была подавлена строгими требованиями ислама. Уже в Х в. ученый-энциклопедист Абу-аль-Кинди (801—973), ставя науку и философию выше религии, требовал в процессе воспитания формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Огромное значение образования подчеркивал крупнейший философ Востока Аль-Газали (1056—1111), посвятив четырехтомное сочинение «Воскрешение наук о вере» развитию способностей с детского возраста, приемам наблюдений за детьми, их творческому развитию, включая физические упражнения и бытовую культуру. Стержнем образования он считал нравственное воспитание. Проблемы образования и воспитания — важнейшие в 150 трактатах иранского философа Насирэддина Туси (1202—1273), включая «Книгу мудрости» и «Обучение мудрости». Знание — то снадобье, которым человек пользуется всю жизнь. Абдурахман Ибн-Халдун, развивающий ученье Аристотеля, доказывал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми, а упорядочить их помогает разум на основе опыта — «того, чему учит время». Он призывал не форсировать обучение тому, что непонятно в детском возрасте, включая Коран.

Центрами образования и науки в арабском мире стали Багдад, Басра, Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки» — своеобразное объединение обсерватории, академии, библиотеки и коллегии переводчиков. Уже в Х в. появились средние и высшие мусульманские школы, медресе (обычно при мечетях), где преподавание велось на арабском и персидском языках. Именно в арабской системе образования возникли первые «тесты» — с выбором одного ответа из нескольких предложенных. Крупным культурным центром исламского мира была при владычестве мавров Испания, где наука и образование достигли наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912—961) и его преемнике Халеме II (961—976). В учебных заведениях Севильи, Саламанки, Кордобы, Гранады, Толедо учились и женщины, преподавали представители различных национальностей и даже вероисповеданий. При арабах в Гранаде впервые в средневековой Европе появились туалеты и бани, именно арабы (приученные к этому намазом) научили европейцев мыть руки перед едой. Привычка часто мыть руки долго еще считалась в Европе подозрительной: в той же Испании после изгнания евреев и мусульман она служила поводом для доносов. Характерно, что в свой христианский период именно Испания стала оплотом инквизиции.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Абу-л-Вафа в Х в. составил тригонометрические таблицы и формулы, а Омар Хайям (тот самый) написал «Алгебру» («Аль-джебр»), в которой исследовались уравнения до третьей степени и иррациональные числа. Он же ввел в 1079 г. календарь более точный, чем современный грегорианский. Значительные труды в области математики и оптики создал египтянин Ибн-аль-Хайям.

Наивысшего в мире уровня достигла медицина, особенно благодаря Авиценне (Ибн-Сине), обобщившему в своем «Каноне врачебной науки» опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей. Багдадский хирург Абу Бакар Мухаммед ар Рази дал классическое описание кори и оспы, боролся с нею путем прививок. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Солидные труды, не уступающие греческим, были написаны в области истории. Уже позже, в XIII—XIV вв., когда фанатичные мусульмане начали гонения на науку, сжигая книги даже по математике, лишь история по-прежнему пользовалась почетом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.