Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская художественная культура в ХХ веке 2 страница




Мир для Дали — «Постоянная загадка» (так называется другая его известная картина), а изображает он ее «рисованными фотографиями своих снов». Поэтому появляются на его картинах монстры уже ХХ века («Искушение святого Антония»), «Огненные жирафы» с выдвижными ящиками на ногах, «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Приведем несколько характерных названий картин других художников-сюрреалистов: «Пустота и одиночество улиц» — Дж. де Кирико, «Ключ к полям», «Ложное зеркало», «Коллективные представления» (вспомним Дюркгейма) — Рене Магритт.

Одна из наиболее выдающихся фигур в живописи ХХ века — Пабло Пикассо (1881—1973). Веря в необходимость и неизбежность обновляющих перемен не только в искусстве, но и в общественной жизни. Пикассо уже в молодом возрасте вступил в Коммунистическую партию Франции, из которой вышел, как и многие другие представители творческой интеллигенции, после разоблачения культа личности Сталина в 1956 г. Этот шаг, болезненно и трагически им переживаемый, был весьма органичным для художника, который через различные стили (кубизм, сюрреализм, неоклассицизм) и периоды («голубой», «розовый») пронес главное — уважение к человеку, борьбу с тиранией и тоталитаризмом. Одна из самых знаменитых картин Пикассо — огромная, выполненная в черных, белых и серых красках «Герника» (Нью-Йорк, Музей современного искусства) — манифест всей жизненной линии художника. Она изображает характерными для ХХ века средствами то, что произошло с этим испанским городом после варварской фашистской бомбардировки. «Это вы сделали?» — спросил с негодованием фашистский офицер, ворвавшийся в мастерскую Пикассо. «Нет, это вы сделали», — ответил художник. Фашисты сравняли с землей старинный английский Ковентри, собирались взорвать Прагу. Впрочем, и англичане с американцами не остались в долгу, в течение суток подвергнув непрерывной бомбежке Дрезден, город-музей, культурное достояние всего человечества. И год оставался до Хиросимы.

Ужас мира ХХ века пытались своими средствами выразить художники- экспрессионисты (expression — выразительность). Назовем прежде всего норвежца Эдварда Мунка (1863—1944) с картиной «Крик» (на обозначенном зловещими красками фоне виден только рот, искаженный в крике ужаса). К экспрессионизму примыкали (в некоторых картинах) В. Кандинский и состоявший вместе с ним в творческом объединении «Blau Reiter» Алексей фон Явленский (1864—1941), немец с русскими корнями, немецкие художники Август Макке (1887—1914), Эмиль Нольде (1867—1956), Отто Дикс (1891—1969), Ганс Грундиг (1901—1958). Были среди немецких художников первой половины ХХ века и тонкие лирики, как Генрих Фогелер, автор картины «Traume» («Мечты»), прекрасных книжных иллюстраций, переехавший в СССР и сосланный во время войны в Казахстан, где и умер в 1944 г. ХХ век дал новый импульс также живописи примитивизма, мастерами которой были югославы, в первую очередь, Иван Генералич, и венгр Тивадар Чонтвари.

Многие художники ХХ века были и прекрасными скульпторами. Это и Модильями, и Матисс, и Пикассо, создававшие также прекрасные произведения прикладного искусства — вазы, тарелки, гобелены. В ХХ веке еще продолжали творить великие французы Огюст Роден и Аристид Майоль. Скульпторами в ярко выраженном модернистском стиле были англичанин Генри Мур (1898—1966), французский румын Константин Бранкузи (1876—1957), хорват Иван Мештрович (1883—1962), швед Карл Миллес (1876—1955). В пригороде Стокгольма есть парк Миллеса, с его домом и многочисленными скульпторами, устремленными к воде, к небу, выражающими извечный порыв, который невозможно подавить никакими преследованиями и бедствиями.

Конечно, лицо ХХ века во многом определяется архитектурой. И здесь Европа не стушевалась перед градостроительным натиском Америки. Архитектурная мысль направлялась в первую очередь необходимостью строить быстро, прочно, много, дешево, функционально. В связи с этим столкнулись две концепции, «полезной красоты» и «чистой красоты».

Именно в архитектуре получил наибольшее воплощение стиль модерн, один из многих в общем направлении модернизма. Отличительными чертами стиля модерн (в архитектуре и мебели) являются множество кривых, изогнутых линий и декоративных элементов, иногда даже в виде водорослей и распущенных волос. Материалами для этого рококо начала ХХ века служили металл и бетон, использовались керамика и изразцы, а наибольшее распространение он получил в России, Франции и Испании. Яркими представителями стиля модерн стали — во Франции Гектор Гимар (1867—1942), в Испании Антонио Гауди (1853—1926). Гимар, архитектор и декоратор в одном лице, вынашивал идею о «тотальном архитектурном произведении», где архитектура была бы и местом обитания, и декором, и мебелью. Эту идею он реализовал в доме в Париже, где им продумана каждая деталь.

Подобные же идеи А. Гауди реализовал в Барселоне — в парке Гауди, доме Гауди, в целом жилом комплексе «Каса Мила», где его почерк сразу узнается по причудливости, в некотором смысле даже сказочности форм. И все же делом всей жизни Гауди был собор Саграда Фамилия (Святое Семейство), где готические формы наполнены модерновыми элементами, причем смотрится это совершенно органично. Собор этот, главная достопримечательность Барселоны, достраивается и по сей день, так как архитектор поставил условие строить его только на пожертвования (как в старые времена). Сам он полностью вкладывал в него все свои гонорары от других проектов. Гауди нелепо погиб, попав под трамвай в день его пуска в Барселоне. У него не нашли даже приличного костюма, а хоронил его весь город.

Стиль модерн продержался недолго, прежде всего из-за архитектурных излишеств и дороговизны строительства и уступил место функционализму, само название говорит о том, что в его основе лежат рационализм, практицизм, утилитаризм. Бетон, железобетон, огромные стекла стали его отличительной чертой. Родоначальниками этого стиля считаются французы братья Огюст и Гюстав Пере. Они проектировали коридорного типа дома, горизонтально протяженные окна, квартиры со встроенным оборудованием, с садами и площадками для развешивания белья на крышах.

Больше фантазии, хотя и подчиняя ее общей идее функционализма, проявил его ведущий представитель, француз же, Ле Корбюзье (настоящее имя Эдгар Жаннере, 1887—1965). Первым его большим проектом стал «План вуазен» — реконструкции центра Парижа. Согласно этому плану, город должен был стать совокупностью небоскребов и огромных пространств зелени. Впоследствии Ле Корбюзье строил по всему миру. Многие проекты он не успел осуществить, нелепо погибнуть — утонул во время купанья.

Показательным примером функциональной архитектуры является центр им. Помпиду, построенный в 60-е гг. в самом людном месте Парижа, Латинском квартале. Планируясь как образец для архитектуры уже XXI века, он функционален настолько, что буквально обвешан трубами — теплоснабжения, коммуникаций, в нем продумано использование каждого метра поверхности. Так, на небольшой территории в нем удается размещать одновременно несколько художественных выставок. Туристов он привлекает, но сами парижане относятся к нему весьма неоднозначно.

Противоположные идеи развивались в концепциях дезурбанизации, которые решали проблемы гигантских, задыхающихся мегаполисов путем их разукрупнения, разуплотнения — созданием городов-спутников, городов-садов. Так, в 1944 году, согласно проекту «Большой Лондон» А. Аберкромби, предусматривалось строительство восьми таких городов в 30 милях от Лондона. В подобных городах наибольшая плотность населения предусмотрена на окраинах, а в центрах должны быть только административные здания. В Англии, а затем и в других странах стали стремиться к тому, чтобы архитектура, будучи функциональной, не удручала, выглядела свежо и привлекательно.

Богатейшим пластом культурной жизни Европы оставалась музыка. В начале XX века еще творили продолжатель традиций классического симфонизма австрийский композитор Густав Малер (1860-1911), немецкий композитор Рихард Штраус (1864-1949), «Великий своевременный», как называл его Малер, а также финн Ян Сибелиус (1865-1957), автор замечательного скрипичного концерта, тоже продолжавшего классические традиции, но уже с привкусом новых веяний. В XX веке прошла также значительная часть творческой деятельности композиторов-импрессионистов, Дебюсси и Равеля. Уже в начале XX века во Франции появились очень интересные новые имена — Альбер Руссель (1869-1887), а также «Шестерка» (Groupe de six), организованная по подобию русской «Могучей кучки» вскоре после первой мировой войны и просуществовавшая до середины 30-х годов. Идейным вдохновителем ее был поэт Жан Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест «Петух и Арлекин», в которой критиковал эстетику импрессионизма и призывал к созданию искусства, «свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий». В таком же духе творил французский композитор Эрик Сати (1866-1925), не примкнувший к «Шестерке», но имевший непосредственное отношение к ее созданию. Фактом остается то, что поначалу влияние импрессионизма все же было весьма ощутимым у всех перечисленных композиторов — «Празднество паука» Русселя, «Расific 231» (название паровоза) и «Регби» Онеггера, но затем их музыка становилась все более напряженной и экспрессивной.

Важнейшим музыкальным событием начала века были проводимые в Париже «Русские сезоны» С. Дягилева (1879—1929), импрессарио, с которым сотрудничали великие русские композиторы Игорь Стравинский, так и не вернувшийся в Россию, Сергей Прокофьев, танцоры балета (Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Татьяна Карсавина), с концертами выступали Сергей Рахманинов, А. Глазунов, Н. Римский-Корсаков, великий бас Федор Шаляпин, исполнялись также произведения К. Дебюсси и М. Равеля, композиторов «Шестерки». Спектакли оформляли такие художники-авангардисты, как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Гончарова и М. Ларионов, П. Пикассо, М. Утрилло, Ж. Брак. Особое значение придавалось балету как синтезу всех искусств. «Русские сезоны» проводились вплоть до 1929 г., до смерти Дягилева в Венеции. Во второй половине XX века выдающимся балетмейстером стал француз Морис Бежар (р. 1927) с труппой «Балет XX века».

Перед второй мировой войной и во время ее замечательные произведения продолжали создавать члены фактически распавшейся «Шестерки» Дариус Мийо (1892—1974), Франсис Пуленк (1899—1963), Жорж Орик (1899—1983), Артюр Онеггер (1892—1955). Мийо начинал с произведений в импрессионистическом духе, привлекая национальные мотивы даже бразильской музыки, Ф. Пуленк соединял импрессионизм с экспрессионизмом. Большую известность приобрела его моноопера «Человеческий голос» (на стихи Кокто), в которой потрясающим образом, через движение голоса, переданы тончайшие нюансы душевного состояния женщины, разговаривающей с возлюбленным, который собирается ее бросить.

Значительное влияние на указанных композиторов оказала вторая мировая война, последовавшая так скоро и так, казалось, неожиданно, за окончанием первой. А. Онеггер написал поразительные по силе произведения — «Литургическую симфонию», ораторию «Жанна д’Арк на костре», после войны — «Рождественскую кантату» (1953). Есть у него и произведения, пронизанные ощущением наслаждения жизнью, счастьем общения с природой («Летняя пастораль», Симфония №4, «Базельские услады»; Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948), во многом продолжавший традиции камерных произведений А. Русселя. В средние века большую известность получили французские композиторы Андрэ Жоливе (р. 1905) и Оливье Мессиан (р. 1908).

Выдающимся композитором, сочетавшем в своем творчестве, как и Онеггер, симфонический и камерный дар, был немецкий композитор Пауль Хиндемит (1895—1963), его современник. Их имена часто даже ставят рядом. Хиндемит — автор прекрасных произведений для скрипки, фортепиано, духовых инструментов, симфоний «Гармония мира» (посвящена Кеплеру) и «Художник Матис» (имеется в виду художник Возрождения Матиас Грюневальд, достигший поразительной экспрессии в своем Изенгаймском алтаре; каждая из трех частей симфонии носит название створок этого алтаря: «Концерт ангелов», «Положение во гроб»…).

Хиндемита принято причислять к представителям неоклассицизма, как и швейцарца Карла Орфа (1885—1982), автора современного прочтения стихов «Carmina Burana», а также И. Стравинского, перебравшегося во Францию, а затем в США. Наиболее ярко неоклассицизм Стравинского выражен в его сюите «Пульчинелла», он же испытал влияние композиторов «Новой Венской школы» — А. Берга, А. Шенберга и А. Веберна, которые изобрели алеаторическую, или додекафонную музыку. Так или иначе от ее влияния не остался свободным практически не один из композиторов середины и конца XX века. Суть додекафонной, алеаторической, атональной, 12 тоновой техники музыкального письма — в отсутствии определенной тональности — музыкальная ткань выводится из двенадцати звуковой серии. А. Берг (1885—1935) — автор изумительного скрипичного концерта, одного из лучших в XX веке, где соединены классическое звучание и новая техника письма, множества камерных произведений, додекафонных опер «Лулу» и «Воццек». Знаменитые произведения Арнольда Шенберга (1874—1951) — симфоническая поэма «Просветленная ночь», где, по его признанию, есть еще влияние Малера, вокально-симфонические произведения — «Уцелевший из Варшавы», «Лунный Пьеро» — колдовское, сложнейшее для исполнения произведение. Всего на трех компакт-дисках умещается все творчество А. Веберна (1883—1945) — настолько оно насыщенно: в атональной музыке смысловую нагрузку несут не только звуки, но и интервалы между ними. Веберн нелепо погиб, полный творческих планов: война закончилась, он вышел на балкон покурить, вздохнуть полной грудью, и был сражен в сердце пулей американского снайпера — тот выстрелил непроизвольно, по рефлексу (на огонек сигареты), выработавшемуся в течение четырех лет войны.

К крупнейшим европейским композиторам относятся также венгр Бела Барток (1881—1945) и англичанин Бенджамен Бриттен (1913—1976), в значительной степени опиравшиеся в своей напряженной, подлинно современной музыке на национальные истоки, а также поляки, представители скорее уже постмодернизма, Витольд Лютославски (1913) и Кжиштоф Пендерецкий (р. 1933), автор «De Natura Sonoris» («Звуки природы»), «Космогонии», современных «Страстей по Луке».

Двадцатый век дал человечеству возможность записать на грампластинки и CD выдающихся исполнителей. Здесь европейская школа (включая русскую) заслуженно считается лучшей в мире. Назовем только самых знаменитых. Это дирижеры Артуро Тосканини (Италия), немцы Отто Клемперер и Герберт фон Караян, Бернард Хайтинк (Нидерланды), Джон Элиот Гардинер (Англия), пианисты Маурицио Поллини и Артуро Бенедетти Микеланджело (оба — Италия), немец Вильгельм Кемпф, скрипачи Генрик Шеринг, выходец из Польши, и бельгиец Артюр Грюмьо, виолончелисты Пабло Казальс (Испания) и Пьер Фурнье (Франция), органисты — Лайонель Рог (Швейцария) и Герберт Тахеци (Австрия), клавесинисты — Густав Леонхардт (Нидерланды) и Зузана Ружичкова (Чехия). Превосходные камерные ансамблиI musici (Италия), Amadeus — Quartet (Германия), Ars Rediviva (Прага). Мирового значения оркестры — Лондонский, Берлинский и Венский, Cohcertgebow из Амстердама. Замечательные вокальные ансамбли — Prague Madrigal Singers, Early Music Consort, London. Из оперных вокалистов первой половины века величайшие — итальянцы Энрико Карузо, Марио дель Монако, гречанка Мария Каллас, во второй половине века — австриец Николай Гедда, немец Дитрих Фишер-Дискау, итальянка Тереза Берганса, англичанка Джоан Сазерленд, испанка Монсеррат Кабалье … Список этот невозможно закончить и, конечно, он достаточно произволен.

Огромное место на протяжении всего ХХ века в жизни Европы занимало массовое искусство, в том числе в области музыки. Как об этом писал Р. Гвардини, в центре «техногенного» общества оказывается «человек массы», который легче всего поддается стандартизированным образцам. В принципе это не опасное явление, пока массовое искусство не становится объектом манипуляций — а оно неизбежно становится таковым, потакая самым примитивным вкусам, доходя до китча, примитивщины. Но во все времена массовое искусство предлагало и прекрасные образцы, доходчивые и в то же время сделанные с любовью и вкусом. Как можно представить довоенные Париж или Берлин без их кабаре или кафешантанов? Чуть ли не символом довоенной Германии стала певица и танцовщица Марлен Дитрих, либимицей Франции и всего мира была Эдит Пиаф, неотъемлемой частью культурной жизни Франции (уже второй половины века) стали шансонье Жак Брэль, Жорж Брассенс, Шарль Азнавур, французский армянин. В течение всего века в число достопримечательностей Парижа входит знаменитое кабаре «Мулен-де-ла-Галетт», пышными представлениями привлекает кафе «Лидо».

Без преувеличения, социальным явлением стала поп- (от популярный) — и рок-музыка, зародившаяся в Англии. Если первые английские группы подражали американским исполнителям рок-н-ролла (Элвису Пресли, Литтлу Ричарду), старым блюзменам, то вскоре они приобрели свое неповторимое лицо. Конечно, первой в ряду английских рок-групп стоит знаменитая ливерпульская четверка The Beatles, созданная в начале 60-х гг. Почти одновременно с ними возникли другие замечательные ансамбли — The Rolling Stones (существующий и поныне), The Animals, The Hollies, The Kinks, The Moody Blues, несколько позже — Procol Harum, Jethro Tull, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen. Популярные британские исполнители в разные времена — Клиф Ричард, Джо Кокер (ставший знаменитым с великолепной битловской With a little help from my friends), Род Стюарт, Стинг, Элтон Джон.

Чрезвычайно популярные группы появились в Швеции — «ABBA», «Secret Service», Ирландии — «U2» и т. д. Весьма популярна во всем мире итальянская эстрадная музыка. Фестивали а курортном Сан-Ремо сделали в разное время знаменитыми таких исполнителей итальянской песни, как Клаудио Вилла, Доменико Модуньо, Риккардо Фольи, Тото Кутуньо, Пупо, группы Ricchi & Poveri, Matia Bazar.

Невероятный, фантастический успех The Beatles, открывший начало целому жанру в музыке, а затем и целой отрасли шоу-бизнеса, объясняется не только их безусловными музыкальными достоинствами, но и рядом других причин, относящихся к социальной психологии. Ведь «Битлз» стали символом целого поколения, его кумиром. В первую очередь следует сказать о своевременности их появления. В 60-е гг. молодежь в Европе почувствовала себя силой, в которой считаются все — и политики, и бизнесмены. Студенческие волнения в Париже даже привели к отставке правительства, на молодежной моде, в том числе музыкальной, делались огромные деньги. The Beatles импонировали молодежи тем, что простые ребята, такие же, как они, пели бесхитростные, задушевные песни о том, что им ближе всего — о любви, о дружбе, затем в их песни все более проникала социальная тематика, и это тоже нравилось «сердитому поколению 60-х». «Я хочу держать твою руку», «И я люблю ее», «Я счастлив танцевать с тобой» — вот названия первых песен «Битлз». Затем появляются технически сложные, художественно совершенные альбомы «Револьвер» (66 г.) и «Клуб-бэнд одиноких сердец сержанта Пеппера» (67 г.), песни «Все, что тебе нужно — любовь», «Земляничные поляны — навсегда», «Дайте миру шанс». Джон Леннон имел все основания запальчиво заявить, что они «популярнее Христа». Слушая песни «Битлз», молодые люди верили в существование «великого братства людей».

Группа «Битлз» распалась в 1970 г., когда «Жуки-ударники» почувствовали, что уже не принадлежат себе, они даже отказались от высших британских орденов, которые им пожаловала королева. Поп- и рок- музыка все более коммерциализировалась, все более диктовалась дельцами. Характерно, что впервые «битлов» обошла по количеству проданных дисков забытая сейчас американская группа «The Monkees», которая подбиралась по газетному объявлению: «Требуются четыре придурка, которые хотя бы умеют держать в руках гитару». Откликнулось невероятное количество подходящих под эти несложные требования кандидатов, а затем «из того, что было», сделали «то, что надо». «Show must go on»! А сколько пошлости, жестокости, дикости исторгается из мощных динамиков, которые и не снились «битлам». Жесткая, агрессивная манера, выражающая жесткую динамику современного мира, присуща и наиболее талантливым, высокопрофессиональным исполнителям. Другая молодежь, другая музыка формируют друг друга.

Эпоха романтики ушла и из спорта, который стал целой индустрией. Самый богатый футбольный клуб в мире, «Манчестер Юнайтед», значительно больше зарабатывает не от продажи билетов на матчи, а от торговли сувенирами и майками с символикой клуба. В чемпионате Евролиги исчезли такие захватывающие результаты, как 6:3, 4:2, с которыми заканчивались даже полуфиналы и финалы в те самые романтичные 60-е гг., когда 6 лет подряд чемпионом Европы становился мадридский «Реал». Мы живем сейчас в жестком, рациональном мире, с отчетливой ставкой на успех. Сейчас наиболее распространенный счет — 1:0 или даже 0:0, послематчевыми пенальти — слишком высока ставка. Тот же «Реал» стал своего рода цирком (а порой его называют уже и конюшней), закупив самых знаменитых футболистов мира. Вовсе не странно, что игра многих из них в такой «конюшне» потускнела, что, конечно, сказалось и на результатах. И тогда бессменный тренер был уволен за «недостаточную прагматичность в игре» и… закуплена еще одна звезда — еще не приступая в игре, он принес «Реалу» новые миллионы на продаже маек с его именем.

Огромные деньги приносит мода — как молодежная, так и элитная. Начало индустрии моды часто связывают с именем француженки Коко Шанель, женщины, выбившейся из самых низов. Показы мод сегодня также относятся к явлениям культурной жизни. И здесь тон задает Европа — Италия и Франция.

У многих молодых «звезд» баснословные гонорары отбивают желание учиться, становясь магнитом или, скорее ловушкой — ведь пробиваются единицы. Кстати, век «звезд» обычно очень короток не только на сцене или стадионе, но и в жизни — из-за непомерных нагрузок, диктуемых бизнесом, нередко вызванной этим наркомании. На стадионах и концертах (кстати, тоже часто проходящих на стадионах) случаются массовые истерики, порой фанаты крушат заграждения и друг друга, вплоть до поножовщины и даже убийств, бывают жертвы и в давках. «Фельетоническая эпоха» продолжается и в XXI веке.

 

Вопросы и задания

1. Выделите основные события в социокультурной панораме XX века.

2. Как происходило формирование неклассического естествознания и как это сказалось на развитии культуры в целом? В чем сущность концепции самоорганизации, каковы области ее приложения?

3. Какие вы можете назвать открытия в европейской науке ХХ в.?

4. Охарактеризуйте сущность ведущих философских течений в Европе ХХ века.

5. Каково место религии в духовной жизни Европы ХХ века?

6. Какие концептуальные идеи появились в образовании?

7. Расскажите о художественной культуре Европы ХХ века — литературе, театре, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, кино.

8. Какие особенности характерны для современной массовой культуры?

 

Рекомендуемая литература

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Долгов К. М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1991.

Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека (Критический анализ Римского клуба). М., 1988.

Поппер К. Открытое общество, его друзья и враги. М., 1988.

Постмодернизм и современная культура. М., 1996.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М., 1994.

Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Любое издание.

Фромм Э. Иметь или быть. Любое издание.

Этика ненасилия и этология агрессивности // Вопр. философии. 1992 № 3 с. 5—114.

Ясперс К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности. М., 1988.

 

 


Раздел IV. Культуры американского континента

Глава 1. Культуры коренного населения Америки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.