Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивное действие как управляемая система движений




Спортивное действие в биомеханике изучается как система движений, которой управляет спортсмен. Чтобы лучше обучать спортивной технике и овладевать ею, надо знать, каковы задачи управления, как оно организовано и какие изменения происходят при формировании и совершенствовании техники.

Самоуправляемые системы характеризуются тем, что управление ими протекает по основным законам управления и вносится в систему не извне, а осуществляется изнутри, самой системой. Такими самоуправляемыми системами (вещественными) являются спортсмены — они сами выполняют движения и сами управляют своими движениями.

Система движений спортсмена также самоуправляемая (система процессов), так как управляющие воздействия создаются в ней самой.

Управление представляет собой изменение состояния системы посредством управляющих воздействий, которые направлены на достижение цели.

Каждая система имеет определенное состояние в любой момент времени. Различают начальное состояние (до начала управления), конечное (заданное заранее) — как задаваемый результат управления и ряд промежуточных состояний.

Порядок смены состояний системы рассматривается как поведение системы. Линия поведения системы определяется последовательной сменой ее промежуточных состояний.

Цель управления состоит либо в заданном заранее конечном состоянии (конечный эффект атаки фехтовальщика, высший результат прыгуна в длину), либо в обеспечении заданной линии поведения (исполнение гимнастического упражнения). Часто для достижения конечного состояния необходимо и обеспечение точной линии поведения. В переменных условиях цель уточняется нередко по ходу действия, в зависимости от ситуации.

Состояния и поведение системы движений определяются и оцениваются по изменяющимся биомеханическим характеристикам, которые сигнализируют о ходе движений, отражают те или иные стороны самой действительности. Таким образом, совокупность характеристик — это только отображение действительности, самого процесса движений и управления им. Управляемая же система движений — это и есть сама действительность.

Цель при управлении достигается с помощью управляющих воздействий, которые изменяют состояние системы в необходимом направлении. Говоря короче, управление — это процесс достижения цели.

В спортивной технике основные управляющие воздействия — мышечные усилия, с помощью которых происходит также управление и другими силами (тяжести, инерции и др.). Кроме управляющих, всегда (в большей или меньшей мере) существуют сбивающие воздействия, мешающие достижению цели (помехи, вредные сопротивления).

 


ЛЕКЦИЯ №8. БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

1. Показатели технического мастерства.

2. Эффективность владения спортивной техникой.

3. Освоенность техники.

Показатели технического мастерства

Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.

В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил — не выполнил, умеет — не умеет).

Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом;

Соревновательный объем — числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Так, например, гимнасты — мастера спорта международного класса умеют выполнять на каждом из снарядов (кроме опорного прыжка) 120—200 элементов. Таким образом, на всех шести снарядах гимнасты 'высокого класса могут выполнить примерно 750—1000 различных элементов. В других видах спорта, например в борьбе, сходная картина. Хотя техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам.

Разносторонность технической подготовленности

Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он' применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую и соревновательную разносторонность. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.

Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники — это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.

Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технически действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения — как спортсмен выполнял движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностям победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой. Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоенность его выполнения.

Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональности) — это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.

В зависимости от того, как определяется рациональная техник (образец, стандарт), различают три группы показателей е эффективности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.