Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс 2 страница




 

9. ЛОКОМОТОРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Теоретический раздел. Локомоторные движения при взаимодействии с опорой (наземные) и средой (газовые, водные). Механические условия создания движущих сил при отталкивании от опоры в наземных и водных локомоциях. Соотношение движущих и тормозящих сил.

Биомеханика ходьбы: элементы шагательных движений при опоре и переносе ног; сопутствующие движения туловища и рук. Биомеханика бега: период полета - вынос ноги, опускание на опору; периоды опоры - подседание, отталкивание; скорость, длина, частота и ритм шагов; движение по дистанции и финиширование. Биомеханика прыжка, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет, амортизация. Передвижение со скольжением; скользящий шаг на лыжах, отталкивание лыжами и палками. Передвижение с опорой о воду: плавучесть, сопротивление среды, механизм гребка. Передвижения с механическими преобразованиями движений. Передача усилий при педалировании на велосипеде. Передача усилий при академической гребле.

Лабораторный практикум. Применение статического анализа движения. Определение распределения сил, действующих на объект. Динамический анализ спортивных движений. Исследование мощности локомоторных движений.

Самостоятельная работа. Траектория движения как мера действия внешних сил, их направления и длительности. Биомеханические особенности опорных и безопорных периодов движения. Использование сил инерции при ходьбе и беге. Влияние продольных и поперечных перемещения ОЦТ тела на эффективность движения при беге. Маховые движения в прыжках. Биомеханика бега на коньках. Продуктивные и тормозные движения пловца в воде.

Основные знания, умения и навыки. Необходимо знать механизмы возникновения движущих и тормозящих сил при локомоциях человека. Уметь определять оптимум сочетания скорости и темпа движения. Владеть навыками расчета кинематических и динамических характеристик при локомоторных движениях.

 

10. УДАРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Теоретический раздел. Биомеханические особенности взаимодействия тел при ударных действиях. Фазы ударных действий: замах, ударное движение, ударное взаимодействие, послеударное движение. Перемещающие ударные действия: удары по мячу, шайбе; приземление после прыжков и соскоков; удары в боксе. Изменение силы при ударном действии. Биомеханические факторы, влияющие на силу удара. Точность ударных движений.

Лабораторный практикум. Фазовый анализ акселерограммы удара. Исследование кинематики нижней конечности при выполнении удара по мячу ногой. Определение величины импульса силы в спортивных движениях по данным тензограммы.

Самостоятельная работа. Мера ударного взаимодействия - ударный импульс силы. Виды ударов: вполне упругий удар, неупругий удар, не вполне упругий удар. Коэффициент восстановления и упругие свойства соударяемых тел. Различия ударов по мячу в игровых видах спорта (прямой и косой; центральный и касательный удары). Координация движения при максимально сильных ударах.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные законы биомеханики ударных действий и уметь распознавать причины их низкой эффективности. Обладать практическими навыками расчета ударного импульса силы и коэффициента восстановления.

 

11. ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Теоретический раздел. Кратковременные эффекты приспособления мышцы. Разминка и ее влияние на физиологические и механические свойства мышцы. Вязкость, растяжимость соединительной ткани и скорость передачи нервного импульса к мышце. Влияние температуры мышцы на продолжительность ее сокращения и работоспособность. Зависимость релаксации мышцы от температуры. Разминка как фактор минимизации жесткости мышцы. Гибкость. Увеличение диапазона движения путем статического, динамического или баллистического растяжения. Фиксационно-релаксационное растяжение и ее методика. Роль изменений длины структур соединительной ткани в реабилитационных мероприятиях. Болезненность и повреждение мышц. Физиологические факторы и симптомы. Влияние типа волокон. Деформация мышц. Мышечное утомление. Центральное возбуждение. Нервно-мышечное преобразование. Связь возбуждения с сокращением. Метаболические субстраты.

Долговременные приспособительные реакции. Принципы тренировки: перегрузка, режим мышечной активности (принцип специфичности), обратимость (детренированность). Методы тренировки силы: изометрический, динамический, плиометрический. Факторы тренировки силы: метод постепенного увеличения нагрузки, величина нагрузки, постоянная и переменная нагрузки. Мышечная мощность.

Самостоятельная работа. Двойственное значение жесткости мышцы для управления двигательным действием и управлением позы. Тиксотропное свойство мышцы. Биомеханические особенности разных форм гипертонуса мышцы (спастичность и ригидность). Цель управления для повышения гибкости. Факторы возникновения боли и повреждения мышцы. Характеристика изометрических, концентрических и эксцентрических сокращений мышц.

Основные знания и умения. Знать биомеханические закономерности разминки, формирования гибкости и силы. Уметь дифференцировать изометрические, динамические и плиометрические (эсцентрическо-концентрические) режимы физических упражнений.

 

12. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ВОЗРАСТ

Теоретический раздел. Эволюция движений. Сенситивные периоды развития основных физических качеств, костной и мышечной систем у детей в онтогенезе. Принципы управления развитием физического потенциала человека: адекватности педагогических воздействий; детерминации; фазового акцента. Общие закономерности развития моторных функций. Возрастные особенности развития моторики: младенческий (до 1 года), преддошкольный (до 3 лет), дошкольный (3-7 лет), школьный, возраст расцвета моторики человека (18-30 лет) и старческий возраст (свыше 60 лет). Особенности моторики женщин.

Самостоятельная работа. Возрастное формирование структуры сенсорной и двигательной функциональных систем. Возрастные особенности проявления гибкости, силы, быстроты и выносливости. Двигательные способности при старении организма.

Основные знания и умения. Студент должен знать периодизацию ускоренного развития физических качеств и двигательного аппарата в онтогенезе и уметь, на этой основе, целенаправленно управлять развитием и коррекцией физического потенциала человека.


IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Выберите наилучший ответ на каждый из следующих вопросов или дополните предложения. Правильные варианты ответов приведены в конце раздела.

1. Что является основным предметом биомеханики?

a. изучение структуры движения

b. изучение техники движения

c. изучение временных и силовых характеристик движения

d. изучение эффективности движения

2. Прикладная биомеханика изучает:

a. взаимодействие тела с окружающей средой

b. связь кинематических и динамических характеристик движения

c. роль сил в движении человека

d. движения человека в особых условиях

3. Биомеханика физических упражнений изучает:

a. линейные движения

b. вращательные движения

c. статику движения

d. динамику движения

e. статику и динамику движения

4. Что нового привнес Н.А. Бернштейн в развитие биомеханики?

a. маятниковую теорию

b. теорию управления движением

c. теорию мышечного сокращения

d. теорию акцептора действия

5. Кто из ученых доказал, что спинной мозг не только способен генерировать локомоторные движения, но и обладает свойством тренируе-мости?

a. Н.А. Бернштейн

b. И.П. Павлов

c. И.М. Сеченов

d. Ю.П. Герасименко

6. Что вносит лимбическая система в управление движением?

a. мотивацию

b. мышление

c. программирование

d. осознание

7. Что является двигательной программой?

а. невральная сеть, которая может генерировать соответствующую поведению схему выходного сигнала в отсутствии внешних стимулов

b. копия центральной команды, подаваемая из двигательной зоны коры головного мозга назад в супрасегментные центры

c. группа мышц, которая вынуждена действовать в качестве одной единицы

d. стереотипная последовательность команд, подаваемая из спинного мозга в мышцы, чтобы вызвать конкретное поведение

8. Какая часть сенсорно-двигательной зоны коры головного мозга активна во время осуществления воображаемых движений?

a. преддвигательная зона

b. основная соматосенсорная зона

c. дополнительная двигательная зона

d. задняя теменная зона

9. Важнейшая сенсорная информация в управлении вертикальным положением тела:

a. вестибулярная

b. соматосенсорная

c. зрительная

d. все вышеперечисленные

10. Что такое мышечный тонус?

a. реакция мотонейронов на растягивание мышцы

b. сопротивление растягиванию, оказываемое релаксационной мышцей

c. уровень активности мышцы в состоянии покоя согласно ЭМГ

d. отношение объема мышцы к количеству сократительных белков

11. Что является основным элементом в двигательной системе?

a. твердая основа (кости)

b. подвижные соединения (суставы, сращения, сухожилия, связки)

c. мышцы

d. мотонейроны и чувствительные нервные окончания

e. все перечисленное выше

12. При какой нагрузке большебериовая кость меньше деформируется во время бега?

a. сжимающей

b. растягивающей

c. смещающей

d. вращающей

13. Ремоделирование кости лучше всего осуществляется в результате:

a. систематических нагрузок

b. нагрузок большой мощности

c. статических нагрузок

d. отсутствия нагрузок

14. Чем объяснить понижение прочности костей космонавтов после пребывания в космосе?

a. снижением пьезоэлектрических потенциалов

b. уменьшением фактора безопасности

c. развитием остеопороза

d. повышенной деминерализацией

15. Сухожилия и связки состоят главным образом из:

a. эластина

b. протеогликанов

c. коллагена

d. фибробластов

16. Какое свойство сухожилий и связок влияет на их зависимое от скорости сопротивление растяжению?

a. пьезоэлектрическое

b. упругость

c. вязкость

d. тиксотропия

17. Как называется процесс смазки, при котором смазывающее вещество разделяет соприкасающиеся суставные поверхности?

a. самосмазывание

b. граничное смазывание

c. жидкостное гидродинамическое смазывание

d. вязкое смазывание

18. Что из приведенного ниже не является свойством мышцы?

a. проводимость

b. трансдукция

c. возбудимость

d. сократительная способность

19. Чему в среднем равна константа мышечного (удельного) натяжения?

a. 300 Н см2

b. 150 Н см2

c. 60 Н см2

d. З0 Н см2

20. Мышечное усилие складывается из:

a. суммы потоков эфферентной импульсации

b. разности мембранных потенциалов

c. произведения удельного натяжения на площадь поперечного сечения мышцы -

d. отношения удельного натяжения к площади поперечного сечения мышцы

21. Какой компонент не относится к одному из трех классов нейронов?

a. интернейрон

b. эфферент

c. афферент

d. чувствительное нервное окончание

22.0 чем сигнализируют сухожильные органы?

a. об изменении длины мышцы

b. о мышечной силе

c. о локальном давлении на кожу

d. о смещении сустава

23. Сколько имеет степеней свободы движения, совершенно свободное тело?

a. 2

b. 4

c. 6

d. 8

24. Какой компонент движения не характерен для бедренного сустава?

a. пронация-супинация

b. сгибание-разгибание

c. отведение-приведение

d. внутренне-внешнее вращение

25. Какой тип двигательных единиц образует наибольшую величину силы?

a. S

b. FF

c. FR

26. Многосуставные мышцы в открытых кинематических цепях, действуя совместно:

a. всегда вызывают сопутствующие движения

b. не могут вызвать сопутствующих движений

c. могут вызвать сопутствующие движения

27. Что из нижеперечисленного не отражает существа общего центра тяжести тела?

a. точка, к которой приложена равнодействующая всех сил тяжести частей тела

b. точка, во все стороны от которой силы тяжести взаимно уравновешиваются

c. точка, во все стороны от которой силы тяжести не одинаковые

d. точка, вокруг которой равномерно распределены все части тела

28. Какое физическое явление лежит в основе метода измерения силы?

a. закон Ома

b. электромагнитная индукция

c. эффект Допплера

d. тензоэффект

29. Что из перечисленного ниже не описывает кинематики движения?

a. импульс силы

b. траектория

c. путь

d. время

30. Когда скорость имеет максимум, каким будет ускорение?

a. минимальным

b. максимальным

c. нулевым

d. положительным

e. отрицательным

31. Что не является единицей измерения ускорения?

a. рад с-1

b. рад с-2

c. м с-2

32. К динамическим характеристикам не относится:

a. масса тела

b. темп движения

c. инерция тела

d. сила тяжести тела

33. Мерой вращательного действия силы на тело является:

a. центростремительная сила

b. момент количества движения

c. импульс силы

d. момент силы

34. Что не влияет на силу лобового сопротивления среды?

a. Миделево сечение

b. масса тела

c. коэффициенты ламинарного и турбулентного потоков среды

d. плотность среды

e. скорость среды относительно объекта

35. Что произойдет с работой силы трения при уменьшении нормального давления?

a. уменьшится

b. увеличится

c. останется без изменения

36. 3а счет чего происходит накапливание потенциальной энергии?

a. падения тела

b. подъема тела

c. перемещения ОЦТ ближе к горизонтальной плоскости

d. поддержания равновесия тела

37. Эффективность приложения сил рассчитывается из:

a. произведения полезной и затраченной работы

b. разности между затраченной и полезной работой

c. отношения полезной ко всей затраченной работе

d. отношения всей затраченной работы к полезной

38. Какой самый лучшим синонимом термина «результирующее усилие мышц»?

a. результирующий вращающий момент мышц

b. результирующее действие мышц

c. равнодействующее усилие мышц

d. общее усилие мышц

39. Что является наилучшим определением устойчивости тела?

a. механическое равновесие

b. восстановление равновесия после возмущения

c. максимальное опорное основание

d. неподвижная система, которая не перемещается

40. Какие переменные влияют на способность мышцы использовать накапливаемую упругую энергию?

a. имеющаяся химическая энергия

b. время между эксцентрическим и концентрическим сокращениями

c. скорость растяжения

d. величина растяжения

41. Стартовые действия направлены на:

a. развитие максимальной силы отталкивания

b. быстрейший переход от покоя к наибольшей скорости движения

c. развитие момента силы тяжести

d. достижение уравновешенности горизонтальной и вертикальной составляющих

42. Вращающий момент создается за счет силы тяжести тела и реакции опоры, когда:

a. вертикальная составляющая опорной реакции не проходит через ОЦТ

b. вертикальная составляющая опорной реакции проходит через ОЦТ

c. нет правильного ответа

43. Начальное вращение тела может быть создано и вне опоры, за счет:

a. силы тяжести

b. мышечной тяги

c. смещения ОЦТ тела

d. изменения момента инерции

44. При каких локомоциях возникает безопорное положение тела?

a. ходьба

b. ходьба на лыжах

c. бег на коньках

d. бег в легкой атлетике

45. Какой оптимальный угол отталкивания в прыжках в длину?

a. 25°

b. 35°

c. 45°

d. 55°

46. Какую положительную роль играет уменьшение горизонтальной составляющей реакции опоры в прыжках в высоту с разбега?

a. ускоряет продвижение тела вперед

b. тормозит продвижение тела вперед

c. увеличивает силу инерции

d. уменьшает силу инерции

47. Что обусловливает ускорение тела при спортивном плавании?

a. движущие силы

b. тормозящие силы

c. инерционные силы

d. разность сил движущих и тормозящих

48. Что является основной мерой ударного взаимодействия?

a. импульс силы

b. момент импульса сила

c. сила

d. сила инерции

49. Чем существенно отличается бросок и толчок?

a. целью изменения количества движения снаряда

b. проксимально-дистальнои последовательностью активности сегментов тела

c. жесткостью конечности

d. длительностью контакта

50. Какое воздействие не обеспечивается в результате повышения температуры тела, обусловливаемого разминкой?

a. увеличение тиксотропности

b. увеличение растяжимости соединительной ткани

c. увеличение мышечного кровотока

d. снижение мышечной вязкости

51. Разминка показала повышение мышечной температуры и, следовательно, увеличение образования энергии. Почему?

a. возрастает Vmax

b. упражнения на растягивание повышают гибкость

c. увеличивается время пол у релаксации

d. уменьшается время сокращения

52. Какие из упражнений на развитие гибкости более предпочтительны в реабилитационных целях?

a. активные

b. пассивные

c. сочетающие растяжение с возбуждением мышц

d. фиксационно-релаксационные растяжения

53. Почему быстродействующая мышца может обеспечить образование большего количества энергии в отличие от медленнодействующей?

a. медленнодействующая мышца создает меньшее усилие

b. быстродействующая мышца характеризуется более высокой оптимальной скоростью укорочения

c. быстродействующая мышца быстрее утомляется

d. медленнодействующая мышца имеет меньшую площадь поперечного сечения

54. Какие мышцы наиболее подвержены деформации (травме)? а. суставные мышцы

о. односуставные

c. двусуставные мышцы

d. мышцы-агонисты

55. Правильно ли считать, что мышечное утомление - класс постоянных эффектов, ухудшающих работоспособность?

a. правильно

b. неправильно

56. Какая сила сокращения мышцы от максимума не вызывает адаптивной (тренирующей) реакции?

a. 35%

b. 45%

c. 65%

d. 85%

57. Какие стимулы в большей мере влияют на количество и качество мышечной ткани?

a. гормональные

b. электрические

c. метаболические

d. механические

58. Какое явление лучше всего характеризует физиологическую основу плиометрических упражнений?

a. взаимосвязь работа-энергия

b. рефлекс растяжения

c. взаимосвязь импульс-количество движения

d. последовательность эксцентрических и концентрических сокращений

59. Почему мышечная масса и сила с возрастом уменьшаются?

a. заболевания ведет к мышечной атрофии

b. мышца подвергается недостаточной нагрузке, чтобы поддерживать высокие уровни синтеза белков

c. двигательные нейроны отмирают и лишают мышечные волокна нервной иннервации

60. Какие факторы способствуют возрастному снижению способности контролировать позу?

a. пониженная функциональная способность мышечной системы

b. нарушенная способность координировать активность мышц-синергистов

c. короткий период времени латентных реакций

d. аномальный выбор сенсорной информации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.