Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила поведения и способы защиты в условиях массовых беспорядков




 

В настоящее время, когда нередко возникают экстремальные ситуации социального характера, которые могут вызвать массовые беспорядки, важную роль в их урегулировании имеет деятельность специалистов в сфере социальной безопасности, которые должны обладать социально-психологической компетентностью, способностью оказать людям реальную помощь в чрезвычайных ситуациях социального характере, каковыми являются массовые беспорядки. Профессиональная компетентность этих специалистов позволяет грамотно проводить переговоры с участниками массовых действий, обращаться к толпе, обеспечивать проведение специальных контрпропагандистских мероприятий в условиях акций протеста, несанкционированных митингов, демонстраций, не допускать паники и деструктивных действий в условиях стихийных бедствий, катастроф, пожаров, террористических акций, массовых беспорядков.

Большое значение имеет, и знание специалистами безопасности жизнедеятельности привил поведения в толпе, которая является движущей силой массовых действий, в том числе и массовых беспорядков, способов защиты людей от их негативного воздействия.

Специалисты в сфере выживания рекомендуют следующие общие правила поведения в толпе, способные помочь выжить в экстремальной ситуации9.

1. Главное для человека в толпе – не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать пешкой в толпе. Для этого необходимо отключить эмоции и полагаться только на свой разум, ибо в этой ситуации он единственная надежда на спасение, т.к. только он может подсказать верную линию поведения. Эмоции (инстинкт) поведут нас туда, куда побегут все. Поэтому – анализируйте ситуацию, ищите наиболее перспективные пути спасения.

Простейшие приемы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу, заключаются в том, что, - во-первых, нельзя принимать на веру слухи, муссирующиеся в толпе, необходимо проверять навязываемую информацию с помощью фактов, а, во-вторых, - не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколько бы верным оно не казалось, принимать решение необходимо, исходя из только из того, что вы видите.

2. Не следует высказывать свое несогласие с мнением и действиямитолпы публично. Ваша внутренняя позиция не должна проявляться внешне, т.к. инакомыслящих и инакодействующих толпа уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.

Бурные массовые настроения и чувства (радость, ненависть, страх и пр.), как уже ранее отмечалось, очень заразительны, поэтому необходимо сопротивляться массовому психозу. Если чувствуете, что «заводитесь» попробуйте взглянуть на себя со стороны. Самокритика, ирония и стыд – хорошие тормоза и начинающейся истерии.

Отвлекаться от массового психоза необходимо любым возможным способом. Главное – сохранить ясность ума. Можно использовать приемы аутотренинга: глубокое дыхание, созерцание неподвижных предметов, разговор с самим собой и т.п. Хорошо помогают такие приемы самоотрезвления, как сильные щипки самого себя за руку, прикусывание губ, удары самого себя по щеке или причинив любую другую боль.

В ситуации массового психоза следует сосредоточиться на близких вам людях, которых необходимо защитить, что возможно только в том случае, если ситуация и собственное психическое состояние вами контролируется. Дело в том, как показывает опыт, что под влиянием толпы социальные связи разрушаются, человека перестает заботиться о своих родных и близких, перестает замечать их. Человек толпы становится врагом своих близких.

Не поддаться отрицательному влиянию толпы, значит наполовину выиграть бой за выживание, т.к. физические действия, непосредственно направленные на спасение, в условиях массового психоза вторичны. Если вы защитили сознание, оно научит тело, как выбраться из передряги живым и невредимым.

Необходимо помнить, что стихия толпы тем разрушительнее, чем из менее воспитанных людей она состоит. Интеллект, помноженный на воспитание, оставляет массовому психозу мало шансов. Таких примеров масса, но в наших сегодняшних условиях надо быть готовым действовать в условиях массовых беспорядков не среди интеллектуалов и благовоспитанных граждан, а в толпе обезумевших от вседозволенности и осознания своей безнаказанности обывателей, превратившихся в стадо животных.

А отсюда следует не очень утешительный вывод, что спасаться нам придется, в случае возникновения подобной ситуации, как самым обыкновенным обывателям, т.е. физически, ибо нравственная смерть обывателя волнует гораздо меньше, чем физическая. В связи с этим шансов на выживание будет больше у тех людей, которые знают, что делать в создавшемся положении и которые больше позаботятся о своей физической защите.

Конкретные действия в ситуациях, связанных с массовыми беспорядками и вызванными ими неадекватными психическими состояниями толпы заключаются в соблюдении правил, рекомендованных специалистами10.

Общие правила поведения в местах массового скопления людей:

- поскольку массовое скопление людей на улице преследует какие-то конкретные цели, носящие, как правило, идеологизированный характер, то это уже повод для инспирирования уличных беспорядков, поэтому в дни социальной напряженности или даже массовых гуляний не следует выходить лишний раз на улицу, тем более с малолетними детьми;

- старайтесь не лезть в гущу событий – в голову идущей колонны, к митинговой трибуне, в гущу митингующих, к местам концентрации сил правопорядка и противостоящих им сил; лучше держаться края толпы, т.к. в этом случае можно вовремя и без проблем уйти, если начнутся беспорядки;

- следует понять характер и направление будущих людских потоков и отдельных струй, т.к. это путь к спасению в случае начала массовых беспорядков;

- следует помнить, что в толпе спасаются не тогда, когда спасаются все (в этом случае уже поздно что-либо предпринимать), а тогда, когда паника и массовое бегство только предполагается;

- если в разбушевавшейся толпе вы оказались вместе с друзьями и близкими знакомыми, то можно оказать совместное сопротивление общему психозу, попытаться вывести из толпы детей, женщин, пожилых людей, и даже несколько его ослабить решительными действиями;

- если в толпе, возле вас объявился провокатор, баламутящий окружающих, - необходимо найти способ его урезонить – приказать в самой категорической форме ему замолчать, обвините его в злонамеренности, обратиться за помощью к представителям правопорядка или другим людям, в конечном итоге, применить к нему физическую силу, т.к. предупредить массовые беспорядки проще, чем их потом остановить.

Правила поведения при приближении уличной толпы:

- следует быстро уйти в боковые улицы и переулки, в том числе и через проходные дворы;

- зайти в ближайшей подъезд, попросить убежище у его жильцов либо подняться на чердак или крышу дома и переждать беспорядки там, если подъезды закрыты, следует разбить любое окно первого этажа жилого дома или иного помещения и уйти от опасности через через квартиру или служебные помещения;

- в крайнем случае, надо забраться на козырек капитального строения, другое устойчивое возвышение или в слуховое окно подвала, под трамвай, троллейбус, тяжелый автомобиль и т.п.;

- нельзя убегать от толпы в сторону ее движения и в неизвестные переулки, т.к. это, во-первых, может спровоцировать погоню, во-вторых, привести в тупик, где толпа вас настигнет, в-третьих, вы можете оказаться между толпой и силами правопорядка, пострадав от тех и других.

Правила поведения в движущейся толпе:

- необходимо избегать мест соприкосновения толпы со строениями, особенно с витринами, заграждениями, водосточными трубами;

- следует «плыть» в одном направлении, стараясь устоять на ногах;

- целесообразно снять шарфы, галстуки, цепочки, очки, затянуть пояса, ремни, крепко завязать шнурки;

- нельзя пытаться оказывать сопротивление движению толпы, приближаться к неподвижным предметам, тем более хвататься за них;

- ни в коем случае нельзя нагибаться, поправлять обувь, поднимать потерянные вещи, т.к. это может привести к падению, что в толпе равносильно смерти.

В стрессовой толпе:

- следует избавиться от объемных вещей и предметов в карманах;

- необходимо защищать грудную клетку руками;

- если с вами дети, то надо поднять их над толпой;

- нельзя поднимать или опускать руки, т.к. можно оказаться беззащитным от сдавливания грудной клетки.

Правила поведения в толпе, находящейся в помещении:

- при возникновении давки целесообразно снять очки, украшения, галстуки, шарфы, крепко зашнуровать шнурки на обуви, избавиться от колющих, режущих, стеклянных и объемных предметов;

- следует входить в толпу в начале, где люди разряжены или сверху, через голову, делать все, чтобы не оказаться в набравшей мощь толпе, входит в охваченную паникой толпу есть смысл только быстро распространяющемся пожаре;

- избегать мест наибольшего давления – сужения, выступов, тупиков;

- в плотной толпе, когда нет возможности поднять ребенка над толпой, родителям необходимо повернуться лицом к лицу и, оперевшись друг в друга согнутыми в локтях и прижатыми к корпусу руками, поместить ребенка между собой;

- если есть возможность, воспользоваться для выхода из толпы запасными выходами, которые, как правило, в начальный момент опасности могут оказаться незагруженными толпой;

- нельзя вливаться в толпу сбоку, нагибаться, поднимать с пола потерянные предметы.

Все вышеперечисленные правила не являются гарантией от негативных

последствий массовых беспорядков, но они могут помочь людям с наименьшими физическими и нравственными потерями для себя выйти из подобной ситуации, если они в ней окажутся волей обстоятельств.

Итак, массовые беспорядки, носителем которых выступает толпа,весьма опасное социальное явление, поэтому знания элементарных правил поведения в толпе и навыки их применения в ситуации массовых беспорядков является важным условием выживания.

Таким образом, в качестве обобщения сделать следующие выводы.

Во-первых, весьма опасными явлениями, возникающими в жизнедеятельности человека, являются массовые беспорядки. Их глубинные причины кроются в негативных массовых настроениях, в неудовлетворенности каких-либо социальных притязаний больших масс людей. Их пусковым механизмом может стать любая внешняя провокация, связанная с экстремальными проявлениями в жизнедеятельности социума.

Во-вторых, социальная практика свидетельствует, что толпа представляет собой серьезную угрозу, как для ее участников, так и для окружающих, что обусловлено деиндивидуализацией человека в толпе, ростом его ассоциальности, агрессивности, понижением самоконтроля. Наиболее опасна политизированная толпа, способная на самые деструктивные, крайне жестокие и преступные действия.

В-третьих, знание правил поведения в толпе, способов защиты себя и окружающих в условиях массовых беспорядков и умение их применять на практике – это тот шанс, который может помочь человеку с минимальными физическими и нравственными потерями выжить в этой опасной ситуации.

Самый важный вопрос, который интересует общество и органы правопорядка: как обеспечить контроль над поведением толпы при массовых беспорядках - остается без ответа. Большинство исследователей склоняются в одном не допускать и избегать такого явления как агрессивная толпа.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое массовые беспорядки, причины их возникновения?

2. Как расценивает массовые беспорядки законодательство РФ?

3. Назовите примеры массовых беспорядков в России и за рубежом.

4. Что такое негативные массовые настроения?

5. Что является движущей силой массовых беспорядков?

6. Что такое толпа, ее основные виды?

7. Раскройте механизм поведения толпы.

8. Покажите роль в массовых действиях толпы различных групп ее участников.

9. Назовите социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки.

10. Раскройте стадии развития массовых беспорядков.

 

11. Назовите правила поведения в местах массового скопления людей.

12. Назовите правила поведения в толпе в экстремальной ситуации.

13. Назовите правила поведения при приближении уличной толпы.

14. Назовите правила поведения в движущейся толпе.

15. Правила поведения в толпе, находящейся в помещении.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Виктория плюс, 2007.

2. Закон Российской Федерации «О безопасности – М: Ось-89, 2004.

3. Федеральный закон «О обороне» – М: Ось-89, 2006.

4. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» – М: Ось-89, 2004.

5. Федеральный закон «О гражданской обороне» – М: Ось-89, 2006.

6. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» – М: Ось-89, 2005.

7. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – М: Ось-89, 2004.

8. Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» – М: Ось-89, 2004.

9. Федеральный закон «О противодействии терроризму» – М: Ось-89, 2006.

10. Федеральный закон «Об общественной палате российской Федерации» – М: Омега-Л, 2006.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – М: Омега-Л, 2006.

12. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среде и обеспечению устойчивого развития» от 45 февраля 1994 года № 236.

13. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среде и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года № 236.

14. Указ Президента РФ «Положение о войках Гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996 года № 784.

15. Положение о Министерстве внутренних дел Российской федерации (утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039).

16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

17. Основы обеспечения безопасности России: Учеб. пособие / М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул.- М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003.

18. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.

19. Гаткин Е.Я. Безопасность женщины. Жизнь без риска. – М.: ТОО «Лист-Нью», 1997.

20. Как распознать мошенника. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.

21. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. – М., Юридическая литература, 1999.

22. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Под общей ред. В.В.Полишко. – Смоленск, 1995.

23. Российская организованная преступность: новая угроза? / Пер. с англ. А. Гостева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.

24. Рохлин В.И., Стуканов А.П. Преступность в Санкт-Петербурге. Факты, анализ, размышления, научно-популярный очерк. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000.

25. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности6 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

26. Губанов ВМ МихайловЛ.А. Соломин В.П.Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. М. Дрофа 2007.

27. Журнал Основыбезопасности жизнедеятельности. ст. «Итоги 2007: динамика положительная по официальным данным МЧС и МВД России» №1 2008

28. В.И.Ярочкин, Я.В.Бузанова. Системы защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции. Москва.; Фонд Мир.2005г.

29. Антонян Ю.М. Преступления, совершаемые с особой жестокостью // Государство и право. - 1992. - №9. - С.63.

30. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2002. - 496 с.

31. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод, пособие. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

32. Бондин В.И., Лысенко А.В., Самыгин СИ. и др. Безопасность жизнедеятельности. Лучшие рефераты. Серия «Банк рефератов». - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2003. - 288 с.

33. Бочаров В.В. Антропология насилия. - СПб: Изд-во «Наука», 2001.-537 с.

34. Бэскинд Э.М. Энциклопедия личной безопасности. - М.: Изд-во «Аквариум», 1994. - 144с.

35. Володин В.А. Личная безопасность. - М.: Аванта +, 2001. - 448 с.

36. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. - М.: «Лист», 1997. - 176 с.

37. Гаткин Е.Я. Безопасность женщины. - М: «Лист», 1997. - 172 с.

38. Головина И. Безопасность человека. Полная энциклопедия. -СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. - 384 с.

39. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. - М.: «Зна­ние», 1996.-266 с.

40. Гостюшин А. Защити себя и близких. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.-322 с.

41. Денисович Л.И., Кузовникова Т.А. Безопасность жизнедеятель­ности. - Уфа: ВЭГУ, 1999. - 73 с.

42. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных за­ведениях. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.

43. Долгова А.И. Криминология. - М.: Норма, 2005. - 912 с.

44. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М: Изд-во НОРМА-ИНФРА, 1999.-517 с.

45. Журавлев И., Шлыков А. Личная безопасность. - Смоленск: «Ру­сич», 1997.-448 с.

46. Здравомыслов Б.В. Уголовное право. - М.: Юристь, 1999. - 480 с.

47. Ильичев А.А Большая энциклопедия городского выживания. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 576 с.

48. Истомин А.Ф. Самооборона: право и необходимые пределы. -М.: Норма, 2005. -224 с.

49. Казаков В. Мошенничество и защита от него // Основы безопас­ности жизнедеятельности. - М., 2000. № 6.

50. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. - М.: Юристь, 2000. - 678 с.

51. Литвинов Л.Н. Предупреждение преступлений и правонаруше­ний. - М.: ЮРКНИГА, 2004. - 160 с.

52. Лифанова М.В. Криминология. - Уфа: ВЭГУ, 1999. - 92 с.

53. Лялько В.В. Трактат о женской самообороне: Практическое по­собие. - М.: ACT, 2001. - 432 с.

54. Мельниченко А.Б., Радачинский С.Н. Уголовное право. - Ростов н/Д.: «МарТ», 2002. - 320 с.

55. Миллер Д. Выживание по методу САС. - Минск, «Харвест», 1999.-448 с.

56. Мицкевич А.Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия. - СПб.: Издательство Р.Арсланова «Юридический центр Пресс», 2005.-329 с.

57. Моисеев К. Охота на лохов // Основы безопасности жизнедея­тельности. - 1999. - № 10. - С. 36-39.

58. Мошкин В. Как защититься от нападения // Основы безопасности жизнедеятельности. -1998. - № 6. - С.25-28.

59. Мошкин В., Лысиков К.. Самозащита от мошенников // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2002. - № 5. - С.26-29.

60. Муковский Л.А., Шумакова К.М., Куглеев А.А. и др. Антидотная терапия при поражении глаз газовым оружием // Токсикологический вест­ник. - 1996. - №5. - С.26.

61. Побегайло Э. Проблемы уголовной политики в сфере обеспече­ния безопасности жизнедеятельности граждан // Уголовное право. - 2001. -№1.-С35.

62. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002. -304 с.

63. Русак О.Н., Малаян К. Безопасность жизнедеятельности. - СПб: Изд-во «Лань», 2001. - 447 с.

64. Сердюк Л.В. Криминология. - Уфа: ВЭГУ, 2000. - 100 с.

65. Сердюк Л.В. О проблеме защиты детей от бытового насилия. Ис­токи подросткового насилия // Вестник уфимского юридического институ­та МВД России. - 2001. - №2. - С. 45-47.

66. Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности. - СПб, 2002. - 126 с.

67. Смоленский Л.Б., Колюшкина Л.Ю., Семенцева И.А. Домашний юридический справочник. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 352 с.

68. Старков О.В. Предупреждение преступлений. - М.: Юристь, 2005.-284 с.

69. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. Семейный альбом. -СПб: Изд-во «Делбта», 1996. - 380 с.

70. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. - М.: Изд-во «Академия», 2002. - 256 с.

71. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 196 с.

72. Усманов Д.Р. Насилие в семье: причины и особенности // Вест­ник уфимского юридического института МВД России. - № 2. - 2001. -С.122.

73. Филатов Н. Проблемы безопасного поведения в толпе // Право­порядок и безопасность. - 1999. - № 8. - С. 22-25.

74. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. - 382 с.

75. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М: Новый юрист, 1998.-448 с.

76. Чуфаровский ЮВ. Криминология в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005. - 329 с.

77. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных
культах //Журнал практического психолога. — М, 1996. № 3.

78. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания

79. (реформированиямышления) //Журнал практического психолога. — М., 1996.

80. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)", Журнал практического психолога, №2, 1996 год.

81. Дворкин А.Н. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. Изд. Московской патриархии, 1998.

82. Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде", под редакцией А. Л. Дворкина, Издательство Братства святителя Тихона, Москва, 1996 год. б.Кривельская Н. В.Секта: угроза и поиск защиты, фонд «Благовест», Москва, 1999 год.

83. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. М.,

84. Концерн «Возрождение», 1992. Т. 2. С.2397

85. П.Почепцов Г. Психологические войны. — «Рефл-бук». М., 1999 — Стр.

86. 53-55.

87. Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. N 2(5). М., Московская Патриархия, 2000. С. 48.

88. «Сайентологические процедуры вредны для здоровья», по материалам статьи Дж. Дагерти, «The Cult Observer», №5, 1999 год.

89. Секты против Церкви. М., Московская Патриархия, 2000. С. 264.

90. Целикова В. В. "Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе", Журнал практического психолога, №1, 1997 год.

91. Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т.1. С. 534.

92. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 9 июня 2001 года). – СПб.: Виктория плюс, 2001.

93. Федеральный закон: Выпуск 10(85). О противодействии экстремистской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2003.

94. Федеральный конституционный закон «О военном положении». Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». – М.: Ось-89, 2004.

95. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.

96. Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. – М.: Армада пресс, 2001.

97. Губанов В.М. Русский национальный характер в контексте политической жизни России: Монография. – СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1999.

98. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

99. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания. – М.: Изд-во ЭКСМА-Пресс, Изд-во ЭКСМА-МАРКЕТ, 2000.

100. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Изд-во «Макет», 1995.

101. Политологический словарь. В двух частях. М.: “Луч”, 1994.

102. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю.И Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

103. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

104. Психология масс. Хрестоматия. / Райгородский Д.Я. (редактор составитель). Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………...………..4

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОТ

ОПАСНОСТЕЙ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА....................................6

Глава 1. Криминальные опасности: их сущность, содержание и

причины возникновения в России ……………………………………………6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 7664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.