Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции происхождения морали




 

Мораль не появляется вдруг сразу же в "готовом", современном виде. Она прошла довольно длительный, сложный, можно сказать, мучительный, путь развития.

Прежде всего, рассмотрим религиозную трактовку происхождения морали.

С древнейших времен правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного закона" (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Любая религия сводится к сознанию "космического, сверхъестественного значения высших ценностей".

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произволов в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т. д. Наконец, нельзя не отметить, что религиозная трактовка происхождения морали свободна от сухого рационализма, насыщена эмоционально-чувственными компонентами.

С религиозными взглядами на происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др). Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, данное философское направление, как и богословы, истоки морали выносит за пределы общества.

Следующее направление поиска истоков морали мы условно назовем натуралистическим, ибо оно, так или иначе, выводит мораль из предшествующей эволюции животного мира.

Предысторию натуралистического подхода можно найти еще в первобытном обществе, когда люди поклонялись животным. Свое, достаточно четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Кропоткина и др. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в достаточно развитом состоянии.

П. Кропоткин – известный русский мыслитель, общественный деятель – приходил к выводу, что "нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам". По его мнению, нравственный процесс, "начавшись уже в животном мире, перешел к человеку, и здесь, благодаря преданию, поэзии и искусству он все более и более развивался и достигал самых высоких степеней. Подобная точка зрения находит свое развитие в трудах современных биологов. Создается впечатление, что по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животным начинают сокращаться.

Широкое распространение получили и различные направления, которые, так или иначе, подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель и др.). Отмеченная группа мыслителей достаточно неоднородна. Среди них нетрудно найти и материалистов, и идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, и тех, кто выводит ее из экономических отношений, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей, и тех, кто подчинял мораль экономике (т. н. политической целесообразности).

Подобный подход имеет свои достоинства. Прежде всего, указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

Однако в социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще и интересами различных социальных групп. Тоталитарные режимы XX века также хорошо продемонстрировали пренебрежение к моральным ценностям, оперируя при этом интересами нации, класса и т. д.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.