Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уважаемый Председатель Государственной аттестационной комиссии, коллеги!

Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему: «ПУТИ И СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ЖИЗНИ И ТРУДУ», выполненная под руководством доктора педагогических наук, профессора Ольги Юрьевны Елькиной.

Проблема подготовки младших школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она особо актуальна. Развитие новых современных технологий предъявляет к человеку более жесткие требования в отношении его уровня образованности, коммуникабельности, способности к трудовой деятельности. Современному обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, личности разносторонне развитые, знающие свое дело.

Сегодня общество выдвигает высокие требования к условиям образования, которые способствуют подготовке школьников к жизни и труду. Чем раньше мы начнем работу по данному направлению, тем успешнее будет проходить социализация личности.

Проблемой подготовки учащихся к жизни и труду были посвящены научные труды: Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, А.И. Каирова, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, И.Ф. Свадковского, М.Н. Скаткина, В. А. Сухомлинского, С. Н. Чистяковой и других.

Выявлено противоречие в проблеме: с одной стороны – осознание необходимости педагогической работы по подготовке младшего школьника к жизни и труду, а с другой – потребность в разработке методических путей и средств для проведения данной работы с современными младшими школьниками.

Проблема исследования: каковы пути и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду?

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить пути и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду.

Объект исследования: процесс подготовки младшего школьника к жизни и труду.

Предмет исследования: пути и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить пути и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду.

Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка младшего школьника к жизни и труду будет эффективной, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с трудом и миром профессий;

- обеспечивается расширение представлений младшего школьника о различных сферах профессиональной деятельности;

- используются практико-ориентированные методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду;

- организуется включение школьников в трудовую деятельность.

Разрешите далее перейти к изложению основного содержания нашей работы по задачам исследования

Задача 1 исследования: Определить психолого-педагогическую сущность подготовки младшего школьника к жизни и труду.

Для решения этой задачи на теоретическом уровне уточнено определение понятий «подготовки» и «готовности» младшего школьника у жизни и труду. Подготовка представляет собой процесс (овладение системой знаний, умений, навыков, формирование на их основе системы установок) и результат готовности к реализации в деятельности (достигнутый определенный уровень развития личности и сформированность знаний, умений, навыков).

Понятие «готовность» определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни – физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность действия, психологические условия готовности. Причем ведущей может стать одна из этих сторон в зависимости от условий выполнения действия.

В итоге можно сказать, что подготовка – это педагогический процесс, а готовность – результат подготовки.

Исходя из этого, с позиций проблематики нашего исследования, готовность младшего школьника к жизни и труду определяем, как устойчивую личностную характеристику, включающую: качества личности (дисциплинированность, аккуратность, бережливость, ответственность), положительное отношение к выполнению поручений, опыт жизнедеятельности, содержащий освоенные навыки, умения, соответствующие возрасту знания о труде людей и мире профессий.

Таким образом, психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет проходить подготовка младших школьников к жизни и труду в подростковом и юношеском возрасте.

Структурными компонентами готовности младшего школьника к жизни и труду являются:

- знания и представления о мире труда и профессий («Я знаю»);

- мотивы трудовой деятельности («Я хочу»);

- опыт трудовой деятельности и выполнения трудовых поручений («Я умею»);

- отношение к труду («Я оцениваю»).

Задача 2 исследования: в ыявить критерии, показатели и средства диагностики уровня готовности младших школьников к жизни и труду.

Нам предстояло диагностировать уровень сформированности каждого компонента готовности. Для этого необходимо было для измерения этих компонентов подобрать соответствующие критерии.

Для измерения степени сформированности интеллектуального компонента «Я знаю», применяли когнитивный критерий, включающий следующие показатели:

- наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека;

- наличие знаний и представлений о труде учащихся; наличие знаний общих ориентировочных основ деятельности;

- понимание преобразующей роли творческой деятельности;

- наличие знаний общих ориентировочных основ деятельности.

Для измерения степени компонента «Я хочу», применяли мотивационно-потребностный критерий, который характеризуется следующими показателями:

- наличие социально-ценностного отношение к труду людей;

- старательность;

- настойчивость в преодолении трудностей;

- стремление к совместной творческой деятельности.

Сформированность деятельностного компонента готовности «Я могу» измеряли поведенческим критерием, который включает показатели:

- обучаемость;

- быстрота и легкость овладения практической деятельностью;

- оригинальность и успешность выполнения заданий;

- проявление трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Для измерения степени сформированности у школьников умения оценивать свою деятельность необходим рефлексивный критерий, который характеризуется следующими показателями:

- владение общими ориентировочными основами деятельности;

- творческая активность (умение рефлексировать деятельность, переносить в практику, преобразовывать).

В соответствии со значением данных критериев охарактеризованы уровни готовности младшего школьника к жизни и труду: высокий, средний, низкий.

Для изучения готовности младших школьников к жизни и труду нами были применялись методики диагностики. Так, показатели когнитивного критерия измерялись при помощи анкетирования («Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?»). Степень появления мотивационно-личностного критерия изучалась нами средствами наблюдения за деятельность школьников, методикой «Продолжи предложение», «Для чего нужен труд…», беседой «Кем я буду?». Поведенческий критерий измерялся при помощи наблюдения, анализа трудовой деятельности учащихся.

Задача 3 исследования: п роанализировать педагогический опыт учителей начальных классов по подготовке младших школьников к жизни и труду.

Анализ практического опыта, программ позволили прийти к выводу.

- каждый учебный предмет, в зависимости от его специфики, может решать задачи подготовки младших школьников к жизни и труду, в частности развивать интерес младших школьников к труду и трудолюбие;

- передовой опыт учителей показывает возможность развития готовности младших школьников к жизни и труду, используя разнообразные формы и методы;

- недостаточно используется потенциал программ начальной школы для ознакомления с миром труда и профессий;

- у большинства педагогов отсутствуют представления, как формировать положительное отношение учащихся к трудовой деятельности.

Выявив критерии, показатели и средства измерения мы провели констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня готовности учащихся к жизни и труду к онстатирующего этапа эксперимента.

Участники эксперимента: 25 человек - обучающиеся во 2 А классе, средней образовательной школы №8, города Новокузнецка. В констатирующем этапе эксперимента использовались критерии, показатели и средства, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности готовности учащихся к жизни и труду

Уровни Компонент «Я знаю» Компонент «Я хочу» Компонент «Я могу» Компонент «Я оцениваю»
Высокий 24% 28% 29,7%  
Средний 54,5% 59,4% 49,4% 51,3
Низкий 28% 12,6% 20,9% 16,6

 

Результаты первого констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что у детей преобладает средний уровень сформированности готовности учащихся к жизни и труду средний. Низкие результаты обнаружены по компоненту «Я могу», это позволяет сделать вывод, что у младших школьников развит интерес к профессиональной и трудовой деятельности, однако недостаточно сформированы трудовые навыки, также отсутствует активность в коллективной деятельности.

Задача 4 исследования: разработать методические пути и средства подготовки младших школьников к жизни и труду.

Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента результаты убедили нас в необходимости формирующей работы, которая проводилась по направлениям.

- ознакомление младшего школьника с трудом и миром профессий;

- расширение представлений младшего школьника о различных сферах профессиональной деятельности;

- использование практико-ориентированных методов и средств подготовки младшего школьника к жизни и труду;

- включение школьников в трудовую деятельность.

Использование возможностей школьных предметов является необходимым, но недостаточным условием успешного осуществления процесса воспитания интереса к жизни и труду у учащихся начальной школы.

Использование нами потенциала учебной деятельности в целях расширения представлений учащихся о мире труда способствовало развитию компонента «Я знаю». Примененный нами анализ сочинений «Кем я стану» позволил выявить содержательную характеристику мотивов и ценностей младших школьников. Установлено, что для большинства учащихся профессия является значимой для определения будущей жизни, привлекательными сторонами желаемой профессии называют характер труда и личное удовлетворение, а также отмечают пути достижения данной профессии (хорошая учеба в школе, продолжение образования, дополнительное образование).

Включение младших школьников в коллективную деятельность обеспечило развитие у них таких качеств трудовой деятельности, как целеполагание, способность контролировать и оценивать ход и результат деятельности.

Сюжетно-ролевые игры подбираются таким образом, чтобы они органически входили в содержание учебного материала, что позволило создать целостный контекст для проведения работы с младшими школьниками за счет игрового моделирования трудовой и профессиональной деятельности.

Прием анализа детских произведений трудового содержания позволяет формировать ценностное отношение младших школьников к трудовой деятельности людей, воспитывать качества будущего субъекта труда.

Результаты исследования доказывают справедливость выдвинутых положений о том, что использование практико-ориентированных методов и приемов подготовки младших школьников к жизни и труду повышает возможности учебных дисциплин для решения задач формирования данной готовности.

Об эффективности данных средств свидетельствует динамика роста показателей высокого уровня готовности младших школьников к жизни и труду.

Таблица 2

Уровни сформированности готовности учащихся к жизни и труду

Уровни Компонент «Я знаю» Компонент «Я хочу» Компонент «Я могу» Компонент «Я оцениваю»
Высокий 28% 31% 33% 35%
Средний 57% 62% 51% 46%
Низкий 15% 7% 16% 19%

 

Результаты второго констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень готовности учащихся к жизни и труду демонстрируют 31,6% учащихся, средний уровень – 54 % учащихся, низкий уровень – 14,2% младших школьников.

Данные 1-го и 2-го констатирующего этапов эксперимента мы представили в рисунке 1.

Рис. 1. Результаты 1-го и 2-го констатирующего эксперимента

 

Рост значений компонентов: «Я знаю» на 12%, «Я хочу» на 11%, «Я могу» на 5%, «Я оцениваю» на 9,5%. Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, результаты 2-го констатирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность, проведенной нами формирующей работы. Все задачи исследования решены.

Результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили, что эффективными являются методы (сюжетно-ролевые игры, проекты) и приемы (анализ детских художественных произведений трудовой тематики), имеющие практико-ориентированную направленность и отвечающие следующим педагогическим требованиям:

- при выборе игр учитываются особенности содержания учебных предметов;

- анализ произведений художественной литературы направлен на формирование первоначальных представления младших школьников о мире труда и профессий;

- организация исследовательской деятельности на уроках актуализирует интерес младших школьников к миру профессий.

Доказана эффективность применения сюжетно-ролевых игр трудового содержания.

Выявлено положительное исследовательской деятельности на формирование на формирование опыта практической деятельности. Эффективность метода проектов в том, что он нацелен на социальную практику, деятельное участие в труде.

Благодарю за внимание!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продолжаем общаться. | Курсовая работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.