КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественные методыКоличественные методы Охарактеризуем более детально количественные методы сбора первичных данных, или методы опроса. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов. Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами: 1. Путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует. 2. Путем задания вопросов с помощью компьютера 3. Путем самостоятельного заполнения анкет респондентами. 1. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте. 2. Метод фокус-группы. Можно выделить пять главных целей применения данного метода: 1) Генерация идей, например, относительно направлений усовершенствования выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки или разработки новых продуктов. 2) Изучение разговорного словаря потребителей, что может оказаться полезным, скажем, при проведении рекламной кампании, составлении вопросников и т.п. 3) Ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марке, методам его продвижения, что является весьма важным при определении целей маркетингового исследования. 4) Лучшее понимание данных, собранных при проведении количественных исследований. Иногда члены фокус-группы помогают лучше разобраться в результатах проведенного обследования. 5) Изучение эмоциональной и поведенческой реакций на определенные виды рекламы. 3. Глубинное интервью заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов, в целях понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом или что они думают об определенной проблеме. Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях, дизайне, рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах жизни потребителей, в принятии решений на индивидуальном уровне, получить данные об использовании определенных продуктов. 4. Анализ протокола заключается в помещении респондента в определенную ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения. Иногда при применении данного метода используется магнитофон. Затем исследователь анализирует протоколы, представленные респондентами. 5. При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных методов: ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, тестирование рисунков, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение. 6. Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы и ассоциативное испытание слов или словесные ассоциации. В процессе ассоциативной беседы респондента ориентируют вопросами такого рода: «О чем вас заставляет думать то или это..?», «Какие мысли у вас возникают теперь в связи с..?» и т.д. Этот метод позволяет опрашиваемому говорить все, что ему приходит в голову. В том случае, когда некоторые респонденты испытывают трудности, желая уточнить уровень своих предпочтений, хотя бы из-за недостаточного запаса слов, то их ограничивают несколькими вариантами ответов. 7. К числу качественных методов относятся физиологические измерения, основанные на изучении непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые стимулы путем использования специального оборудования.[10] [19]
10. Виды маркетинговых исследований На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по ряду признаков (табл. 1.1). Таблица 1.1 Классификация маркетинговых исследований
Рассмотрим приведенные в таблице виды исследований подробнее. Проведение любого маркетингового исследования предполагает сбор и обработку информации, необходимой и достаточной для решения той или иной проблемы. Иногда при этом достаточно изучить уже имеющуюся (обычно опубликованную) информацию. В таком случае говорят о кабинетном исследовании. Если же информация собирается самим исследователем для решения конкретной проблемы, речь идет о полевом исследовании. На практике предполагается проведение как кабинетных, так и полевых исследований. Однако в любом случае кабинетное исследование должно предшествовать полевому. Поисковое исследование осуществляется с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвижения предположений (гипотез). Основной акцент при этом делается на поиск идей и информации, помогающих понять проблему. Описательное исследование дает описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, частоты возникновения той или иной ситуации. Здесь приводится констатация определенных фактов (например, демографической ситуации, отношения потребителей к предлагаемым продуктам и т.д.). При проведении данного вида исследований осуществляется поиск ответов на вопросы типа: кто, что, где, когда, как. В то же время такие исследования не отвечают на вопрос почему. Ответы на подобного рода вопросы могут быть получены путем осуществления аналитических исследований. Аналитическое исследование проводится для проверки гипотез о причинно-следственных связях. В основе аналитического исследования лежит стремление специалистов понять, скажем, причины изменения доли рынка предприятия, поведения потребителей и т.п. В зависимости от вида собираемой информации маркетинговые исследования подразделяются на количественные и качественные. Количественные исследования предназначены исключительно для получения ответов на вопросы кто, где, когда, сколько. Они предполагают формализацию исследования и его результатов (с использованием количественных оценок, применением экономико-математических и статистических моделей и т.д.). Качественные исследования подходят для получения ответов на вопросы что, как, почему и предполагают неформальный анализ и использование качественных оценок. Качественные исследования, в частности, могут использоваться для выполнения следующих задач: определения параметров рынка; выяснения сущности процесса покупки туристского продукта; выяснения мотивов, мнений и отношений клиентов, т.е. факторов, которые оказывают значительное влияние на поведение покупателей; выяснения причин определенного поведения людей во время определенных ситуаций; определения моделей поведения людей разных социальных групп; выяснения и анализа мнения об имидже конкретной фирмы. [11] Существуют и другие классификации маркетинговых исследований. Исследования, как некоторый процесс, можно классифицировать по объектам/субъектам исследования: · люди (отдельные группы лиц, “целевые группы”) или семьи (домашние хозяйства) например, при анализе потребительского поведения, структуры потребления, информационных предпочтений; · фирмы, например, при конкурентном анализе или отраслевых исследованиях; · товары (услуги), при получении данных о наличии товаров и ассортименте (ревизии), ценовые обзоры или статистические обзоры рекламы; · процессы (явления), например, при построении карты-схемы пассажиропотоков. Рыночные исследования можно классифицировать по направлениям на три основных класса: а) изучение спроса, б) изучение предложения, в) комплексные, специальные исследования.[12]
11. Этапы проведения маркетинговых исследований Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры: I. Определение проблемы и целей исследования. 1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. 1.2. Определение проблемы. 1.3. Формулирование целей маркетинговых исследований. II. Разработка плана исследований. II.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. II.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения. II.З. Определение методов сбора необходимых данных. II.4. Разработка форм для сбора данных. II.5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки. III. Реализация плана исследований. III.1. Сбор данных. III.2. Анализ данных. IV. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка и презентация заключительного отчета). Рассмотрим содержание отдельных этапов маркетинговых исследований. 1. Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осуществлен многими путями как на формальной, так и на неформальной основе. Например, фирма может использовать сложную информационную маркетинговую систему; может использовать более традиционную систему контроля за финансами фирмы; владелец предприятия малого бизнеса может сам самым тщательным образом наблюдать за влиянием внешней среды на состояние бизнеса. 2. Определение проблемы является следующим шагом в проведении маркетинговых исследований. Определение проблемы включает: 1) выявление симптомов; 2) четкое изложение возможных причин, или базовых проблем, лежащих в основе симптомов; 3) выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем. При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой, информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью. [13]
Литература 1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.– М.: Изд-во "Финпресс", 1998. 2. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований.- СПб.: Изд-во ДНК, 2003 3. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. – М.: Финстатинформ, 2004. 4. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994 5. Ламбен ЖанЖак. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996 6. Попов Е.В. Теория маркетингового исследования. Екатеринбург: УГТУ, 2000 7. Е.П. Голубков. Измерения в маркетинговых исследованиях//Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 1998 8. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., Экономика, 1994 9. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М., Наука, 1993. 10. Информационное пространство финансовых рынков: http://www.financeplanet.ru/ 11. Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова Маркетинг-статистика - СПб.: СПб ГУЭФ, 2000 12. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. — М.: Финансы и статистика, 2001, с.17 13. А. Дурович, Л. Анастасова. Маркетинговые исследования в туризме. Учебно-практическое пособие. Москва «ООО Новое знание», 2002 г. 14.Маркетинг-тематический портал: http://www.mar-keting.ru/ 15. Маркетинговый портал знаний: http://www.eso-online.ru/ 16. Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г. [1] Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. – М.: Финстатинформ, 2004. [2] Е.П. Голубков. Измерения в маркетинговых исследованиях//Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 1998 [3] Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г. [4] Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г. [5] С.Г.Светуньков. Методы маркетинговых исследований. — СПб.: Изд-во «ДНК», 2003 г. [6] Светуньков С.Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1999. [7] С.Г.Светуньков. Методы маркетинговых исследований. — СПб.: Изд-во «ДНК», 2003 г [8] Информационное пространство финансовых рынков: http://www.financeplanet.ru/4.html [9] Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г. [10] Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г. [11] А. Дурович, Л. Анастасова. Маркетинговые исследования в туризме. Учебно-практическое пособие. Москва «ООО Новое знание», 2002 г. [12] Маркетинг-тематический портал: http://www.mar-keting.ru/ [13] Голубков Е. П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004 г.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |