Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нервные центры, их взаимодействие




РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ТЕМА 4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ

Задание 1. Изучить теоретический материал занятия, используя следующую логическую структуру учебного материала. Материал, предназначенные для самостоятельного изучения, определяются лектором в лекции по данной теме, он обозначен также в «Графике и содержании самостоятельной работы студентов». Материал задания 1 может быть использован также для работы с конспектом записанной лекции, подготовки рефератов и других форм самостоятельной работы студентов.

4.1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы

1. Общая характеристика.

v Рефлекс – реакция организма, осуществляемая с участием нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Рефлекс проявляется активацией или торможением деятельности органов и является важнейшим механизмом приспособления организма к условиям среды. И.П. Павлов предложил разделить рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы безусловно возникают при действие адекватного раздражителя на соответствующее рецепторное поле. Они обеспечивают «низшую» нервную деятельность, в результате которой регуляция функций организма и его инстинктивное поведения осуществляется в относительно постоянной внешней среде. Безусловные рефлексы возникли в процессе филогенетического развития вида, т.е. являются видовыми рефлексами, они передаются по наследству от родителей к потомству. Индивидуальное приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям среды осуществляется на основе условных рефлексов, в которых отражен индивидуальный опыт индивида. Условные рефлексы изложены в теме 28.

v Основные этапы изучения проблемы рефлекса: Р. Декарт (17 в.) – механистическая концепция рефлекса (под действием раздражителя на органы чувств натягиваются «нервные нити», идущих к мозгу нервов, и открываются клапаны, через которые из полостей мозга выходят в нервы «животные духи» – потоки мелких частиц, устремляющиеся к мышцам и раздувающие их); И. Прохазка (18 в.) – биологическая концепция рефлекса; И.М. Сеченов (19 в.) – психофизиологическая концепция рефлекса; И.П. Павлов (20 в.) – условный рефлекс как механизм поведения организма; П.К. Анохин (20 в.) – теория функциональных систем.

2. Рефлекторный путь (рис. 4.1).

v Рецепторное звено (восприятие и кодирование раздражителей); совокупность рецепторов, с которых формируется рефлекс, называется рецептивным полем рефлекса или рефлексогенной зоной.

v Афферентное звено осуществляет частотно-спектральное перекодирование и проведение возбуждения, аксонный транспорт.

v Центральное звено обеспечивает анализ и синтез афферентной импульсации, перекодирование информации и выработку команды.

v Эфферентное звено осуществляет проведение возбуждения, аксонный транспорт).

v Эффекторное звено осуществляет приспособительные изменения функции исполнительных органов.

v Обратная афферентация (Ч. Белл, 1826) обеспечивает поступление информации из эффекторного органа о результате рефлекса, коррекцию рефлекса и формирование самонастраивающегося нервного контура регуляции – кольца. («…Всеобщей и господствующей формой управления регулирования в живых организмах является не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо» [19: доп. лит.]). Посредством рефлекторного кольца происходит проверка адекватности рефлекса через практику.

3.

 
 

Классификация рефлексов.

v По звеньям рефлекторного пути.

· По виду рецепторов выделяют две разновидности рефлексов.

² Экстероцептивные рефлексы возникают при раздражении рецепторов кожи и видимых слизистых оболочек.

² Интероцептивные рефлексы возникают при раздражении висцероцепторов, проприорецепторов, вестибулорецепторов.

· По центральному звену рефлексы различают по уровню их замыкания и по уровню замыкания истинных рефлексов.

² По уровню замыкания рефлексов выделяют:

n истинные рефлексы (замыкаются через ЦНС);

n периферические рефлексы (замыкаются через ганглии);

n аксон-рефлексы осуществляются в пределах одного нейрона по разветвлениям аксона, их существование дискутируется.

² По уровню основного замыкания истинных рефлексов выделяют спинальные, бульбарные, мезенцефальные, мозжечковые, диэнцефальные и корковые рефлексы. Надо иметь в виду, что центральная часть любого безусловного рефлекса состоит их нескольких ветвей, которые проходят через все главные отделы ЦНС: спинномозговой, стволовой, корковый (Э.Л. Асратян, 1959). Это играет важную роль в кортикализации функций и образовании условных рефлексов.

· По эфферентному звену различают соматические и вегетативные рефлексы.

· По эффекторному звену выделяют легочные, сердечные, мигательные и другие рефлексы.

v По биологическому значению различают пищевые, питьевые, половые, защитные, ориентировочно-исследовательские, гомеостатические, локомоторные и позо-тонические рефлексы.

v По характеру связи между нейронами выделяют два вида рефлексов.

· Безусловные рефлексы имеют жесткие, генетически-детерминированные связи между нейронами.

· Условные рефлексы имею гибкие, вероятностно-детерминиро­ван­ные связи между нейронами.

v По отношению к физиологическим системам выделяют собственные и сопряженные рефлексы (В.Н. Черниговский, 1949).

· Собственные (внутрисистемные) рефлексы – рецепторное и эффекторное звенья находятся в пределах одной физиологической системы.

· Сопряженные (межсистемные) рефлексы – рецепторное и эффекторное звенья находятся в разных физиологических системах.

· Порог раздражения рецепторов при формировании собственные рефлексы, как правило, более низкий, чем при образовании с них сопряженных рефлексов. Например, с проприорецепторов более легко возникает изменения тонуса и фазическое сокращение мышц, чем рефлекторное изменение кровообращение и дыхания.

4. Особенности проведения нервного импульса в рефлекторном пути.

v Одностороннее проведение от рецептора к эффектору обусловлено односторонним проведением возбуждения в синапсах рефлекторного пути.

v Латентное время рефлекса составляет время, необходимое для формирования рецепторного потенциала, проведения возбуждения в афферентном и эфферентном -звеньях, передачи возбуждения в центральных и нервно-эффекторных синапсах.

4.2. Нейронные контуры

1. Характеристика. Нейронные контуры (сети, модули) – сети нейронов, соединенных определенным образом, своего рода микросхемы нервных центров [18: осн. лит.]. Контур имеет входной нейрон, вставочные нейроны и выходной нейрон. Нейронный контур представляет собой систему, взаимосвязанными элементами которой являются нейроны. В свою очередь нервные контуры являются элементами более сложной системы – нервного центра. Условно различают универсальные нейронные контуры (конвергентные, дивергентные и др.), которые имеются во многих центрах, и специфические контуры, которые имеются в отдельных центрах (например нейронные колонки в коре больших полушарий). В данной теме рассматриваются универсальные контуры. Выделяют также возбуждающие и тормозные нейронные контуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.