Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии, ее структура и функции. Специальная литература




Специальная литература

Сборники задач и тестов

Основные учебники и учебные пособия

Базовый учебник

Литература

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 1.

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.: Прогресс,1965.

Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица и И. Н. Никулиной. - М.: Высшая школа. 1994.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб., 1992.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.: Республика, 1992.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. -М.: Прогресс, 1976. Т.2.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: экономика, 1992.

Самуэльсон П. Экономика.- М.: Прогресс, 1964.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и статистика, 1992.

Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М. БЕК, 1997.

Зейдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело,1993.

Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: Владос, 1998.

Микро-, макроэкономика. Практикум. / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.: «Литера плюс», 1994.

Морган М. Дж. Руководство к изучению учебника Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р. «Экономика». – М.: Дело, 1997.

Сборник задач по экономике.: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. Е. Власьевич. – М.: БЕК, 1996.

Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Киров, 1994.

Тесты и задачи по микроэкономике и макроэкономике / Под ред. А. В. Сидоровича и Ю. В. Таранухи. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука,1993.

Алле М. Современная экономическая наука и факты // THE­SIS. Т. 2. Вып. 4, 1994. С. 11—19.

Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отноше­ния, 1994. Т. 1. С. 8—55.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994. Гл.17. С. 647—661.

Всемирная история экономической мысли в шести томах. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 28—35, 158—166, 354—361; Т. 2, 1988. С. 20—24, 43—47, 320—324; Т. 3, 1989. С. 104—110, 407—416; Т. 4, 1990. С. 418— 430; Т. 5, 1994. С. 508—522; Т. 9, книга II, 1997. С. 168—191.

Кобринский Н. Е., Майминас Е. 3., Смирнов А. Д. Экономичес­кая кибернетика. М., 1982. Гл. 1, 2. С. 11—45.

Малахов В. П. Логика предпринимательства. М.: ТОО "Класси­ка", 1993.

Маркс К. Капитал. Предисловие к 1-му и Послесловие ко 2-му изданию // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 5—22.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 гг. Введение. Ч. 1., П. 3. Метод политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 36—45.

Маршалл А. Принципы экономической науки'. Т. 1. Кн. 1. Гл. 2. М.: Прогресс, 1993. С. 69—84.

Нуреев Р. М. Предмет политической экономии и основные чер­ты ее метода. М.: МГУ, 1986.

Нуреев Р. М. Предпосылки новой экономической парадигмы: он­тология и гносеология // Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 121—144.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. Т. 1. Ч. 1. Гл. 1. М.: Прогресс, 1976. С. 65—93.

Петти В., Кенэ Ф., Смит А. и Рикардо Д. о методе политической экономии (выдержки из произведений) // Развитие метода поли­тической экономии. М.: Экономика, 1986. С. 36—40, 41—42, 57—54, 75—77.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 10—23.

Современная экономическая мысль / Под ред. С. Вайтпрауба. М.: Прогресс. 1981. Гл. 23. С. 661—682.

Суслов И. П. Методология экономического исследования. 2-е изд. М.: Экономика, 1983.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. Т. 2. Вып. 4. 1994. С. 20—52.

Хаусман Д. Экономическая методология в двух словах // МЭиМО, 1994. № 2. С. 105—113; № 3. С. 105—113.

Шумпетер И. А. История экономического анализа. Ч. 1. Гл. 1. П. 2, 3; Гл. 2, 3; Гл. 4. П. 1 // В кн.: Истоки: вопросы истории народ­ного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М.: Экономика, 19892, С. 248—284.

 

 

Краткое изложение истории развития предмета экономической тео­рии можно найти в статье Р. М. Нуреева, более развернутое — в книгах Р. Барра, А. Пезенти, а также в монографии В. С. Автономова. Глубокий анализ схоластики как первого опыта систематизации категорий дан в "Истории экономического анализа" И. Шумпетера. Собст­венное представление о политической экономии можно приобрести из хрес­томатии "Метод политической экономии". Классификация основных тече­ний Экономикса дана в работе Б. Кларка. Хотя задач на вводную тему почти нет, некоторые упражнения можно найти в "Практикуме микро-, макроэкономики" и в "Сборнике задач по экономической теории".

Общую панораму развития методологии экономической науки можно найти в хрестоматии "Метод политической экономии", в работе М. Блауга (гл. 17), а также в обзорной статье Д. Хаусмана. Взаимоотношения эконо­мической теории с другими общественными науками раскрываются И. Шумпетером. Развернутая характеристика формальной логики представлена в монографии И. П. Суслова, некоторые формально-логические ошибки упомянуты в учебнике К. Макконнелла и С. Брю, более подробно типичные формально-логические ошибки, встречающиеся в хозяйственной практи­ке, разобраны в задачнике В. П. Малахова "Логика предпринимательства". Метод материалистической диалектики охарактеризован во Введении к "Экономическим рукописям 1857—1858 гг." К. Маркса. Методологические проблемы современного Экономикса раскрыты в статьях М. Алле и М. Фридмена.

 

 


 

 

Философия является мировоззрением т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих обобщений.

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных признаках, о наиболее сущных признаках.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию—учением о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Содержание функций философии:

-Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

-Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

-Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

-Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

 

-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

-Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

-Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.