Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии труда




Психология труда пользуется основными методами общей психологии (см. выше тему «Методы психологии»), но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.

Методы психологии труда в зависмости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов:

1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов;

2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися;

3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда;

4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.

Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко ранимым компонентам их структуры.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассматриваться только в качестве «среза».

Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований:

1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков;

2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем;

3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.

Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.


Сущность некоторых методов психологии труда

 

Ниже раскрывается сущность некоторых методов, отнесенных в предыдущем параграфе в основном к группе методов, которые могут быть применимы педагогическим составом профтехучилища и инженерами-педагогами и наставниками на производстве.

Трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведя соответствующие повседневные записи их результатов. Трудовой метод особо необходим педагогам общих дисциплин и инженерам-педагогам для того, чтобы лично разобраться в изучаемой ими трудовой деятельности и по возможности приобрести хотя бы небольшой личный профессиональный опыт.

Участвующее наблюдение. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выполняющих. При его применении в наиболее «чистом виде» изучаемые не знают, что служат объектами изучения, и относятся к изучающему как к одному из членов трудового коллектива. Это снимает их настороженность и позволяет cобрать более объективные данные.
Объективная регистрация трудовых операций. Вся трудовая деятельность складывается из совокупности психических актов, отдельных действий, приемов и операций. Современные технические средства исследований позволяют изучать все трудовые процессы не только личным наблюдением исследователя, но и с помощью объективной регистрации изучаемых явлений. Примером такой регистрации может служить фотографирование рабочей позы или выражения лица. Последнее лучше производить так называемой скрытой камерой, незаметно для исследуемого.
Киносъемка этих же или других объектов, например, показаний контрольных приборов, наблюдаемых рабочим, направления взгляда, рабочих движений, мимики и пантомимики, если она не мешает выполнению работы, представляет собой еще лучший методический прием регистрации психических явлений. Киносъемка может быть обычной по скорости, ускоренной и, напротив, замедленной, импульсной, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким путем те или иные закономерности трудовых процессов.
На обычном кимографе или на тончайших осциллографах с помощью пневматических или электрических датчиков информации можно регистрировать ряд отдельных перемещений узлов станка, движений и реакций самого рабочего. Возможности объективной регистрации речи, шумов работы машин при исправном и неисправном состоянии, звуковой сигнализации и т. д. дает магнитофонная запись.

Такая объективная регистрация на станках-лабораториях, которые уже начали появляться в передовых профтехучилищах, дает возможность изучать разнообразные трудовые операции в целях усовершенствования тех или иных трудовых процессов для наиболее эффективного обучения их выполнению.
Анализ продуктов деятельности. Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, то можно обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий в единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и многое другое.
Анализ ошибочных действий. Эффективность анализа ошибочных действий определяется законом, сформулированным так: «Закономерность, которая не нарушается, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявлению». Так в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода «патология деятельности». Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудающихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д.

Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определять процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого — оценивать эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику профессионально-технического обучения, условия и режим труда и тем самым повышать производительность и качество трудовой деятельности.

Метод искусственного изменения структуры действий. Сущность этого метода исследования заключается в том, что при выполнении определенного вида деятельности при заранее продуманной методике последовательно выключаются отдельные анализаторы и их группы; меняется поза или хватка за рычаги управления; вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание; изменяется эмоциональный фон деятельности, ее мотивы, и это позволяет оценивать роль изменяемых факторов в структуре трудовой деятельности. Этот метод важен еще и потому, что опытный рабочий, имеющий прочные навыки, в процессе деятельности в нормальных условиях работы не замечает того, как осуществляются эти автоматизированные действия, поэтому не может их анализировать и объяснять, а наблюдающий со стороны не всегда имеет возможность обнаруживать психологическую структуру изучаемых действий.

Искусственная деавтоматизация навыков позволяет вскрыть то, что незаметно работающему и наблюдающему за его действиями.

Метод моделирования трудовых процессов. Большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их рассмотренными методами и техническими средствами с необходимой точностью. Такие процессы моделируются, т. е. упрощаются. Из всей совокупности изучаемого трудового процесса выделяются главнейшие, определяющие успех работы, создаются упрощенные, а иногда и искусственные условия осуществления этой деятельности, и в этих смоделированных условиях изучается сложный трудовой процесс. Обычно для этого используются тренажеры, представляющие собой упрощенные макеты агрегатов или технологических установок.
Биографический метод применяется наиболее часто при изучении формирования черт личности передовиков производства, новаторов, рационализаторов, изобретателей и выдающихся мастеров своего дела. При этом устным опросом, по документам и другим сведениям исследуется жизненный путь изучаемого с точки зрения его профессиональной деятельности и ее влияния на приобретение специальных знаний, на формирование навыков, умений, мастерства, профессиональных способностей и различных черт личности. Однако при изучении биографии и связанных с ней вопросов надо пользоваться непосредственно первоисточниками, а не литературной обработкой биографии.
Для психологии труда интересен анализ биографий не только передовиков производства, но и лиц, не справляющихся с требованиями данной профессии, ушедших на другую работу, не сразу нашедших свое призвание. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации и профотбора.
Анкетный метод — это массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет. Он является своего рода «заочной краткой беседой». Материалы, полученные с помощью анкет, проигрывают в глубине, а иногда и в достоверности отдельных ответов, но зато выигрывают в массовости. Успех анкетирования во многом зависит от того, насколько продуманы вопросы. Так, наводящие вопросы в анкете часто предопределяют характер ответов и делают их недостоверными. Нельзя ставить вопросы, которые непонятны опрашиваемым или могут быть по-разному поняты.

Психологические выводы должен делать сам опрашивающий на основании ответов на вопросы анкеты, формулировки которых соответствуют знаниям опрашиваемых. Нельзя, например, учащегося профтехучилища спрашивать: «Хороша ли у вас скорость зрительного восприятия?», — но можно выяснить это, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочитать надпись на экране в кино?», — конечно, убедившись при этом в грамотности опрашиваемого.
Наиболее доступны такие формы анкет, которые требуют однозначных ответов, например: «да» или «нет», «нравится», «безразлично», «не нравится». Обычно такие ответы обозначаются условными знаками, определенными анкетой, которые облегчают подсчет, анализ, сравнение ответов и выводов из них посредством статистической обработки количественных материалов.

Метод хронометража — это замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (хронофотография рабочего дня) или замеры времени выполнения отдельных движений, действий или операций (собственно хронометраж). Возможны и замеры латентных (скрытых) периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность, с использованием для этого способов фиксации: кинометодов, хроноциклографии, кимографов и осциллографов, магнитофонов и соответствующих датчиков информации. Для целей психологии труда можно использовать хронометраж, получаемый в практике технического нормирования.
Регистрация физиологических функций в процессе труда позволяет проникать в явления, недоступные прямому наблюдению, в частности в эмоциональные состояния. К таким замерам физиологических функций, крайне важным для психологии труда, относятся электрокардиография и замеры частоты пульса, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, степени зажима рычагов управления, уже используемые на станках-лабораториях.

Метод тестирования. Тест — это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам.

Необходимо различать возможно более обоснованное «применение тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.
Математический метод отработки психологического материала, полученного другими методами, имея свои принципиальные подходы, во многом смыкается с методом моделирования, давая возможность создавать математические модели количественным выражением психических явлений. Он дает возможность наглядно выражать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуемых трудовых процессов и свойств личности.


 

Проверка усвоения предмета психологии труда:

1. В чем заключается связь психологии труда с общей психологией?

2. Что является предметом психологии труда?

3. Какие основные проблемы решает психология труда?

4. Почему психология труда стала одной из важнейших производительных сил в современных условиях материального производства?

5. Что предопределяет общие задачи психологии труда?

6. Почему психологическое изучение профессий стало первоочередной задачей психологии труда?

7. Почему все преподаватели профтехучилищ должны изучать психологические закономерности формирования профессиональных способностей учащихся?

8. Для чего нужно изучать ошибочные действия учащихся?

9. В решении каких задач психологии труда должны принимать непосредственное участие инженеры-педагоги?

10. Перечислите методы психологии, доступные педагогам профтехучилищ.

11. В каких случаях и для чего применяются трудовой метод и метод присутствующего наблюдения?

12. В чем отличие исследований и регистраций трудовых операций?

13. Кто и для чего может использовать метод анализа ошибочных действий?

14. В чем заключается моделирование трудовых процессов?

15. В чем суть математического метода в психологии?

16. На какие виды делятся методы психологии труда, кем и для каких целей используется каждый вид методов?

17. Почему в исследования по психологии труда необходимо вовлекать работников производства и профессионально-технических учебных заведений?

18. Чему должны соответствовать методы психологии труда?

19. Чему должен быть подчинен метод исследования?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.