КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аграрное, индустриальное и информационное общество
Аграрное общество можно охарактеризовать с различных точек зрения. В экономическом отношении аграрное общество, как видно из его названия, основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и основано на скотоводстве, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.). Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли): 1) Редистрибуция (экономические отношения - редистрибутивные, т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распределяется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение определяется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.) 2) Рынок (экономические отношения - рыночные). Основан на системе эквивалентного обмена продукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произведенный другими. Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п. Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу. В социальном отношении аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта привязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определяют, кто и сколько должен получит за свой труд. Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен (легко ли средневековый крестьянин мог стать мастером или даже подмастерьем, какого-либо ремесленного цеха или стать рыцарем). Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом ценно было не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права. Другим критерием социального деления можно назвать общину: крестьянская соседская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ. Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ определялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность правителя часто обожествлялась). Чаще всего государственный строй аграрного общества был монархическим, то есть во главе общества находился монарх - король, царь, эмир, шейх, султан, император. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов. Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности -имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее богатый обладал и соответствующей богатству властью. Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была определена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой информации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация сознания людей на прошлое, на воспроизведение одних и тех же образцов поведения и отношений. Поэтому идея общественного прогресса в аграрном обществе практически нереальна. XVIII век ознаменовал появление новых явлений в обществе, изменившей экономический облик Европы. Речь идет, в первую очередь, о промышленной революции. На смену домашней организации производства, состоявшего из семьи помещика, слуг и крепостных; либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии, с большими площадями цехов и сложным оборудованием. Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания сокращается смертность и растет средняя продолжительность жизни. Увеличивается и численность населения. Люди все больше мигрируют из села в город - в поисках более комфортной жизни, разнообразного досуга, больших возможностей получить образование. Такая миграция сельского населения и превращение его в городское расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни получила название «урбанизация». Урбанизация становится неотъемлемой частью другого процесса - индустриализации (от франц. индустрия - трудолюбие, искусство в промыслах и промышленности). Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства. Индустриализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Флагманом индустриализации была Англия, родина машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства. Особенное развитие в период перехода к индустриальному обществу получило разделение труда: появились десятки тысяч новых профессий, причем большинство из них были неизвестны аграрному обществу. Индустриализация связана не только с промышленной революцией начавшейся в Англии, но и с политической - Великой французской революцией. Первая дала человечеству экономические свободы и новое социальное строение - разделение на классы, а вторая - политические свободы и права, а также новую политическую форму общества - демократию. Таким образом, индустриальное общество - это промышленное общество или такая стадия развития общества, которая сменяет общество аграрное. Термин принадлежит А. Сен-Симону, а концепция индустриального общества получила широкое распространение в 50-60-х гг. 20 века (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и другие). Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением предпринимателей и наемных работников. Индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесообразная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине 19 века, а Франция - в начале 20-х гг. 20 века). В России индустриализация успешно развивалась с конца 19 - начала 20 веков. С конца 20-х гг. индустриализация форсированно осуществлялась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства. Кроме этого, отдельные характеристики индустриального общества рассматривались в рамках различных теорий. Согласно теории социальной мобильности (сформулирована П. Сорокиным) индустриальное общество представляет собой систему, открытую для перемещения людей из одной социальной группы в другую с большим или меньшим социальным статусом. В рамках теории институционализма английский философ К. Поппер считает, что индустриальное общество это открытое общество (в таком обществе преобладают рациональное мышление, имеет место критика, индивидуализм). Противоположным открытому обществу является общество закрытое (оно отличается наличием обязательной официальной идеологии, подчинение авторитарным правителям, коллективизмом). По теории модернизации индустриальное общество представляет собой систему, прогрессивную, развивающуюся. Модернизация, по мнению ряда ученых, приводит к конвергенции, то есть к взаимному смешению характерных признаков общества, к единообразию в строении, жизни и развитии между индустриальными обществами. По мнению ряда исследователей, классовые конфликты по вопросам собственности, прав отдельных слоев общества характеризуют раннюю стадию индустриального общества (капитализм периода свободной конкуренции), но по мере достижения развитого состояния в таком обществе начинают преобладать отношения сотрудничества, регулируемые с помощью права, соглашений и договоров. Применительно к роли городов необходимо отметить, что если в аграрном обществе города играли важную, но не основную роль, то в индустриальном эта роль стала ведущей. В доиндустриальном (традиционном, аграрном) обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а церковь и армия являлись основными институтами управления. В индустриальном - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном определяющим фактором стало теоретическое знание, с учебными заведениями как местом где оно появлялось и концентрировалось. Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работников, а главное - обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»). Для нового индустриального (постиндустриального) общества характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Этому разделению посвящены теории технократической революции и революции менеджеров, например, теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей степени определяют специалисты, владеющие знанием законов технологического развития и методов управления производством. В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика достигнув вершины развития, уступает место экономике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой производства. В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества. Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами понимаются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персональных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут продаваться и покупаться. Таким образом, основой информационного общества является человеческий фактор, который рассматривается наряду с другими факторами - экономическим, машинным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 5721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |