Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность художника




Психология искусства: исследовательские подходы

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства:

· искусствоцентрический: в центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;

· теоретико-нормативный: исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;

· механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная роль;

· когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;

· деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;

· системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.

·

· и его творчество

·

·

Проблема соотношения личности художника и его творчества очень сложна и многогранна. В данной статье рассматривается лишь один ее аспект: неоднозначное соотношение личности и творчества, возможность не только совпадения их, но и расхождения и даже противоречия.   Личность и творчество художника совпадают в том смысле, что все, что создает художник, он как бы пропускает через себя, продумывает и переживает, становится сопричастным изображенному. На любом произведении искусства всегда лежит отпечаток личности его создателя. По характеру и своеобразию искусства можно сразу узнать автора. Лирические жанры вообще сложились как выражение души, субъективного мира художника. В позитивных героях, как и в красоте самого искусства, выражается представление автора об идеале. Известно, что, создавая отрицательные, чуждые, враждебные ему персонажи, писатель, так же как и артист, словно перевоплощается в них, «пропускает» их через свой внутренний мир и одновременно оценивает их, выражает свое отношение к ним. О перевоплощении в своих героев в процессе творчества говорили, например, Бальзак, Флобер и многие другие. Деятели исполнительских искусств – музыканты, артисты, - не раз свидетельствовали, что наибольшего совершенства и вершин мастерства они достигают тогда, когда настолько сроднятся с исполняемой ими музыкой или с произносимым на драматической сцене текстом, что им кажется, будто они сами их сочинили, более того, сочиняют их здесь и сейчас, в самом процессе исполнения музыки или роли, когда, говоря словами Пушкина, их рождает «не память рабская, но сердце» («Каменный гость»). Такое перевоплощение в образ свойственно в разных формах в той или иной мере деятелям всех видов искусства, которые в процессе творчества как бы сливаются с создаваемыми ими героями или произведениями. В этом особенно наглядно проявляется единение искусства и его творца. Все это так, и тем не менее тождества между личностью мастера и его созданиями нет. Прежде всего потому, что творчество всегда больше, шире, значительнее, многоохватнее личности художника, как бы ни была она интересна сама по себе. Художественное произведение является не только выражением души творца, но и отражением объективного мира в его многогранности и многообразных отношениях, широкой картиной жизни, ее моделью в целом. Поэтому оказывается, что произведения, например, писателей и поэтов часто как бы «умнее» их самих, а читатели, которые восхищаются великими людьми по их произведениям, нередко оказываются разочарованными при личном знакомстве с ними. Как говорил, Флобер, не прикасайтесь к идолам, позолота остается на руках. Художник в жизни и он же в искусстве нередко совершенно неоднозначны. Лучше об этом сказал Пушкин в стихотворении «Поэт»: Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен;   Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.   Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. И вот тогда-то наступает вдохновение, начинается творчество, и художник преображается. Из разряда «детей ничтожных мира» он переходит в разряд демиурга, творца мироздания, создателя вселенной и прародителя живых лиц, образов, ситуаций, глубоко проникающих в сущность бытия. Порою эти образы воспринимаются даже как более живые, чем реальные люди, а действительность, запечатленная в произведении, кажется более верной, настоящей, истинной, чем в своем прозаическом, обыденном существовании. Пушкин сказал также: «гений и злодейство две вещи несовместные» («Моцарт и Сальери»). Это, видимо, так и есть. Гениев в искусстве, которые были бы злодеями в буквальном смысле слова, история художественной культуры не знала, и, думается, их не будет никогда. Но художников с трудными и тяжелыми характерами, несносных для окружающих, неуживчивых, нетерпимых, эгоцентричных, художников-чудаков, обладающих многими странностями, разного рода ненормальностями и даже пороками, аномалиями и перверсиями, - сколько угодно. Многие из них были глубоко несчастны, жили в тягость себе и другим. Никто не считал, сколько деятелей разных видов искусств покончили жизнь самоубийством, сошли с ума, спились и потеряли творческие способностями или даже погибли от белой горячки. Сколько прожили мучительную жизнь, отмеченную отпечатком трагедии. Сколько было затравлено и загублено, а то и убито. Много, очень много. А ведь они создавали значительное, а часто и великое искусство, отнюдь не равнозначное их жизни и судьбе. И это искусство порою было их единственной отрадой, утешением и примирением с жизнью, хотя и оно не всегда предотвращало их безрадостную кончину. Были, конечно, и просто или даже вполне благополучные судьбы. Но и в этих случаях искусство было значительнее личности своего создателя. Например, композитор Н.А. Римский-Корсаков был человеком очень порядочным, хотя педантичным и суховатым. Он прожил спокойную, содержательную, полную достоинства жизнь, заслуживающую уважения. Он упорно шел к вершинам мастерства в своем творчестве, был прекрасным педагогом, оставившим целую школу учеников, и добрым семьянином. Но разве имела отношение эта спокойная и чуждая потрясений жизнь к миру его музыкального искусства, к его сказочным, былинным и легендарным операм – «Снегурочке», «Садко», «Китежу», к миру фантастики и сатиры «Салтана», «Кащея Бессмертного», «Золотого петушка», к ориентализму «Шехерезады» и некоторых романсов? Пожалуй, лишь кругосветное путешествие в качестве морского офицера в юности сказалось на многочисленных картинах моря в его творчестве. А в остальном его создания рождались не из личного обыденного бытия и опыта будничной жизни, а из его напряженного, проникнутого фантазией внутреннего духовного мира, из его демократических идеалов и углубления в истоки народного поэтического и музыкального творчества. Это был мир воображения и мечты. Могут возразить: внутренний мир человека – это и есть доминанта его личности. Конечно, это так. Но обыденная, будничная линия жизни, бытовое существование и черты характера человека могут соответствовать или не соответствовать этой доминанте или даже не иметь к ней никакого отношения. Гармония внутреннего и внешнего бывает далеко не всегда. Искусство же непременно выходит за пределы внешнего. Подлинное творчество всегда несет в себе не только истину и красоту, но и добро. Художник же, как человек,- далеко не всегда. Он бывает и взбалмошен, и истеричен, и эгоистичен. Отношения с Музой для него часто важнее, чем отношения с женой, а с его созданиями – важнее, чем с детьми. Отсюда поведенческие аномалии, неуживчивость, индивидуализм, сознание своей исключительности и отчужденность. Внутренний мир художника бывает либо чрезмерно переусложнен, либо, наоборот, инфантилен, либо причудливо сочетает то и другое. Художник и похож и не похож на других людей. Он живет среди них, впитывает их опыт, но отличается от них повышенной эмоциональной возбудимостью, душевной ранимостью и, конечно же, своей гениальностью. Одержимость творчеством уводит его из сферы мирских забот, и нередко, окунувшись в них, он оказывается беспомощным. Были художники-отшельники, отгородившиеся от мира, замкнувшиеся в своей скорлупе и живущие, целиком углубившись в творимое искусство, проецируя в него свой внутренний мир, фантазии, грезы, символические видения. А бывало и так, что в сознании художника как бы смещалась и перепутывалась жизнь в реальности и в искусстве и, принимая одно за другое, он мог создавать гениальные произведения, но в жизни терпеть сплошные поражения. Какие сложнейшие, хитроумные, противоречивые, запутанные жизненные ситуации в экономической, политической, нравственной сферах создал, разработал, осветил и разрешил в цикле романов своей «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак. Все эти ситуации, отношения общественные и межличностные, сложные и необыкновенные характеры, трагические судьбы не просто отобразили, но глубоко раскрыли реальность, в них выступила сама истина человеческой личной и общественной жизни. Но когда Бальзак, так хорошо разбиравшийся в своем искусстве во всех производственных, юридических, бюрократических и нравственных проблемах своего времени, в людях, в их психологии и отношениях, попытался в своей собственной жизни осуществить разного рода издательские, торговые, строительные и другие проекты (как мы сказали бы теперь, бизнес-начинания), он неизменно терпел полный крах во всех без исключения своих коммерческих предприятиях. Все они оказывались авантюрой, оборачивались банкротством, кончались долгами и бегством от кредиторов. Создавая в своем воображении сложные миры, художественно постигая реальность во всей ее глубине и тончайших хитросплетениях, он был не в состоянии обустроить в соответствии со своими желаниями и предпринимательскими проектами собственную жизнь. Его творческая гениальность и жизненная беспомощность лежали как бы в разных плоскостях. Даже женитьба Бальзака, знатока человеческой души, на богатой барыне Эвелине Ганской, которую он во многом выдумал, оказалась вымыслом, обернулась авантюрой и, если и дала ему несколько моментов воображаемого счастья, то окончилась возрастающим непониманием, отчуждением и одинокой смертью при полном равнодушии отвернувшейся от него жены. Все это замечательно описано в бальзаковских биографиях Стефана Цвейга, Андре Моруа и других. В известном смысле подобные противоречия закономерны. Жизнь в художественных вымыслах и жизнь реальная у творца искусства почти никогда не совпадают. И потому художник нередко предстает перед окружающими его людьми как из ряду вон выходящая личность, иногда в положительном, но чаще в отрицательном смысле. В конце XIX века психиатр Ломборзо написал книгу «Гений и безумие» (1892), в которой доказывал, что подлинная гениальность сродни сумасшествию. Мир художника отличается от мира среднего человека, и в этом смысле он аномален, патологичен и почти все художники – это писхопатические личности. В советское время теорию эту жестоко критиковали и объявили ненаучной. Известная крайность в указанной постановке вопроса, вероятно, есть. Но есть и рациональное зерно. Художественная одаренность всегда выше психической нормы, свойственной среднему человеку. И в характере художника нередко закономерно обнаруживаются черты, отличающие его от других людей, которым эти черты кажутся выходящими за пределы общепринятого и в этом смысле ненормальными. Достаточно вспомнить, например, Гоголя с его странностями, необычным поведением и загадочной смертью. Подобные примеры могут быть значительно умножены.

№5 Эстетическая деятельность как содержание и форма эстетического отношения

Эстетическое отношение к действительности

I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира

1. Многообразие форм эстетической деятельности

1. Многообразие форм эстетической деятельности. Влюбой деятельности человека помимо ее прямого утилитарного значения есть хотя бы элементы общечеловеческого, благодаря чему эта деятельность обретает по крайней мере косвенное значение для человечества как рода. С этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашенность и эстетическое содержание человеческой деятельности. Эстетическая деятельность универсальна. Общечеловеческие аспекты освоения мира – это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комического (карнавал как действие), трагического (похоронная процессия), возвышенного (чествование победителя, создание оды), безобразного (китч), или ужасного (фильмы ужасов Хичкока, черные триллеры).
Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение); художественно-творческую (создание произведений искусства); художественно-техническую (дизайн); художественно-рецептивную (восприятие произведения) и рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Венец эстетической деятельности – искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное
А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно информативную, концептуально нагруженную, образную систему, и потому его деятельность не художественная, а эстетическая. Эти термины – не синонимы.
Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и художественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия: эстетика – теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание – теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной практике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству.

В). Эстетическая деятельность шире художественной – М. Каган
В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя – частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической (художник творит не только по законам красоты) (cм.: Каган 1971. С. 216, 218). Это утверждение вносит в науку странную логику, по которой один твеновский персонаж оказался сам себе дедушкой, и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по законам красоты. Если художественное в чем-то шире эстетического, значит, в художественном что-то есть неэстетическое. Однако неэстетических ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эстетические ценности.

Г). Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности. Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Так, подвиг – возвышенное, а подлость – низменное. Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая культура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений - существуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма (см.: Лихачев 1982).
Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры – эстетическая деятельность, протекающая по законам комического. Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное – в виде идеала, и в виде отточенности формы острот. Категория прекрасного универсальна по отношению к эстетической деятельности. Однако эстетические формы многообразны, и базируются не только на законах красоты. Роль комического в эстетической деятельности раскрывает Бахтин, говоря о смеховой народной культуре Средневековья (см.: Бахтин. 1965). Карнавал – это нехудожественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая и по законам красоты, и по законам комического.
Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое). Так трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему – все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимодействуют.
Художественная деятельность оказывает обратное влияние на эстетическую, поднимая ее за собой: "Великие художественные достижения... нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспечивая таким образом известное стилевое единство преобразуемого человеком мира... конструктивный подход, обнаруживаемый нами сегодня в живописи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособления, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в общественном транспорте и общественной жизни" (Гадамер. 1991. С. 274.).

I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира

1. Многообразие форм эстетической деятельности

1. Многообразие форм эстетической деятельности. Влюбой деятельности человека помимо ее прямого утилитарного значения есть хотя бы элементы общечеловеческого, благодаря чему эта деятельность обретает по крайней мере косвенное значение для человечества как рода. С этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашенность и эстетическое содержание человеческой деятельности. Эстетическая деятельность универсальна. Общечеловеческие аспекты освоения мира – это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комического (карнавал как действие), трагического (похоронная процессия), возвышенного (чествование победителя, создание оды), безобразного (китч), или ужасного (фильмы ужасов Хичкока, черные триллеры).
Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение); художественно-творческую (создание произведений искусства); художественно-техническую (дизайн); художественно-рецептивную (восприятие произведения) и рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Венец эстетической деятельности – искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях шедевры на все времена.

№16 эстетическая и художественная потребность

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное
А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно информативную, концептуально нагруженную, образную систему, и потому его деятельность не художественная, а эстетическая. Эти термины – не синонимы.
Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и художественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия: эстетика – теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание – теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной практике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству.

В). Эстетическая деятельность шире художественной – М. Каган
В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя – частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической (художник творит не только по законам красоты) (cм.: Каган 1971. С. 216, 218). Это утверждение вносит в науку странную логику, по которой один твеновский персонаж оказался сам себе дедушкой, и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по законам красоты. Если художественное в чем-то шире эстетического, значит, в художественном что-то есть неэстетическое. Однако неэстетических ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эстетические ценности.

Г). Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности. Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Так, подвиг – возвышенное, а подлость – низменное. Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая культура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений - существуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма (см.: Лихачев 1982).
Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры – эстетическая деятельность, протекающая по законам комического. Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное – в виде идеала, и в виде отточенности формы острот. Категория прекрасного универсальна по отношению к эстетической деятельности. Однако эстетические формы многообразны, и базируются не только на законах красоты. Роль комического в эстетической деятельности раскрывает Бахтин, говоря о смеховой народной культуре Средневековья (см.: Бахтин. 1965). Карнавал – это нехудожественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая и по законам красоты, и по законам комического.
Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое). Так трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему – все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимодействуют.
Художественная деятельность оказывает обратное влияние на эстетическую, поднимая ее за собой: "Великие художественные достижения... нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспечивая таким образом известное стилевое единство преобразуемого человеком мира... конструктивный подход, обнаруживаемый нами сегодня в живописи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособления, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в общественном транспорте и общественной жизни" (Гадамер. 1991. С. 274.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.