Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и ее психологическая структура




Деятельность - одна из основных категорий психологической науки. Предметом психологии является именно целостная деятельность субъекта в разных формах и видах, в ее филогенетическом, историческом и онтогенетическом развитии.
Основной генетическое исходной е внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психологической деятельности.
Составляющими деятельности являются действия и операции, которые соотносятся с потребностями, мотивами, целями.
Главными процессами деятельности выступают интериоризация ее внешней формы и экстериоризация внутренней, первое ведет к созданию образа действительности, вторая - к овеществления образа
Именно предметность является конституциональной характеристикой деятельности: сначала деятельность определяется предметом, затем она опосредуется и регулируется его образом как субъективным продуктом.
Общую психологическую структуру деятельности характеризуют также, помимо названных выше составляющих целей, средства деятельности. В ней можно выделить:
субъект деятельности *
процесс деятельности *
предмет деятельности *
условия деятельности *
продукт деятельности.
Принято различать три основных вида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Каждый из этих видов определяется своими мотивами, целями и средствами.
В игре ребенка привлекает сам ее процесс, доминирующее значение имеет «исполнение» определенных игровых ролей.
Главная цель обучения - усвоение знаний, навыков и умений, подготовка к трудовой деятельности.
Работа связана с сознательной деятельностью человека, направленной на создание материальных и духовных ценностей. Во всех этих видах деятельности важную роль играет общение.
Методы психологического анализа деятельности направлены на выяснение ее конкретно-исторической природы, структуры, предметного содержания и соотношения различных ее форм, их взаимосвязей.
Понятие деятельности является одним из основных понятий психологической науки. Однако несмотря на методологическую и теоретическую важность проблема деятельности и ее связи "Связь с сознанием разработана недостаточно. Многочисленные попытки психологов и философов дать четкое определение понятия не дало желаемых результатов. Поэтому это понятие употребляется учеными в самых различных значениях. Что же собой представляет деятельность? Общей характеристикой живой материи является ее активность, посредством которой осуществляется обмен веществ со средой. Чем выше уровень развития живой материи, тем сложнее и разнообразнее является его активность. Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Самой разнообразной является активность человека. Она существенно отличается от активности животных, и для его характеристики используют понятие "деятельность", оставляя для животных понятия "жизнедеятельность".
Деятельность - это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью
Это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей среды, включая себя и условия своего существования. Существенным отличием деятельности человека от поведения животных является то, что она регулируется осознаваемой целью. Поведение животных направлена ​​на удовлетворение биологических потребностей является генетически заданной. Она имеет приспособительный характер. Поведение человека регулируется общественно установленным нормам удовлетворения потребностей.
Понятие деятельности является наиболее общим в психологии. Поэтому его исследованию придается особое значение. В отечественной психологии существует две теории деятельности: теория индивидуальной деятельности, разработанная А.Н. Леонтьева, и теория общей (совместной) деятельности, разработана Б.Ф.Ломов. Последний считал, что теория индивидуальной деятельности является лишь частным случаем более общей теории совместной деятельности, ибо никакая индивидуальная деятельность невозможна без деятельности многих других людей.
Основной характеристикой деятельности является ее предметность "Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета. Выражение "беспредметная деятельность" лишен всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как таковой, что подчиняет себе и превращает деятельность субъектов "екта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъектов" объекта и иначе осуществляться не может. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа ".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.