Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое искусство и в чем его назначение?




Искусство – относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического (См. в-с №7 разд. Филос. культуры). Прекрасное – высшая ценность для искусства, делающая его особым видом совершенствования творческих сил человека, способом духовно-практического освоения действительности в формах художественных образов. Действительность (окружающий человека мир и внутренняя жизнь его души) в искусстве представляется в формах человеческой чувственности, с точки зрения эстетического идеала. Так в произведениях искусства художником создается своеобразная – художественная реальность с собственными закономерностями, со своей, художественной правдой. Вл. Соловьев, который полагает, что мир развивается в направлении к совершенному, идеально-прекрасному, Богочеловеческому состоянию, дает следующее «общее определение действительного искусства по существу: всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение» [7].

Художественный образ – основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства. При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусом, творчески соединяет отражение внешней внехудожественой действительности и выражение своих личных идей, переживаний, чувств, стремлений. Создавая образы людей, душевных движений, обстоятельств, вещей, событий, природы, мира в целом, художник представляет в единичном, неповторимом, чувственно явленном виде общезначимое с точки зрения эстетического идеала. Как отмечает Гегель, в искусстве абстрактное воплощается в конкретном, содержание идеала получает конкретный образ действительности.

Назначение искусства многообразно. Не вызывает сомнений, что цель, общая для искусства и других форм духовой жизни, состоит в совершенствовании человека, обогащении его внутреннего мира, развития творческих возможностей. Споры среди философов вызывает вопрос о том, что является главным делом искусства. Каждая эпоха обнаруживает в нем новые грани. В античности преобладает представление о том, что искусство по сути своей есть подражание космическим формам, их рационально-гармоничным образцам. Аристотель видит в искусстве способ познания мира и очищения души. В христианском средневековье искусство рассматривается прежде всего как средство символического выражения священных смыслов, христианского образования и проповеди, оформления среды, в которой протекает религиозная жизнь. Мысль Возрождения открывает в искусстве способ творческого самоосуществления выдающейся личности, продолжающей дело Божественного творения. Появляется идея о том, что художник сам создает формы, образцы прекрасного, которые воплощает. В Новое время в эстетике классицизма на первый план выдвигается рационально-познавательная и воспитательная роль искусства. Просветители особенно ценят в искусстве возможности для пропаганды нравственных и политических идеалов свободы, равенства, всестороннего развития каждого человека. В эстетика романтизма вырастает значение искусства как средства самовыражения личности, исповеди души, раскрывающей ее бесконечную глубину. Сторонники реализма считают, что искусство есть в первую очередь школа жизни, представляющая перипетии личного существования в его социальной обусловленности. Приверженцы «чистого искусства» («искусства для искусства») настаивают на его самодостаточности. Они утверждают, что выполнение специфической для искусства цели – нести эстетическое наслаждение – не зависит от нравственных, социальных, политических, научных, педагогических и т.п. задач. Символисты находят в искусстве единственно возможный способ символического выражения мистических оснований внешнего и внутреннего мира. Л.Н. Толстой в поздний период творчества развивает идеи о том, что в искусстве главное – общение, передача чувств, высший смысл которой – усиление радости жизни, братской любви, ведущей к единению всего живого. Согласно Фрейду, искусство – вид «сублимации», форма выражения чувственных устремлений человека, позволяющая изживать невроз, превращая осуждаемые обществом эротические влечения в маскирующие их образы, которые доставляют эстетическое наслаждение.

В современной отечественной эстетике в перечень основных функций искусства обычно включаются следующие:

1. Собственно эстетическая (искусство дает радость творчества и восприятия созданных людьми образов мира в свете ценности прекрасного, развлекает игрой творческих сил, украшает действительность, эстетически восполняет недостатки отчужденного существования и утешает).

2. Культурно-историческая (приобщает отдельного человека к достижениям культы, обогащает, служит средством культурной преемственности,).

3. Коммуникативная (делает возможным свободное духовное общение, существенно расширяя его пространственно-временное и социальное поле).

4. Познавательная в широком смысле (является школой жизни, представляет идеалы, ценности, опыт существования во многообразных обстоятельствах, дает возможность виртуального испытания различных жизненных проектов).

5. Воспитательная (способствует эстетическому формированию личности).

Эвристическая (развивая творческие силы человека, совершенствует способности человека к открытию и созданию нового).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.