КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тайлор Э. Б. Первобытная культура
Скачать дальше, начиная с главы VIII «Анимизм» ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................ 1 Глава 1. Наука о культуре. Культура, или цивилизация. - Закономерная связь между явлениями культуры. - Методы классификации и обсуждения свидетельств. - Связь последовательных стадий культуры благодаря устойчивости, изменению и переживанию. - Главнейшие предметы, рассматриваемые в этом сочинении............... 17 Глава II. Развитие культуры. Промышленная, умственная, политическая и нравственная области культуры. - Развитие культуры в значительной степени совпадает с переходом от жизни дикой через варварскую к цивилизованной. - Теория прогресса. - Теория вырождения. - Теория развития заключает в себе и ту и другую из этих теорий: первую - как главную, вторую - как второстепенную. - Историческое и традиционное доказательство неприменимо к низшим ступеням культуры. - Исторические свидетельства, относящиеся к вырождению. - Сравнение различных уровней культуры у ответвлений одной и той же расы. - Пределы исторически известной древности цивилизации. - Доисторическая археология и ее выводы о древностях на низших ступенях цивилизации. - Следы каменного века вместе с мегалитическими постройками, свайными жилищами, кухонными остатками, могилами и пр. служат доказательством первобытности и всеобщности дикого состояния. - Стадии прогрессивного развития в материальной культуре............. 35 Глава III. Пережитки в культуре. Пережиток и суеверие. - Детские игры. - Азартные игры. - Старинные поговорки. - Детские песни. - Пословицы. - Загадки. - Смысл и пережитки обычаев: пожелания при чиханье, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников..... 65 Глава IV. Пережитки в культуре. (Окончание) Тайные знания. - Магические силы, приписываемые более культурными обществами менее культурным. - Магические действия, основанные на ассоциации идей. - Предзнаменования. - Предвещания, предсказания и т. а. - Толкование снов. - Гаруспикация, скапулимантия, хиромантия и т. п. - Гадание На картах и т. п. - Рабдомантия, дактиломантия, косциномантия и т. п. - Астрология. - Образ мышления, объясняющий долгое существование магии. - Пережиток переходит в рецидив. - Колдовство, начинающееся в культуре дикарей, продолжается в цивилизации варваров; за его упадком в старой средневековой Европе следует его возрождение; приемы колдовства и борьбы с ним унаследованы от древней стадии культуры. - Спиритизм как наследие древних стадий культуры, тесно связанное с колдовством. - Стучащие и пишущие духи. - Поднятие на воздух. - Инсценировки связанных медиумов. - Практическое значение изучения пережитков........ 91 Глава V. Мифология. Мифологический вымысел, как и все другие проявления человеческой мысли, имеет основанием опыт. - Перемена в общественном мнении относительно достоверности мифов. - Превращение мифа в аллегорию и историю. - Изучение мифа в действительном его существовании и развитии у современных диких и варварских народов. - Первоначальные источники мифа. - Древнейшее учение об одушевлении природы. - Олицетворение солнца, луны и звезд; водяной смерч; песчаный столб; радуга; водопад; моровая язва. - Аналогия, обращенная в миф и метафору. - Мифы о дожде, громе и пр. - Влияние языка на образование мифа. - Материальное и словесное олицетворение. - Грамматический род по отношению к мифу. - Собственные имена предметов по отношению к мифу. - Степень умственного развития, располагающая к мифическим вымыслам. -Учение об оборотнях. - Фантазия и вымысел...... 121 Глава VI. Мифология. (Продолжение) Природные мифы, их происхождение, правила их истолкования. - Природные мифы высших диких обществ в сравнении с родственными формами у варварских и цивилизованных народов. - Небо и земля как всеобщие родители. - Солнце и луна: затмение и закат солнца в виде героя или девы, поглощенной чудовищем; солнце, встающее из моря и опускающееся в подземный мир; пасть ночи и смерти; Симплегады; глаз неба, глаз Одина и Граий. - Солнце и луна как мифические цивилизаторы. - Луна, ее непостоянство, ее периодическая смерть и оживание. - Звезды, их порождение. - Созвездия, их место в мифологии и астрономии. -..... Глава VII. Мифология. (Окончание) Философские мифы: обращение их в псевдоисторию. - Геологические мифы. - Действие учения о чудесах на мифологию. - Мифы о родстве между обезьянами и людьми. - Этнологическое значение мифов о людях-обезьянах, людях с хвостом и о лесных людях. - Мифы, основанные на заблуждении, извращении и преувеличении: истории великанов, карликов и чудовищ. - Фантастические объяснительные мифы. - Мифы, относящиеся к легендарным или историческим личностям. - Этимологические мифы о названиях местностей и лиц. - Эпонимические -мифы о названиях племен, народов, стран и пр., их этнологическое значение. - Прагматизированные мифы, созданные посредством реализации метафор и идей. - Аллегория. - Басня о животных. - Заключение..... 177 Глава VIII. Анимизм. Религиозные понятия существуют вообще у примитивных человеческих обществ. - Отрицание религиозных понятий бывает часто сбивчивым и ложно понятым. - Определение минимума религии. - Учение о духовных существах, названное здесь анимизмом. - Анимизм как особенность естественной религии. - Анимизм, разделенный на два отдела: учение о душе и учение о других духах. - Учение о душах, его распространение я определение у примитивных обществ. - Определение привидений, или призраков. - Учение о душах как теоретическое представление первобытной философии, призванное объяснить явления, входящие теперь в область биологии, в особенности жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сони сновидения, экстаз и видения. - Отношение души по названию и природе к тени, крови и дыханию. - Разделение или множественность душ. - Душа как причина жизни. - Возвращение ее в тело после мнимого Отсутствия. - Покидание тела душою во время экстаза, сна или видений. - Теория временного отсутствия души у спящих и духовидцев. - Теория посещений их другими душами. - Призраки умерших, являющиеся живым. - Двойники и привидения. - Душа сохраняет форму тела и подвергается увечьям вместе с ним. Голос духов. - Понятие о душе как о чем-то вещественном. - Отправление душ на службу другим в будущей жизни путем погребальных жертвоприношений жен, слуг и т. д.- Души животных, - их отправление в другую жизнь при погребальных жертвоприношениях. - Души растений. - Души предметов, отправление их на тот свет при погребальных жертвоприношениях. - Отношение первобытного учения о душах предметов к эпикурейской теории идей. - Историческое развитие учения о душах, начиная от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия...... 205 Глава IX. Анимизм. (Продолжение) Учение о существовании души после смерти. - Его главные подразделения: переселение душ и будущая жизнь. - Переселение душ: возрождение в образе человека или животных, переходы в растения и неодушевленные предметы. - Учение о воскресении тела выражено слабо в религии дикарей. - Будущая жизнь: общее, хотя и не повсеместное, верование у примитивных обществ. - Будущая жизнь - скорее продолжение существования, а не бессмертие. - Вторичная смерть души. - Призрак умершего остается на земле, в особенности при непогребенном теле. - Привязанность его к бренным останкам тела. - Празднества в честь умерших...... 253 Глава X. Анимизм. (Продолжение) Странствование души в страну мертвых. Посещение живыми местопребывания отошедших душ. - Связь этих легенд с мифами солнечного заката: страна мертвых представляется лежащей на западе. - Реализация имеющих хождение в первобытной и цивилизованной теологии религиозных понятий в рассказах о посещении страны духов. - Локализация будущей жизни. - Отдаленные области ее на земле: земной рай, острова блаженных. Подземные области: Аид и Шеол. - Солнце, луна, звезды. - Небо. - Исторический ход верований в такую локализацию. - Характер будущей жизни. - Теория продолжения существования, которая является, по-видимому, первоначальной, принадлежит преимущественно примитивным обществам. - Переходные теории. - Теория возмездия, очевидно производная, принадлежит преимущественно культурным народам. - Учение о нравственном воздаянии, развиваемое в высшей культуре. - Общий обзор учений о будущей жизни от дикого состояния до современной цивилизации. - Практическое влияние их на чувства и образ действий человеческого рода..........277 Глава XI. Анимизм. (Продолжение) Анимизм, развиваясь из учения о душах в более широкое учение о духах, становится философией естественной религии. - Понятие о духах сходно с представлением о душах и, очевидно, выведено из него. - Переходное состояние: разряды душ, переходящих в добрых и злых демонов. - Почитание теней умерших. - Учение о вселении духов в тела людей, животных, растений и в неодушевленные предметы. - Одержимость бесами и вселение бесов в человека как причины болезней и прорицаний. - Фетишизм. - Вселение болезнетворных духов. - Духи, которые держатся при бренных останках тела. - Фетиш, образуемый духом, который воплощен в каком-нибудь предмете, связан с ним или действует через него. - Аналоги фетишизма в современной науке. - Почитание камней и кусков дерева.-- Идолопоклонство. - Остатки анимистической фразеологии в современном языке. - Упадок анимистического учения о природе..................311 Глава XII. Анимизм. (Продолжение) Духи как личные причины явлений природы. - Всепроникающие духи, влияющие на судьбу человека в качестве добрых или злых гениев. - Духи, являющиеся в снах и видениях: кошмары, домовые и кикиморы (инкубы и суккубы).- Вампиры. - Видения. - Духи мрака, прогоняемые огнем. - Духи, видимые для животных, обнаруживаемые по следам. - Духи, за которыми признается вещественность. - Духи-хранители и домашние духи. - Духи природы; развитие учения о них. - Духи вулканов, водоворотов, скал.- Почитание вод: духи колодцев, ручьев, озер и т. п. - Почитание деревьев: духи, воплощенные или живущие в деревьях, духи рощ и лесов. - Почитание животных: животные, служащие предметами поклонения или непосредственно, или как воплощение божеств. - Тотемизм. - Культ змей. - Видовые божества; их отношение к идеям о первообразах - архетипах.............. 355 Глава XIII. Анимизм. (Продолжение) Высшие божества политеизма. - Человеческие свойства, прилагаемые к божеству. - Высшие лица духовной иерархии. - Политеизм: ход развития его на высшей и низшей ступенях культуры. - Классификация божеств в соответствии с общим понятием об их значении и функциях. - Бог неба. - Бог дождя. - Бог грома. - Бог ветра. - Бог земли. - Бог воды. - Бог моря. - Бог огня. - Бог солнца. - Бог луны..... 389 Глава XIV. Анимизм. (Окончание) Политеизм охватывает класс великих божеств, управляющих ходом природы и жизнью человека. - Бог деторождения. - Бог земледелия. - Бог войны. - Бог умерших. - Первый человек как богоподобный прародитель. - Дуализм: его рудиментарный и неэтический характер у примитивных обществ, развитие его в дальнейшем движении культуры. - Доброе и злое божество. - Учение о верховной власти божества отличается от монотеизма, хотя и приближается к нему. - Понятие о верховном божестве в различных его формах у примитивных обществ. - Значение его как дополнения системы политеизма и продукта анимистической философии. - Продолжение и развитие его у высших наций. - Общий обзор анимизма как философии религии......... 421 Глава XV. Обряды и церемонии. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. - Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. - Жертвоприношения: первоначальная теория даров переходит в теории чествования и отречения. - Способ принятия жертвоприношений божеством. - Материальная передача жертвоприношений стихиям, животным-фетишам и жрецам.-- Потребление вещества жертвоприношений божеством или идолом. - Приношение крови. - Передача жертвоприношений посредством огня. - Курение. - Духовная передача: потребление или передача души жертвоприношений. - Мотивы жертвоприношений. - Переход от теории даров к теории чествования: малозначащие и формальные приношения; жертвенные пиршества. - Теория отречения. - Приношение детей в жертву. - Замена в жертвоприношениях: приношение части вместо целого, жизни низшего существа вместо жизни высшего: приношение подобий. - Современные остатки жертвоприношений в народных поверьях и в религии. - Посты как средство вызывать экстатические видения. - Формы постов в истории развития общества. - Лекарственные вещества для вызывания экстаза. - Обмороки и припадки, вызываемые с религиозными целями. - Обращение на восток и запад. - Отношение этого обычая к солнечному мифу и культу солнца. - Обращение на восток и запад при похоронах, молитве и построении храмов. - Очищение огнем и водой. - Переход от материального к символическому очищению. - Связь его с различными случаями жизни. - Очищение в примитивных обществах. - Очищение новорожденных, женщин и людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к умершему. - Религиозное очищение, практикующееся на высших ступенях культуры............457 Заключение Примечания
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |