Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Эксперимент носит этапный характер




ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Эксперимент носит этапный характер.

1-й этап – организационный (организационно-прогностический). Он включает следующее:

· определение проблемы исследования и ее содержания;

· формулирование цели и гипотезы исследования;

· определение основных задач, позволяющих достигнуть цель;

· определение качественных характеристик и механизма их оценки;

· разработка программы экспериментальной работы и методики ее реализации;

· выбор контрольной и экспериментальной групп;

· проведение констатирующего эксперимента;

· планирование реализации экспериментальной работы.

2-й этап – содержательный (реализационный):

· реализация методики экспериментальной работы;

· сбор информации.

3-й этап – аналитический:

· анализ полученных экспериментальных данных;

· сверка аналитического материала с целью, гипотезой и задачами исследования;

· статистическая обработка результатов эксперимента, составление таблиц, графиков;

· осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология научно-исследовательской работы студентов: Учеб-метод. пособие. – М.: МГОУ, 2004. – 97 с.

2. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 77 с.

3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006 – 352 с.

4. Методические рекомендации к выполнению дипломных работ для студентов специальности 02.21.00 «Социальная работа» / Сост. Л.И. Старовойтова и Т.Н. Кононова. – М.: МГСУ «Союз», 1998. – 22 с.

5. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие). – М.: ДАЕ, 2005.


 

 

ЭКОЛОГИЯ

для специальностей:

210400 Телекоммуникации

210403 Защищенные системы связи

210404 Многоканальные телекоммуникационные системы

210405 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

210406 Сети связи и системы коммутации

 

 

Составила к.т.н., доцент Л.С. Текучева

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

 

«_______» _______________2007 г.

 

протокол №__________

 

 

Самара 2007

 

 

В классическом понимании экология - это биологическая дисцип­лина, изучающая отношение организма или популяции со средой обита­ния. В современном значении экология - это междисциплинарное, синте­тическое направление в науке, изучающее взаимодействие общества и природы.

Во всем мире существует устойчивая тенденция к экологическому образованию,воспитанию и просвещению. Человечество осознает значе­ние знаний в области охраны окружающей среды для специалистов, вступающих в сферу деятельности начала XXI века, когда биосфера находится на грани разрушения и прежние методы повышения эффективностипроизводства не дают желаемого результата.

Студенты ПГАТИ изучают дисциплину «Экология», состоящую из четырех разделов: основные вопросы общей теории жизни, биоэкология, прикладная экологии и электромагнитная экология.

Основная цель курса – на основе физико-философского подхода к экологии помочь каждому студенту выработать новое мировоззрение и сформировать целостное представление об общих экологических проблемах, стоящих на рубеже второго и третьего тысячелетий перед человечеством.

Особый акцент сделан на вопросах общей теории жизни. Традиционные принципы научного подхода, знакомые студентам со школы, приводят к механистическому пониманию феномена жизни и не позволяют выявить его специфику. В результате у многих складывается впечатление, что жизнь на планете Земля является грандиозной случайностью. Это не соответствует современным представлениям, особенно тем, которые вытекают из трудов В.И. Вернадского, П.Тейяра де Шардена, Н.Н. Моисеева и др.

В трудах В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена, которые продолжены работами Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса и Ю. Одума, разработаны общетеоретические принципы нового мировоззрения, позволяющего рассматривать феномен жизни как органичную составляющую глобального эволюционного процесса.

Следует отметить, что единой теории, объясняющей феномен жизни, пока не существует. Наука, несмотря на ее бесспорные успехи, еще не в силах охватить эти сложнейшие явления. В то же время уже сформулированы законы, являющиеся общими для всех явлений природы. В том числе и те, которые мы традиционно относим к проявлениям жизни, психики, разума и т.д.

В процессе изучения экологии студент должен в первую очередь понять и почувствовать, что природа обладает всеми признаками живого организма. Человек должен знать, что планета – это не просто субстрат, на котором развивается нечто исключительное, называемое нами жизнью, а живой организм со всеми присущими живым организмам чертами. Если к планете, которая сейчас находится в опасности, человек будет относиться как к живому существу космических масштабов, то, возможно, нам удастся избежать гибели этого организма. Иначе никакие природоохранные мероприятия нас не спасут.

В части прикладной экологии упор сделан на электромагнитную экологию, так как квалификация студентов ПГАТИ имеет телекоммуникационный и энергетический профиль.

Широкое применение волновых электромагнитных процессов в повседневной жизни привело к тому, что к естественным электромагнитным полям, которые сопутствовали зарождению и развитию жизни на Земле, добавились искусственные, преднамеренно создаваемые самыми разными излучающими устройствами, в первую очередь, антеннами радиопередающих устройств систем радиосвязи, телевидения, радиовещания и подвижной радиосвязи.

Общеизвестно, что электромагнитные волны являются биологически активным фактором. Наряду с использованием электромагнитных волн, например, в целях исцеления от недугов, к сожалению, обнаружено и неблагоприятное воздействие радиочастотных излучений на окружающую среду и, в том числе, на человека.

Следует отметить, что проблемы электромагнитной экологии, традиционно являясь санитарно-гигиеническими, в настоящее время стали частью общей экологической проблемы и получили общественно значимое звучание.

Предполагается, что вопросы прикладной экологии, экологического права и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды студенты будут изучать самостоятельно согласно списку основной и дополнительной литературы.

Инженерная (прикладная) экология занимается вопросами снижения загрязнения в процессе производства, ищет решения проблем: очистка выбросов, повторное использование отходов, совершенствование добывающих и промысловых отраслей промышленности, переход к альтернативным, экологически более чистым источникам энергии, снижение вредности транспорта. Уясните экологические проблемы, вызванные сельским хозяйством, созданием человеком зависимых от энергетических субсидий, неустойчивых экосистем – агроценозов. В результате количество плодородных земель снижается каждый год из-за повышенной эрозии, засоления и уплотнения почв, вплоть до полной деградации, загрязнения удобрениями почвы и водоемов, накопления ядохимикатов. Это приводит к сведению лесов, нарушает водный баланс. Экологические проблемы города в том, что это «безопасное поселение», гетеротрофная система с интенсивным метаболизмом, без притока энергии и топлива существовать не может, паразитирует на сельском окружении, не производит пищи и не возвращает в круговорот вещества, имеет собственный микроклимат из-за продуктов функционирования: тепла, пыли, загрязняющих веществ.

Оценку влияния человека на окружающую среду производят, составляя экологические карты, осуществляя мониторинг окружающей среды, одна из задач которого – оценить соответствие загрязнения нормам и нормативам качества окружающей среды.

Меры по защите природы эффективны при выполнении требований со стороны всех государств. Международные организации, занимающиеся экологическими проблемами: Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (WWF). В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН создана Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в 1992 г. в Рио-де-Жанейро принята “Повестка дня на ХХI век”, в которой намечена стратегия глобального устойчивого развития. В июне 1997 г. на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН принято “Заявление глав государств и правительств” о дальнейших действиях по реализации стратегии глобального устойчивого развития.

Экологическое законодательство включает несколько уровней. Основу составляют положения Конституции Российской Федерации.

Основной закон, обеспечивающий права граждан России на благоприятную окружающую среду, устанавливающий принципы и нормы регулирования экологических отношений в РФ, – Закон РФ “Об охране окружающей среды” (2002 г.). Требования к охране окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения отражены также в системе стандартов в области охраны природы, Уголовном кодексе РФ, Конституции РФ, санитарно-гигиенических нормах.

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регламентирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995).

При изучении курса «Экология» по утвержденной программе следует пользоваться основной литературой [1…3]. Для углубленного, расширенного освоения материала рекомендуется дополнительная литература [4…7]. Список литературы приведен ниже в данном письме.

В результате изучения дисциплины «Экология» студенты должны:

-иметь представление об экологии, как междисциплинарной науке, которая начала связывать воедино естественные и гуманитарные науки и превращается в учение о путях выживания человечества;

-знать основные принципы, законы и аксиомы, составляющие основу вопросов общей теории жизни;

- иметь представление о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и возможных путях их решения;

-знать, что в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества;

-понимать, что современный человек должен прислушаться к вызову времени, требующего пересмотра человеческих ценностей и современного осознания мира. Очень трудно начинать думать целостно о мире, но если не начинать, придется еще труднее. Современные научные достижения в макроэкологии заставляют задуматься о роли и месте человека в биосфере, о недопустимости дальнейшего обособления человеческой экономики от экономики природы.

-уметь применять свои знания для защиты себя и окружающей среды от воздействия различного вида загрязняющих факторов, в том числе и электромагнитных.

 

Изучение курса по разделам программы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.