Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила трения качения




Г тр

Силы трения покоя и скольжения. Коэффициент трения скольжения

Силы, мешающие движению, знакомы человеку с глубокой древ­ности. Каждому известно, как трудно передвигать тяжелые пред­меты. Это связано с тем, что поверхность твердого тела не является идеально гладкой и содержит множество зазубрин (они имеют различные размеры, которые уменьшаются при шлифовке). При соприкосновении поверхностей двух тел происходит сцепление зазубрин. Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям. Под действием этой силы зазубрины будут деформироваться (изги­баться). Поэтому появится сила упругости, направленная вдоль соприкасающихся поверхностей. Сила упругости, действующая на тело, к которому приложена сила F, компенсирует ее и тело ос­танется в покое.

Сила трения покоя — сила, возникающая на границе сопри­касающихся тел при отсутствии их относительного движения.

Сила трения покоя направлена по касательной к поверхности соприкосновения тел (рис. 6.3) в сторону, противоположную си­ле F, и равна ей по величине: F = -F.

При увеличении модуля силы F изгиб зацепившихся зазубрин будет возрастать и, в конце концов, они начнут ломаться. Тело при­дет в движение.

Сила трения скольжения — сила, возникающая на границе соприкасающихся тел при их относительном движении.

Вектор силы трения скольжения направлен противоположно вектору скорости движения тела относительно поверхности, по ко­торой оно скользит.


 



Тело, скользящее по твердой поверхности, прижимается к ней какой-либо внешней силой Р (например, силой тяжести), направ­ленной по нормали. В результате этого поверхность прогибает­ся и появляется сила упругости N (сила нормального давления или реакция опоры), которая компенсирует прижимающую силу P(N = -Р). Чем больше сила N, тем глубже сцепление зазубрин и тем-труднее их сломать. Опыт показывает, что модуль силы тре­ния скольжения пропорционален силе нормального давления:

Безразмерный коэффициент [I называется коэффициентом трения скольжения. Он зависит от материалов соприкасающих­ся поверхностей и степени их шлифовки. Например, при передви­жении на лыжах коэффициент трения скольжения зависит от качества смазки (сорт мази, толщина слоя мази, качество разрав­нивания слоя), поверхности лыжни (мягкая, сыпучая, уплотнен­ная, оледенелая, той или иной степени влажности и с тем или иным строением снега в зависимости от температуры и влажности воз­духа и др). Большое количество переменных факторов делает сам коэффициент непостоянным. Если коэффициент трения лежит в пределах 0,045—0,055 скольжение считается хорошим.

Можно считать, что максимальное значение силы трения по­коя равно силе трения, действующей при скольжении:

В табл. 6.1 приведены значения коэффициента трения сколь­жения для различных соприкасающихся тел.

Таблица 6.1


Этот вид трения проявляется при качении и связан не с дефор­мацией зазубрин, а с деформацией дороги (прогиб) и самого коле­са (небольшое сплющивание), рис. 6.5.

При качении по мягкому покрытию колесо вдавливается в опо­ру, образуя ямку, через край которой ему все время приходится перекатываться, рис. 6.5, а. Французский физик Ш. Кулон на ос­нове опытов нашел, что сила трения качения (FKa4) пропорциональ­на силе нормального давления N и обратно пропорциональна ра­диусу г колеса:

Из формулы видно, что коэффициент трения качения зависит от радиуса колеса и выражается в единицах длины (м или см). Значения коэффициента трения качения для некоторых веществ приведены в табл. 6.2.

При движении по твердому покрытию сила трения качения свя­зана с деформацией самого колеса. С этой силой особенно прихо­дится считаться в вело- и мотоспорте. Ее величина определяется по формуле:


где N — сила нормального давления; Ь — расстояние между тео­ретической точкой опоры шины и фактической первой точкой встречи шины с поверхностью, по которой проходит перемещение, рис. 6.5, б.

Сила трения качения много меньше силы трения скольжения, поэтому колесо широко используется в различных видах транс­порта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.