Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов тестирования




Обработка тестовых данных

Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой (КО) и отражает общий уровень развития социального интеллекта (интегральный фактор познания поведения).

Суммы «сырых баллов за каждый субтест (Σтn), подсчитанные с помощью ключей, записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. «Сырые» баллы переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы. Например, обследуемый получил за первый субтест «Истории с завершением» 11 «сырых» баллов (Σт1=11). Разбросу сырых оценок 10-12 баллов за субтест «Истории с завершением» соответствует стандартная оценка 4.

Композитная оценка представляет собой сумму сырых«оценок по каждому субтесту Полученная сумма также переводится в стандартное значение КО.

 

При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, образовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.

 

Интерпретация отдельных субтестов

Итак, после завершения процедуры обработки результатов Вы имеете стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

1 - низкие способности к познанию поведения;

2 — способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);

3 – средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);

4 — способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);

5 — высокие способности к познанию поведения.

При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.

Опишем с точки зрения качественной характеристики высокие и низкие значения способностей к познанию поведения для каждого субтеста.

Субтест №1. ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Были установлены положительные корреляции успешного выполнения данного субтеста со следующими психологическими особенностями:

— способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии (г=0.59 и г0.48 при р*<0.001 и р<О.01) (методика «Фотопортрет»);

— способностью к расшифровке невербальных сообщений;

— дифференщ4рованностьо Я-концепции, насыщенностью Я-образа описанием интеллектуальных, волевых характеристик (р’(О.05), а также описанием особенностей духовной организации личности (р<0.ОI) (по методике М. Куна, Т. Макпартленда).

 

Субтест №2. ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» - интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. По данным А. Меграбяна, только 7% содержания передается смыслом слов, 38% информации — звуковыми средствами (интонация, интенсивность) и 55% — невербальными средствами (жесты, мимика, позы). Р. Бердсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов (который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем язык вербальный). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут часто ошибаться е понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.

 

Субтест №3 ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ’

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуация и имеют большой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

По нашим данным, успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии (i’=О.40 при р<0.01), насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей (г=0.35 при р<0.05) и шкалой эмпатии (г=0.32 при р<0.05).

 

Субтест № 4. ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ

Лица с высокими значениями по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию, различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, находить причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователями целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности и внутренние мотивы участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, понимании внутренних мотивов поведения людей. Как следствие, они плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

 

Интерпретация композитной оценки

Уровень развития социального интеллекта в целом (интегральный фактор познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

1 — низкий социальный интеллект;

2—социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

3— средний социальный интеллект (средневыборочная норма)

4 — социальный интеллеит выше среднего (среднесильный);

5 — высокий социальный интеллект.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, <гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями.

Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, определенными чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками и др., а также может быть скорректирован в ходе активного социально- психологического обучения.

Очевидно, что социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа человек — человек ’ и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов и т. д.

Композитная оценка

5 баллов: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВЫСОКИЙ

В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей развита очень хорошо. Можно предположить дальновидность обследуемого в отношениях с людьми, высокую успешность в межличностных контактах и социальной адаптации. При этом важно отметить, что отсутствие мотивации, негативные установки и ценности, акцентуации характера и некоторые другие психологические особенности могут снижать возможности социальной адаптации и при высоком социальном интеллекте.

4 балла: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВЫШЕ НОРМЫ

В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей развита хорошо. Можно предположить, что обследуемый успешен в межличностных контактах, проявляет дальновидность в отношениях с людьми и хорошо социально адаптирован. При этом важно отметить, что отсутствие мотивации, негативные установки и ценности, акцентуации характера и некоторые другие психологические особенности могут снижать возможности социальной адаптации и при высоком социальном интеллекте.

3 балла: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ

В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей соответствует норме. Можно предположить, что обследуемый достаточно эффективен в межличностных отношениях и нормально адаптирован в социуме.

2 балла: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НИЖЕ НОРМ Ы

В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей развита недостаточно. Можно предположить, что обследуемый испытывает трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации. При этом важно отметить, что недостаточный уровень развития социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, коммуникативньтми навыками, стилем общения, определенными чертами характера.

1 балл: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НИЗКИЙ

В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей развита плохо. Можно предположить, что обследуемый неэффективен в межличностных отношениях и плохо адаптируется в социуме. При этом важно отметить, что низкий уровень развития социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, коммуникативными навыками, стилем общения, определенными чертами характера.

 

 

Уточнение интерпретации с учетом профиля

социального интеллекта

В исследованиях автора данного руководства на выборке 210 человек была проведена факторизация (по методу главных компонент) результатов теста социального интеллекта, а также результатов других методик, измеряющих различные составляющие коммуникативных способностей и особенности Я-концеп-ции. Выявленные факторы включают определенные профили социального интеллекта и соответствующие им особенности коммуникативных способностей и Я-концепции.

Полученная информация позволяет сделать определенные выводы, позволяющие в некоторой степени уточнить и дифференцировать интерпретацию результатов.

1. Если в профиле социального интеллекта доминируют по стандартным баллам субтесты №2 и №3, то обследуемому, как правило, присущи контактность, стремление проявлять теплоту и дружелюбие в общении, развитая эмпатия и социально-перцептивные способности, восприимчивость к обратной связи.

2. доминирование субтестов №3 и №4 прежде всего связано с хорошим пониманием нормативов различных социальных ролей и ориентацией обследуемого на ролевое поведение, профессиональную самореализацию.

3. доминирование субтестов №3 и №4 при высоком уровне композитной оценки часто связано с ориентацией личности на духовные ценности.

4. доминирование субтестов №1 и №2 часто сопровождается преобладанием интровертированности личности над экстравертированностью. Таким образом, очевидно, что не только контактные экстравертированные люди могут обладать высоким социальным интеллектом, но и интровертированная установка может сопровождаться развитыми способностями прогнозировать последствия поведения и понимать невербальный язык общения.

5. Высокие оценки по всем субтестам (гармоничный профиль), как правило, свойственны людям с высоким уровнем самосознания, эмоционально стабильным, волевым, стеничным, активным в деятельности и коммуникации. следует отметить, что с возрастом, по мере достижения личностной зрелости, происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам. При этом ведущими являются способности к расшифровке невербальной экспрессии и пониманию структуры и логики развития межличностных коммуникаций (субтесты 2 и 4). Таким образом, структура социального интеллекта позволяет судить о личностной зрелости обследуемого.

Примечание. Во всех перечисленных пунктах подразумевается, что стандартная оценка по указанным субтестам не ниже 3-х баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рекомендации к оформлению:

1. По мере выполнения теста заносите результаты в рабочую тетрадь (с. 44-45);

2. Подсчитайте по ключу «сырые» баллы по четырем субтестам и общую сумму баллов по тесту;

3. Переведите «сырые» баллы в нормированные, общую сумму баллов – в композитную оценку;

4. Выполните интерпретацию полученных результатов;

5. Напишите заключение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.