Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как объект философского осмысления




Сознание и познание мира

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И. Кант, — начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышле­ния». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок и всякое рассудочное знание всегда обусловлено чув­ственно-конкретным материалом, рассудок есть способность наше­го мышления давать правила для подведения многообразия чув­ственного опыта под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема — это временной ряд постоянства. Рассудок создает понятия. Понятие — это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явле­ний, позволяющая отличать (различать) эти предметы и явления от

других.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Высшая способность мышления, или разум, стремится свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высше­го их единства». Разум — это способность выводить частное из общего. Задача разума — вырваться из привычного русла, разомк­нуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющих­ся превращений, законов, открытие чего-то нового. Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т. е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений.

Рассудок и разум взаимно обусловливают друг друга. Стре­мясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум не­избежно приходит к противоречиям — ловушкам-антиномиям. Антиномии — это взаимоисключающие равнодоказуемые сужде­ния.

Подобно тому как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия — идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то ра­зум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, антич­ной философии) проблема человека занимала умы философов. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеоб­щих, присущих всем людям качеств и способностей.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к выс­шим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению дости­жений культуры, высокому уровню социальной (общественной) орга­низации.

Существование отдельных представителей человечества фикси­руется понятием «индивид».

Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода, это совокуп­ность биологических родовых признаков человека (индивидом мы рождаемся). Но подлинным человеком (обладающим сознанием, аб­страктным мышлением, речью, человеческими чувствами, способным к труду) мы становимся под влиянием общества, взаимодействия с другими людьми, под влиянием социальных факторов.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем именно человечес­ких качеств психики и поведения, превращения в личность. Для ха­рактеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духов­ных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность. Одной из основ­ных характеристик личности является ее автономность, само­стоятельность в принятии решений и ответственность за их вы­полнение.

Человек — это социально-биологическое существо, причем в ус­ловиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, мо­ральных норм социальное начало человека контролирует его био­логическое.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Толь­ко занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, кото­рое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают лю­дей между собой, придают им неповторимость, уникальность.

Но известны случаи, когда люди в раннем детстве жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В та­ких случаях из двух начал, социального и биологического, в че­ловеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораз­дельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Таким образом, человеческая психика и сознание не пере­даются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно в процессе взаимодействия ребенка с другими взрослыми людьми в обществе, в процессе усвоения общечеловеческого опыта.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека являет­ся не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на приро­ду, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает сред­ства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так и коллективной жизнедеятельности всего общества лю­дей. Поэтому жизнедеятельность человека представляет собой слож­ный процесс:

■ удовлетворения человеческих потребностей;

■ воспроизводства системы общественных отношений, обще­ства как главного условия выживания человека.

Жизнедеятельность индивидов и общества выступают как две взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человека.

Человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность ко­торого представляет собой основанный на материальном произ­водстве, осуществляющийся в системе общественных отношений про­цесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздей­ствия на мир и на самого человека для обеспечения его существо­вания, функционирования, развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.