КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия о бессмертии
Бессмертие — это чисто человеческий феномен, т. к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. С древности в религии и философии возникла идея бессмертия, но бессмертие понималось различно. В греческой религии достигнуть бессмертия — значит стать Богом. Бессмертие — есть проявление в человеке божественного начала, только оно и бессмертно. Бессмертны лишь герои, полубоги, а не обыкновенные люди. Древнегреческие философы смотрели на проблему смерти-бессмертия своеобразно. Так, Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха — огонь, и наоборот». В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство противоположностей. Душа человека есть огонь. В человеке есть Бог. Индивидуального бессмертия нет, есть лишь универсальный огонь. Бессмертно общее, а не индивидуальное. Философ Платон защищал возможность бессмертия на том основании, что душа имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. Поэтому идея бессмертия души греческого происхождения. Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души. В христианстве бессмертие понимается как жизнь вечная через воскресение человека как целостной личности. Гарантией возможности такого воскресения является воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бесчисленное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Христианство говорит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Мусульмане признают существование бессмертия также через воскресение, после которого они предстанут перед Аллахом и который совершит высший суд. Аллах совершит приговор для направления праведников и грешников соответственно в рай и ад на основе представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Приоритеты на этом суде будут расставлены в пользу торжества законов морали и разума. Таким образом, было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека. Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования, перевоплотиться в животных. В самой древней мировой религии буддизме бессмертие — это не благо, а многочисленные перерождения для новых жизней (дхарм), несущие страдание, от которых человек не может спастись даже ценой самоубийства. Оно бессмысленно, ибо самоубийца после смерти снова родится и жизнь с ее страданиями продолжится. Уйти от страдания можно лишь выйдя из «круга существования», достигнув нирваны. Буддизм указывает пути освобождения от мук перевоплощения. Бессмертие в буддизме — не только отрицание смерти, но и отрицание жизни. И все-таки уход в Нирвану, представляющую собой состояние вечного мира, покоя и блаженства, в определенном отношении является бессмертием. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, и идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей. Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них. Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем Франс сказал «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях. Третий вид бессмертия — это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению. Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях. Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь. Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |