Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизацаомнш и культурологический подходы к развитию общества




Формационный подходбыл предложен основоположника­ми марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация.

Формационная концепция общественного развития

Философия истории.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (на­пример, иррационалисты);

• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутреннелогическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распрост­ранены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс сме­ны общественно-экономических формаций. Каждая новая фор­мация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компо­нента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составля­ющими которой являются производительные силы и производствен­ные отношения. Надстройка — государство, политические, обществен­ные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенству­ются, а производственные отношения остаются прежними. Возника­ет конфликт, противоречие между новым уровнем производитель­ных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изме­нения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению полити­ческой надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Производственные отношения в истории человечества существо­вали в нескольких основных типах — первобытнообщинный, рабо­владельческий, феодальный, капиталистический, причем последую­щий развивался из предыдущего.

В фундаменте каждой формации лежат определенные произво­дительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень.

Базисом общественно-экономической формации являются про­изводственные отношения, т. е. отношения между людьми, склады­вающиеся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ под воздействием характера и уров­ня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации.

Далее, производственные отношения определяют собой возвы­шающуюся над ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

Общественно-экономическая формация есть общество на опре­деленной ступени исторического развития, характеризующееся спе­цифическим экономическим базисом и соответствующими ему по­литической и духовной надстройками, историческими формами общ­ности людей, типом и формой семьи.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически, шестую формацию) — «азиатский спо­соб производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

§ примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном — ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

  • отсутствием частной собственности — общей собственнос­тью на средства и результаты труда;
  • равенством и личной свободой;
  • отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;
  • слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
  • Азиатский способ производства был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в доли­нах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
  • ирригационное земледелие как основу экономики;
  • отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  • государственную собственность на землю и средства произ­водства;
  • массовый коллективный труд свободных общинников под же­стким контролем государства (бюрократии);
  • наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

возникла частная собственность на средства производства, в том числе на рабов;

■ социальное неравенство и общественное (классовое) рас­слоение;

■ государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация осно­вывалась на:

В крупной земельной собственности особого класса земле­владельцев — феодалов;

■ труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

■ особых производственных отношенях в свободных ремес­ленных центрах — городах.

При капиталистической общественно-экономической фор­мации:

основную роль в экономике начинает играть промышленность;

■ усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

■ промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

■ основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

■ отсутствием частной собственности на средства производ­ства;

■ государственной (общественной) собственностью на сред­ства производства;

■ трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

■ справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

■ высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой фило­софии, особенно в социалистических и постсоциалистических стра­нах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глу­бокая разработка экономических механизмов развития, реалистич­ность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, не­полное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линей­ности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунисти­ческой (социалистической) формации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.