КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизацаомнш и культурологический подходы к развитию общества
Формационный подходбыл предложен основоположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация. Формационная концепция общественного развития Философия истории. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутреннелогическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): • формационный подход; • цивилизационный подход; • культурологический подход. Имеются также и иные подходы. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. Производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах — первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем последующий развивался из предыдущего. В фундаменте каждой формации лежат определенные производительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень. Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения, т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации. Далее, производственные отношения определяют собой возвышающуюся над ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически, шестую формацию) — «азиатский способ производства». Первобытнообщинная формация характеризуется: § примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном — ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);
Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация: ■ возникла частная собственность на средства производства, в том числе на рабов; ■ социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; ■ государство и публичная власть. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на: В крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов; ■ труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян; ■ особых производственных отношенях в свободных ремесленных центрах — городах. При капиталистической общественно-экономической формации: ■ основную роль в экономике начинает играть промышленность; ■ усложняются средства производства — механизация, объединение труда; ■ промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; ■ основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: ■ отсутствием частной собственности на средства производства; ■ государственной (общественной) собственностью на средства производства; ■ трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; ■ справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; ■ высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда. Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |