КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участника молодёжной коммуникации
Конфликтный дискурс М.Г. Чабаненко Библиографический список Городецкий Б.Ю., Кобозева И.М., Сабурова И.Г. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний. – Новосибирск, 1985. Дейк Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989. Ермакова О.П., Земская Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. – М., 1993. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. – М., 1979. Наиболее яркой чертой современной лингвистики является ориентация на антропоцентрическую составляющую речевой деятельности. Деятельностный подход к языку предопределяет интерес учёных к внутреннему состоянию говорящего, репрезентируемому через внешнее проявление языка. Для современных дискурсивных исследований характерно обращение к «ментальным процессам участников коммуникации: этнографическим, психологическим и социокультурным правилам и стратегиям порождения и понимания речи в тех или других условиях» [Арутюнова, 1990, c. 137]. При этом роль интенции при развёртывании дискурса признаётся ведущей. Изучение языка как деятельности приводит и к новому пониманию текста. Рассматривая текст как процесс, учёные отмечают, что на современном этапе осуществляется переход к коммуникативной модели текста, учитывающей обстоятельства общения и характеристики коммуникантов. В статье анализируется индивидуальный дискурс одного из участников молодёжного общения, представленного в газете «Бродвей с тобой» − приложении областной газеты «С тобой». Важнейшим компонентом коммуникативного пространства «Бродвея» является дискурсивная личность, присваивающая себе имя (никнейм). Как правило, избранные никнеймы функционируют только в дискурсе «Бродвея», где действует принцип сохранения «тайны» его носителя.Случаи раскрытия полного подлинного имени в дискурсе «Бродвея» не отмечены, хотя большинство его участников в реальной жизни знают друг друга. Строгое употребление бродвейского имени является одним из устойчивых правил исследуемого дискурса. Избранный языковой личностью никнейм Гот Морган (Морган) выполняет выраженную характеризующе-идентифицирующую функцию, раскрывая мировоззренческие установки, круг интересов, психологический настрой его носителя. Первая часть никнейма указывает на принадлежность автора к типу молодежной субкультуры, вторая, вызывая ассоциации со смертью, постулирует жизненные ценности, проповедуемые готической субкультурой и языковой личностью. Никнейм построен по модели нетипичного, непривычного для русского языкового сознания имени, отличается широкой вариативностью: Морган-Ариец; Сатанист Морган (Hide); Dark Morgan; Gotic Morgan; Готический парень Морган; «Пропавший без вести» Морган; Морган (не человек); Страшный Морган; Готический Морган; Вампир Морган; Мрачный МОРГан; Страшный МОРГан и др. Конфликтный дискурс Гота Моргана, основываясь на классификации К.Ф. Седова, можно квалифицировать как конфликтно-агрессивный. Конфликтный агрессор «явно демонстрирует в отношении коммуникативного партнера негативную иллокуцию (прямую агрессию), которая вызвана стремлением видеть в его поведении враждебную или конкурирующую интенцию. В повседневном общении личностей такого типа конфликтность проявляется прежде всего в выборе тактик: инвектива, угроза, злопожелание, табуированный посыл, проклятье и т.п.» [Седов, 2006, c. 157]. Спецификой коммуникативного поведения Гота Моргана является проявление агрессии не относительно конкретной личности партнера по коммуникации, а относительно некой аморфной обобщенной личности, типичному идеологическому противнику. Коммуникативный сценарий конфликтного дискурса Гота Моргана может быть определен, по терминологии Н.Д. Голева, как идейный конфликт, провоцируемый инвектором, когда люди «сталкиваются не столько как разные психологические типы, сколько как носители определенных идей, жизненных ценностей» [Голев, 2004, c. 358]. При этом в позиции Моргана практически отсутствует аргументация неприятия образа жизни своих противников. Его конфликтное речевое поведение воплощается в тактиках прямого выражения инвективы и формулирования лозунга-призыва. В отношении к самому себе (позиция «Я») выявляется поверхностный и глубинный уровни, каждый из которых обнаруживает явно выраженную отрицательную доминанту. Самохарактеристика Гота Моргана, с одной стороны, соответствует его представлениям о типичном (подобающем) образе носителя готической культуры. Провозгласив лозунг «Готика – это моя жизнь», Морган подчеркивает свою индивидуальность, интеллект, высокий уровень образования, что, с его точки зрения, дает ему право судить о поступках других людей исходя из собственных представлений о должном. С другой стороны, самопрезентация Моргана в значительной степени отражает восприятие его бродвейцами. Собственный образ Морган рисует в самых мрачных красках, повторяя и тиражируя обращенные к нему отрицательные номинации бродвейцев: подонок, даун, изгой, мразь, урод, сволочь. Он сознательно подчеркивает свою жестокость, мрачность, депрессию, стремление уйти от несовершенного мира. Свой «внутренний мир» Морган представляет как арену борьбы двух начал – темных и светлых сил, − обращаясь при этом к известным художественным образам. А народ мне благодарен теперь за то, что я их в готическую тусовку позвал… Гот Морган. P.S. А когда они расходятся, я остаюсь один на один со своей безысходностью и отчаянностью. Мой странный внешний вид – всего лишь маска, за которой прячется «взрослый мальчик», вечно юный и вечно древний, хлебнувший страданий на десять жизней. Да, я такой…P.P.S. Я – доктор Генри Джекил и мистер Эдвард Хайд одновременно. Я очень разный. Джекил, зацикленный на своих страданиях (каким его сделали хумансы), - тихий, сумасшедший с незаживающими душевными ранами. Неисправимый романтик, страдающий от осознания неидеальности этого мира, готовый верить всему, открывающий душу для всех, плюющих в неё, и отчаянно ищущий друга… Gothic Morgan (Hide). А Хайд – полная противоположность мне как Джекилу. Хайд злой как чёрт, обожает лицезреть страдания и ненавидеть хумансов. Получает от своих душевных ран удовольствие. В отличие от Джекила. И когда его (меня) ненавидят, тоже. Так что старайтесь, ребята… Хайд ненавидит романтические сопли (ему вообще надо кого-нибудь ненавидеть. Рэп, хумансов, цивилов, Земфиру…), злобный выродок, несущий негатив в мир, не верящий никому, даже самому себе, ненавидящий всех, даже самого себя и Джекила, циник, плюющий в душу…Джекил прыгает с крыши сам, Хайд сталкивает с неё других. Джекил подавлен Хайдом как более сильной и жёсткой личностью. На самом деле Джекил во мне просто прячется за Хайда, боясь этого ужасного мира…Dark Morgan. Мотив раздвоения личности используется Морганом для демонстрации противоречивой сущности своего характера. «Примеривая» на себя образ героя повести Роберта Луиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Гот Морган пытается понять причины своих душевных страданий и видит их в несовершенстве мира. На глубинном уровне выявляется трагическое одиночество личности, его отчаянное стремление отыскать родственную душу, быть понятым и принятым кем-либо. На кладбище я очень часто бываю, когда тепло. У меня измученные, грустные глаза, но я не люблю показывать это. Я устал от этого гадкого мира. Да на меня всегда оглядывались. Но я хочу, чтобы смотрели глубже. В сердце. С незаживающими ранами. Чёрный Морган. Предметом бытового дискурса Гота Моргана являются различного рода личные взаимоотношения. В оппозиции «Я» – «ВЫ» полюс «ВЫ» занимают бродвейцы. Эти взаимоотношения антагонистичны. Морган – изгой на «Бродвее», объект постоянных нападок и издевательств, при этом критике подвергается не проповедуемая им готическая идеология, а сама личность. Показательно одно из посланий, в котором Морган излагает обращения к нему бродвейцев и дает ответы на них. Переходим к объявам, посвящённым мне, главному тутошнему уроду. В оппозиции «Я – ВЫ» Гот Морган – жертва, занимающая позицию обороны. Дискурс Моргана содержит различные тактики защиты: а) ответная агрессия Фримэн: «Я, конечно, понимаю, что тебе хочется казаться чуточку умнее (с такой-то внешностью). Но тебе никогда не сравниться с моей Стау». Да не дай Махал! Покуда у меня мозгов нет, я и в мыслях не захочу сравниться с твоей б. Заметь, я не скрываю, что у меня отвратительная внешность и нет мозгов, в отличие от некоторых. Вроде тебя… Тварь Морган; б) демонстрация неправоты противника и оправдание: Айолли: «Не изображай из себя королеву!» Что-то не помню, когда изображал. Я знаю, что я тварь и мразь. В отличие от компашки Стау, я никогда за собой мании величия не замечал. Призрак: «Ты пришла на «Б», засрав его, научись сама отвечать за свои наезды». А западло указать конкретные факты, когда я не отвечал за свой базар? В отличие от тебя, трусиха, я никогда не прячусь. Если я на кого наехал, я спокойно прихожу туда, где меня могут избить за это. Я никогда ни от кого не прятался. И не пропустил ни одной стрелки, в отличие от тебя. И кто из нас не отвечает за базар? Так что всем, кто считает меня уродом, предлагается сходить в музей восковых фигур. Посмотрите на красавцев со свиным рылом, двумя лицами, тремя глазами или чем похуже и поймёте, что я ещё далеко не самый страшный и не самый уродливый. А что? Лицо у меня одно, глаз двое и они на месте, нос нормальный, рожа не перекошена, даже губы в порядке, руки-ноги на месте, горба нет или чего подобного. Какие у меня отклонения от нормы, что вы, Айолли, Сумрак и т.д., меня уродом-то все зовёте? Нет, конечно, я нормальной внешностью обделён, ничего не скажу. Из-за этого рядом со мной никогда не будет любящей девушки… Но я хотя бы на улицу могу выйти, в отличие от тех, из музея! И потом, не всем же быть фотомоделями, как Морвен. Если урод, то ненавидеть надо? Гот Морган; в) демонстрация собственной неуязвимости: Айолли: «Костёр готов! Поджарим Хипу!?» Так и не дождался, когда поджарит. Сумрак: «Наконец-то «Б» свободен от хипы!» Не дождёшься, параша. Сумрак: «Куча дерьма о семи пучках! Какого ты, тварь, лезешь к нормальным людям в универе, в клубе? Или жить надоело. Смотри у меня, тварь! Сдохнешь ведь?!» Как ни странно, дерьмо сумрачное, я ещё не сдох. Тебе меня напугать – кишка тонка. Так я жду ответа на твой базар. Хорошо петь алябьева, ты докажи, что я сдохну! Ты прежде сдохнешь!! Бьорн: «Давай убьём Кучу-Хипу-Моргану!» Ну как, убили?; г) увещевание: А ещё я тут понял, что Пилот – классный чувак. Представитель того, почти вымершего вида «б»-цев (занесённого в Красную книгу), который не плюёт в меня, не кричит «урод, урод» и т.д. Да, я ему ничего не сделал. Так, а вам я что сделал? Но вы меня ненавидите. Ну и наплевать. Чёрный Морган. P.S. «Undead…» Зачем? Мне не для кого жить. А может быть, и правда – незачем. Морган в чёрном плаще. Надо один раз не превращать БФТ в «Разборки и наезды». Smoken, давай хоть на день забудем наши разногласия. МОЖЕШЬ ХОТЬ РАЗ НЕ СРАВНИВАТЬ МЕНЯ С ЖЕНЩИНОЙ?! Лично я не буду никаго задевать, даже если Призрак придёт! В прошлый раз ты испортил, когда назвал меня «девушкой». Морган-парень. Фримэн Стау: «Ты дотыкалась, мразь. Ты заслуживаешь самой мучительной смерти. Сдохни, гнида! Таких давить надо. Я уничтожу тебя, тварь. Сдохни». Будь это лет пять назад, я стал бы кричать: «Что я тебе сделал?!» А правда, что? Вроде как не за что меня убивать медленной и мучительной смертью! «Б», за что меня убивать? Все «б»-цы хором: «Потому что ты урод!» Ну тогда подождите на БФТ. Я теперь не буду маскироваться под нормального, увидите, что урод, убьёте меня? Мне незачем жить, я хочу умереть!!!; д) недоумение: Rotter: «Я тебя уважаю!» Не понял! Вот это у меня галюники в глазах! На минуту показалось, что кто-то меня уважает. Но таких сумасшедших здесь нет, чтобы вдруг начать меня уважать за что-то. Ведь не за что же!? Бяка: «Морган, вернись немедленно, с тобой весело». Стоп, что-то я не понял. Кто-то хотел моего возвращения на «Б»?! Ни хрена тебе, у народа галюники! А уж весело – это не со мной. Да я вообще поражён, что кто-то хотел моего возвращения. Видимо, это шутка; е) самоуничижение: Кошка: «Ты не можешь быть лишним в мире». Ошибаешься. Есть отбросы общества, которым лучше бы не рождаться на свет. И я из их числа… Морган. Кошка: «Нельзя ли уже перестать опускать этого человека ниже половой рейки. Морган – это всего лишь маска. Вы знаете, что за человек скрывается за ней. Но вы не пытаетесь заглянуть в душу этого человека, найти в ней что-то светлое и хорошее». Светлое и хорошее – это не ко мне. Я же дерьмо. А в моём сердце только боль и смерть. И ненависть. А за маской скрывается ублюдок. Вот. Шизанутый Морган; ж) согласие: Frell: «Ты что, обнаглела совсем?» Верно мыслишь, пёс. Я обнаглел реально. А тебе что-то не нравится. Freeman: «Она же тварь!» И не отрицаю это. Я тварь, ты прав; з) упрек: Вспоминаю, была такая девушка на «Б» по имени Никто. Которая писала о том, как ей больно. Естественно, ни одна цивильная мразь на «Б» на её объявы внимания не обратила. Хотя она не я, я-то подонок и не человек, ей-то помочь можно было. Только хрен тут от кого помощи дождёшься. Перед вами тут самоубийство соверши – вы и то не отреагирует! Вам наплевать на чужую боль. Про себя не говорю – мне тут нет места, а для вас ничто, второго сорта. За других обидно. Сколько таких «Никто» писало в «Б», рассчитывая найти здесь понимание и поддержку?! А вы? Вы только других опускать можете! На что вы способны, кроме очередного плевка мне в лицо? А вот я, который изгой, мразь, сволочь и т.д. (нужно подчеркнуть) помог бы Никто, если бы вовремя узнал о её существовании. Вы все писали, что я мразь. И пишите дальше. Бывший панк Морган; и) смирение: Что же, радуйтесь. Вы добились своего. Морган, которого вы мечтали сгноить, умер. Сбылась ваша мечта. Теперь вместо него стал Танатофил. Которому всё равно, хоть бабой называйте, хоть Пучком, хоть импотентом. Мне теперь наплевать на всё, что не имеет отношения к смерти. Ну разве что ещё «Брэмми» и БФТ. Я больше не буду переводить бумагу, доказывая, что я не женского рода и никогда не был, а Призрак и Тьма умеют только брать «на понял», а сами…и сволота несчастная. Ведь они от этого другими не станут. А у меня пол женским всё равно не станет от их писанины. Так смысл оправдываться? И перед кем? Это написал Танатофил, бывший Морган. P.S. Да кем вы считать меня хотите, тем и считайте. Хоть псевдоготом! Я не буду больше переводить бумагу, доказывая, что я тру. А на ваше мнение наплевать. Морган (1983-2006) умер. Сфера «ВЫ» для Могана – это не просто личности-маски, но, судя по текстам, реальные люди, между которыми складываются сложные взаимоотношения в реальной жизни и в коммуникативном пространстве «Бродвея». Поэтому позиция «Я» против «ВСЕХ» дополняется другими видами отношений с конкретными личностями. Лучший бродвеец – Гамаюн (что-то не видно его). Лучший поэт – Кровавый (а никак не Пушистая – я и то лучше написать могу. «Птица-шифоньер жарит на керосинке аптекарские резинки…» Гений, тоже мне!) Лучший разборщик – я (без ложной скромности). Самый загадочный – Leni Angst. Самый часто сменяющий имена Пират Кит (она же – Последняя Мелодия, она же – Desenchantee и Great). Самый неординарный – Подсознательный Малыш (это что-то). Самый лучший спорщик – Smoken (вынужден признать). Самый компанейский – Taki Kurai (не уверен, что правильно написал). Всё. Морган. Царь Волков. P.S. «Lestat» - мужское имя, дура! Нашла, как подписаться! Морган. Однако в целом сфера «Я – ВЫ» наполнена эмоциями неприязни, недоброжелательства. Позитивные отношения характерны для сферы «Я – МЫ». «МЫ» для Моргана – это близкие по духу носители готической культуры. Сущность их взаимоотношений выражает идея братства. Братство открыто для каждого, кто желает в него вступить. «Есть одна хорошая песня у соловушки – песня панихидная по моей головушке…» Дьяволёнок, Братство нормально поживает. Кстати, у тебя потрясающее имя. А ты к нам не хочешь? Заявки на вступление принимаются (это не только для тебя, вообще для всех желающих вступить в клуб) через мою герлу на п/п 365263. Буду очень рад каждой заяве, тем более от тебя, Дьяволёнок… Морган в черном плаще. Сфера МЫ слабо индивидуализирована. Это, скорее, воплощение мечты, идеала. Однако Морган не склонен идеализировать реальное положение дел. В его посланиях все чаще слышатся ноты недовольства и разочарования. И вновь я в этой рубрике. Мы – сила! Кто мы? Готы! Равных готам нет. К нам перешло и продолжает переходить множество людей. Эх, как я люблю чёрные губы… Жаль, что в этой деревне народ с чёрными губами разве что на Самхейн увидишь. Хотя уж девушки-то… Гот Морган. р.s. Считается – имидж готов таков, что обычно нереально принять цивила за гота. Но ведь в этой деревне же всё не так. Да, здесь цивилы, бывает, выглядят готичнее самих готов!!! Вот и подходишь к каждому похожему на гота и спрашиваешь, не тот ли он… А вообще, здесь только я к готом подхожу. Ни разу ни один гот не подошёл ни к одному члену Братства, даже когда меня рядом нет. Чего они боятся? Гот Морган. Область «Я – ТЫ» реализует любовные отношения. Образ любимой именован «ОНА» и лишен конкретных признаков, «ОНА» мыслится и представляется как источник страданий личности-маски. Взаимоотношения «Я – ОНА» однолинейны, они лишь подчеркивают трагическое одиночество личности. По признанию самого Моргана, это любовь весьма готическая. В теме любви звучат мотивы непонятости, агрессии и суицида. Что же ОНА не берёт-то трубку и не звонит сама?! Разве ОНА не знает, что я живу только ради неё и для неё? Если ОНА не позвонит, я сдохну. Или убью сначала её, а потом себя. ОНА – смысл моей жизни! Почему тогда ОНА не скажет, чтобы я отвалил от неё? Я бы сделал это! А вообще, ничего мне уже не надо. Единственное, что я от жизни хочу – Смерти. Готический Морган. P.S. Я парень без счастья в жизни. Одиночество – вот моя жизнь. Забыл про поиски счастья, которого всё равно нет в этой жизни. Я люблю мрачные цвета, в частности это чёрный цвет. Я вас уже задолбал своими дебильными объявами, как и своим ненужным существованием. Надо вспомнить мне телефон моего друга с героином. В такой депрессии замаячил перед глазами шприц. Пусть прихода не будет, зато забудусь хоть. Истинный гот Морган. Таким образом, Морган находится в трагическом одиночестве, в разладе с миром, с ближайшим и дальнейшим окружением, с самим собой. Его дискурс характеризуется высокой степенью конфликтности, прямолинейности суждений. Его убеждения основаны на вере и не нуждаются в доказательстве.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |