КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СМИ обязаны обрабатывать и обобщать письма и обращения граждан и организаций и помещать об этом информацию в своих изданиях
С развалом СССР средства массовой информации избавились фактически от всех функций по обеспечению взаимодействия между обществом и государством и от работы с письмами граждан, т.е. от выявления интересов граждан, в первую очередь. В связи с этим для упорядочения взаимодействия государства и негосударственных субъектов политики и в целях усиления действия обратных связей «социум — власть» целесообразен пересмотр Федерального закона «О средствах массовой информации» и ряда законодательных актов, регламентирующих деятельность органов государственного управления. В каком направлении требуются новации? Закон РФ «О средствах массовой информации» указывает информирование граждан как единственную цель сбора информации. Это сужает круг деятельности средств массовой информации и не позволяет им в полной мере реализовывать уставные и закрепленные в законодательстве цели их деятельности (содействие развитию гражданского общества и правового государства и т. д.). Закон выделяет несколько форм сбора информации: рассылка аналитических и статистических данных, ответ на запросы средства массовой информации, проведение пресс-конференций, а также иные формы. Международные правовые акты также отмечают необходимость свободного получения информации субъектами права, в том числе СМИ. Рекомендация Кабинета министров Совета Европы от 25 ноября 1981 г. № R (81) 19 «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств» закрепила основные принципы доступа к такой информации. · Каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена, имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти · Для обеспечения доступа к информации следует принять соответствующие эффективные меры · В доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области · Доступ к информации обеспечивается на основе равных прав · Упомянутые принципы подлежат ограничению только в случаях, необходимых в демократическом обществе для защиты легитимных интересов общества, как, например, национальная безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение преступлений и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально · Каждое обращение за информацией должно рассматриваться в установленные сроки · Государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом · Каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован Представленный перечень, как и нормы типовых законов зарубежных стран о доступе к информации, необходимо имплементировать и в российское законодательство, и ввести в практику. Российское законодательство не содержит никакого регулирования журналистского расследования, что вызывает многочисленные проблемы в правоприменительной практике, особенно по вопросам, связанным с нарушением тайны частной жизни граждан и с защитой деловой репутации. Серьезные проблемы возникают при разрешении споров о применении скрытой фото-, видео- и аудиоаппаратуры, использовании конфиденциальной информации. Нынешнее регулирование использования скрытой аппаратуры носит общий характер (ст. 50 ФЗ «О СМИ») и остается на усмотрение правоприменителя. Ввиду отсутствия специального правового регулирования журналистские расследования частично регулируются правилами предоставления информации СМИ, законодательством о коммерческой тайне, государственной тайне. Здесь усматривается параллель с так же слабо регламентированным парламентским расследованием, что тоже обедняет механизмы обратной связи «социум — власть» и «ветвь власти — ветвь власти». Представляется, что в рамках построения гражданского общества необходимо принятие закона «О журналистских расследованиях», который бы урегулировал пределы осуществления данного вида деятельности, допустимые способы сбора информации и ее распространения. >Средства массовой информации не имеют специальных возможностей для участия в выработке государственных решений и их принятии. Федеральный закон «О средствах массовой информации» не содержит нормы, указывающей на необходимость обязательного согласования со средствами массовой информации законопроектов, непосредственно затрагивающих их интересы. СМИ не имеют также возможности участвовать в законотворчестве посредством своих общественных объединений (ассоциаций и союзов). И то и другое отличает полномочия СМИ от полномочий профсоюзов. Было бы правильным внести изменения в Федеральный закон «О средствах массовой информации», указав, что проекты нормативно-правовых актов в сфере массовых коммуникаций направляются для согласования в объединения средств массовой информации, которые должны быть вправе давать заключение на проект нормативно-правового акта, а также участвовать в заседании органов власти, на котором принимается решение. Законодательство РФ не предоставляет СМИ отдельных прав по контролю за соблюдением принятых решений. Возможности СМИ в области контроля ограничиваются такими уже упоминавшимися в настоящей работе методами, как запросы в органы власти и журналистские расследования. При анализе ситуации со СМИ необходимо учитывать, что темы для материалов в СМИ задаются различными группами интересов. Показательно, что современные российские СМИ в большей степени отстаивают интересы крупного бизнеса (7–8 баллов из 10) и чиновников (6,5 баллов из 10) (рис. 2). Интернет-СМИ, по мнению экспертов, транслируют интересы прежде всего крупного бизнеса, затем — молодежи, а также среднего и малого бизнеса. Важным фактором, влияющим на роль СМИ во взаимодействии общества и органов государственного управления, является достоверность публикуемой информации. Как показал опрос экспертов, степень доверия к СМИ невысока. Причина все в том же. Ответственности за недостоверную информацию нет, за исключением ее адресации к конкретной персоне. И чем выше зависимость СМИ от власти, тем менее общество может верить. По мнению экспертов, наиболее достоверная информация публикуется в интернет-СМИ. Степень доверия к СМИ влияет и на эффективность их воздействия как на органы государственного управления, так и на общество. Пока же органы государственного управления крайне вяло реагируют на выступления в СМИ. Как правило, реакция властей следует лишь на одиночные вопиющие факты, информация о которых размещена в Интернете и которые стали предметом широкого и резонансного общественного обсуждения. Общество также не видит в СМИ канала связи для донесения своих проблем до власти. Все это приводит к снижению роли СМИ как коммуникатора между обществом и органами государственного управления. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в законодательство о средствах массовой информации и законодательство, регулирующее деятельность органов власти. Органы власти обязаны реагировать на конкретные факты нарушений, указанные в СМИ, и находящиеся в сфере их компетенции. Реакция на такие факты должна быть конструктивной. Должна быть предусмотрена и ответственность, если эта обязанность не выполняется. Необходима также государственная поддержка СМИ без вмешательства в их текущую деятельность, так как должна быть гарантирована их максимальная независимость. Фрагмент 2 главы монографии "Партийная и политическая система России и государственное управление. Актуальный анализ". Читают сейчас 2 Нравится (24) Комментарии Темы Авторы
edelveys 30.04 08:36 Начальнику управления Совбез. Спицыну В.В. Ответить edelveys 23.04 14:08 Федеральное Собрание.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |