Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура речи как научная и учебная дисциплина (определение, предмет изучения, основные задачи, место в ряду других лингвистических дисциплин)




Билеты по Стилистике и Культуре речи

Культура речи - это набор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

1. закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

2. формирование коммуникативной компетенции специалиста;

3. обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

4. развитие навыков поиска и оценки информации;

5. развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям 6. общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.);

7. повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Культура речи включает три аспекта:

нормативный;

коммуникативный;

этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку.

Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.

Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

2.Русский язык – национальный язык (определение, структура национального языка).

Национальный язык - социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством письменного и/или устного общения наций.

Любой национальный язык имеет достаточно сложную структуру, представляет собой многоуровневую систему систем в виде его социальных, территориальных и функциональных вариантов.

Система русского национального языка представляет собой структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых форм или подсистем языка: литературный язык, просторечие, жаргон, социолекты.

Литературный язык - это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества: науку, культуру, политику, законодательство, делопроизводство, словесное искусство, неофициальное общение, межнациональное общение. Литературный язык - это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Один из важнейших признаков литературного языка - его нормированность.

Основные признаки литературного языка:

1. обработанность (лит. яз. - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями);

2. устойчивость (стабильность);

3. обязательность для всех носителей языка;

4. нормированность;

5. наличие функциональных стилей.

Литературный язык обладает рядом свойств:

1. кодифицированная подсистема, которая характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и обязательной для всех говорящих на литературном языке;

2. полифункциональная подсистема, которая используется в разнообразных сферах человеческой деятельности. В соответствии с многообразными сферами использования и различными функциями, которые он выполняет, литературный язык делится на разновидности и функциональные стили.

3. литературный язык социально престижен, так как представляет собой такую коммуникативную подсистему национального языка, на которую ориентируются все говорящие, независимо от того, владеют они этой подсистемой или какой-либо другой.

Одна из основных задач культуры речи - охрана литературного языка, его норм.

Просторечие - одна из форм языка, которая наравне с говорами и жаргонами противопоставляется литературному языку. В 16-17 веках этим термином обозначали народный язык; в 18 веке - источник низкого литературного стиля; в 19 веке - все, что находится вне сферы литературного языка. Просторечие в качестве средства общения используют необразованные или малообразованные люди. Оно противопоставлено, с одной стороны, литературной разговорной речи, с другой - диалектам, поскольку понятно, в отличие от жаргонов и диалектов, всем носителям языка.

В просторечии представлены единицы всех уровней, на фоне литературного языка просторечие проявляется в области ударения (килОметр, докУмент, пОртфель), произношения (вострый, колидор), морфологии (положь, откудова, волосья, оттеда, ихний, местов), лексики (хворать, хаять, сперва, рехнуться, уважить, благом матом, спинжак, кишка тонка, обвернуть), синтаксиса (А чем она больная? Пол вымытый. Я не мывши. Он выпивши. Гости никто не приехали).

Социолект - разновидность языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общественностью. Выделяют территориальные и социальные диалекты.

Социальные диалекты выступают средством общения отдельных социально - сословных, производственно - профессиональных, групповых и возрастных коллективов.

Если территориальные диалекты порождены географической разобщенностью народа, то природа социальных диалектов - в социально-сословной, профессиональной, социально-возрастной и социально-половой разобщенности общества.

К социальным диалектам относятся арго и жаргоны.

Арго - условный или тайный язык замкнутой группы общества, служащий средством обособления или конспирации.

В языковом отношении арго характеризуется условным словарем, который включает в себя около полутысячи особых слов, не считая производных. Обычно это лексика, отражающая характер профессии, быт, нравы и ценности данного сообщества.

Жаргон - совокупность языковых элементов, свойственных определенной возрастной или профессиональной группе людей. Жаргон, в отличие от арго, не создается искусственно, а возникает спонтанно и служит знаком принадлежности к "своим" - к определенной группе или среде. Язык жаргонов отталкивается от литературного языка.

Лексика жаргонов возникает двумя путями:

1. как новое значение уже имеющегося слова в литературном языке (все схвачено, крыша поехала, мочить, кинуть, достать)

2. как новое слово (герла, отморозок, лопухнуться).

Словарь жаргонов, особенно молодежных, быстро меняется: раньше родителей называли предками, затем - черепами, шнурками, в настоящее время можно услышать - динозавры, мамонтяры.

Употребление жаргонизмов является средством художественной речи и публицистике. Однако употребление жаргонизмов в письменной речи не является нормативным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 10678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.