Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реконструкция усадьбы Сенькова (XIX век)




В Вязниках было несколько домов, принадлежавших Сеньковым. Особый интерес представляет дом усадьба Сеньковых, расположенная на ул. Киселева, который находится на возвышении в исторической части города. Этот дом Сеньковы выбрали себе не случайно: в этом районе жили привилегированные слои населения, так как с экологической точки зрения воздух здесь был чище, чем в низине, где располагались промышленные предприятия, а, кроме того, со смотровой площадки дома открывался прекрасный панорамный вид на город и его окрестности - пойму Клязьмы, Заречье и, конечно, на все промышленные корпуса фабрики Сеньковых, что было немаловажно для их владельцев.

Предполагается, что дом построен в начале XIX века и изначально принадлежал купцу Водовозову. В середине XIX столетия один из представителей рода Сеньковых- Осип Осипович приобретает его для своей разрастающейся семьи, а затем дом достается по наследству его племяннику- уже знакомому нам Сергею Ивановичу Сенькову и его многочисленным детям.

Особняк неоднократно перестраивался и свой окончательный вид приобрел примерно к 1912 г.: асимметричное двухэтажное здание в готическом стиле, выраженном в виде каменной стрельчатой аркады террасы, опирающейся на граненые колонны, стрельчатых окон первого этажа, восьмигранной башни со смотровой площадкой, крытой шатровой кровлей со шпилем с западной стороны. В обшивке стен второго деревянного этажа используются мотивы фахверк, характерные для европейской архитектуры. Рядом с домом был построен одноэтажный каменный каретник, глубокий погреб, а вся территория усадьбы обнесена ажурной оградой с кирпичными столбами.

В 1918 году в Вязниках установилась Советская власть. Сеньковых постигла участь многих предпринимателей того времени- фабрика была национализирована, а самому Сергею Ивановичу пришлось расстаться со своей семьей, и он эмигрировал за границу- сначала в Германию, а потом в Италию. В особняке некоторое время еще продолжало жить его семейство, но дом принадлежал им уже не полностью- только первый этаж, на втором разместилась художественная школа и студия вязниковского художника Ф. Козина.

В 20-х гг. XX в. все Сеньковы из дома постепенно разъехались- кто за границу, кто по советской стране, и дом полностью оказался в распоряжении молодого государства. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакогоспиталь.

Ансамбль усадьбы Сеньковых, в составе усадебного дома, каретника, погреба, ограды XIX века, включен в список объектов культурного наследия регионального значения как памятник градостроительства и архитектуры.

В 1990-х гг. дом бывшей усадьбы нуждался в косметическом ремонте фасадов, горизонтальной гидроизоляции стен, а надворные постройки находились в бесхозном состоянии и требовали реставрации. Потомки С. И. Сенькова, проживающие в Италии, не забывали о своем родовом гнезде и периодически финансировали проведение ремонтных работ для поддержания усадебного дома в удовлетворительном состоянии.

В 2002 г. дом усадьбы обследовали представители Госстроя, и его реконструкция была включена в федеральную программу на 2004 год. Но вскоре в связи с неисправностью дымохода в готическом особняке произошел пожар, который полностью уничтожил чердачное помещение и частично второй деревянный этаж. Само здание подверглось разграблению местным населением.

Несмотря на то, что усадьба Сеньковых расположена в исторической части города, имеет очень выгодное расположение, сохранила все необходимые коммуникации и существует хороший проект реконструкции усадьбы, инвесторов, желающих вложить свои средства в усадьбу Сеньковых, к сожалению, до сих пор нет.

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области постоянно осуществляется мониторинг состояния объектов усадьбы Сеньковых. Установлено, что, несмотря на то, что дом усадьбы сохранил конструктивные элементы и детали декора, он находится в аварийном состоянии: сохранились следы пожара, на фасадах наблюдается деструкция кирпичной кладки, утрачен штукатурный слой, многие элементы декора разрушены, перекрытия и полы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения срочных ремонтно-реставрационных работ. В интерьере здания представляют немалый интерес изразцовые печи, старые деревянные двупольные филенчатые двери с резными деревянными розетками, винтовая белокаменная лестница, ведущая на смотровую площадку башни, с которой открывается прекрасный панорамный вид на город.[136]

На территории усадьбы Сеньковых находилось здание каретника. Это одноэтажный каменный дом из красного кирпича под сложной кровлей с большими слуховыми окнами над северным и южным фасадами, расположенными в щипцах. В плане вытянутый прямоугольник по оси север- юг. С восточной стороны к основному прямоугольнику примыкает меньший по объему, представляющий в плане выступающую часть здания. В декоративном оформлении использованы элементы готики. Боковые части центрального фасада украшают ложные ступенчатые фронтоны с нишами стрельчатой формы. Наличники повторяют стрельчатую форму окон и акцентируются на фасаде замковыми камнями, белый цвет которых резко контрастирует с красным фоном стены. Вход в здание с западной стороны.

В 1999 г., Вязниковский городской Совет народных депутатов, учитывая большой вклад в развитие льняной промышленности города Вязники и Вязниковского края, активную общественную деятельность и вклад в культурное развитие города, присвоил одной из улиц г. Вязники имя С. И. Сенькова, который не жалел средств на благоустройство родного города и много трудился на благо его жителей. Хочется надеяться, что найдется инвестор и жемчужина города Вязники- усадьба некогда процветавшего фабриканта и щедрого мецената С. И. Сенькова- будет восстановлена в целях ее современного использования, в благодарность и память о ее знаменитом владельце.

 

4.4 Проект «Вишневая столица России»

Инициативная группа вынесла на суд общественности меморандум о создании общественного комитета «Возвращение городу Вязники исторического звания «Вишневая столица России».

Меморандум направлен к жителям и должностным лицам Вязниковского края с целью воссоздания вишневых садов, придания городу исторической значимости, туристической привлекательности и в целях общего благоустройства.[137]

Из исторических справочников XVII-XIX веков и воспоминаний старожилов известно, что испокон веков наш город славился на всю Россию своими вишневыми садами и их плодами. Вишня из Вязников поставлялась в самые дальние регионы страны, и наш небольшой город был известен далеко за пределами Владимирщины как раз благодаря вишне. Предания гласят, что вишню в садах Вязников выращивали уже более 500 лет назад, задолго до широкого распространения этого растения по территории России.

К сожалению, в последние годы традиционный для города вид садоводства пришел в запустение, сады вишневые плохо возродились после сильнейших морозов 1978 года, приходят в упадок и из-за равнодушного отношения к древнему, можно утверждать наверняка- традиционному промыслу жителей города Вязники. Никто уже не вспоминает в стране, как в прошлые времена, что вишня ассоциировалась, прежде всего, с нашим древним городом. Даже в тяжелые времена ВОВ, когда не хватало самого необходимого и все окрестные овраги были практически вырублены на дрова, огромные вишневые сады у подножия Толмачевской горы и в Петрине не потеряли ни одного дерева.

Возрождение и развитие в полном объеме этого вида садоводства может способствовать возрождению славы нашего города в масштабах страны, привлечь в наш регион значительные средства от туристической и торговой деятельности, привить подрастающим поколениям почти забытую любовь к собственной земле. Обустройство парков, садов и венцов вишневыми посадками придаст новое «звучание» и уже сложившимся вязниковским празднествам- Фатьяновскому фестивалю и Дню города, которые приходятся по времени как раз на период сбора вязниковской вишни. Кроме того, посадки вишни решают еще одну застарелую проблему городов: уличные высокие деревья мешают системе энергоснабжения, деревья часто стоят обезображенными. Вишня- дерево низкорослое и не требует опиловки.

Цели инициативной группы:

1. Благоустроить городские улицы, скверы, склоны оврагов, венцы путем высадки вишневых деревьев;

2. Возродить в Вязниках традиционный промысел выращивания и реализации вишни, способствовать возрождению знаменитых вишневых садов с их главным знаменитым сортом- вязниковской родителевой вишней- визитной карточкой нашего города на протяжении столетий, чтобы к городу вернулась историческая слава вишенной столицы России.

Для этого планируется согласовать с городским Советом план весенних и осенних посадок, провести ряд акций с целью привлечения внимания жителей к развитию традиционного выращивания вишни, провести совместно с жителями, школьниками, студентами техникума массовую высадку вишневых деревьев на неустроенном, пустынном склоне в овраге под стелой. В дальнейшем планируется организовать музей, посвященный вишенному прошлому города, провести конкурс на лучший эскиз памятного знака в честь нашей вишни и установить памятный знак, посвященный древнейшему промыслу нашего города на территории бывшей знаменитой Стрижевки (район от Дома культуры и Фатьяновской площадки до Петрина). В 2011 году комитет планирует также начать благоустройство сохранившихся вишневых садов, находящихся в муниципальной собственности, проводить конкурсы на лучший личный вишневый сад, организовать массовые культурные мероприятия в т.ч. праздник «Вязниковская вишня» с конкурсом «Вишневый пирог» и ярмаркой.[138]

 

 

Заключение

 

Округ Вязники имеет хорошую перспективу для развития культуры и туризма, т.к. обладает соответствующим потенциалом: природной средой, пригодной для оздоровления людей и экскурсионными объектами, представляющими интерес для познания края. Наличие памятников гражданской и культовой архитектуры XVII-XIX веков. Интересен в этом плане поселок Мстера, всемирно-известный местными промыслами, лаковой миниатюрой, сканью, изделиями вышивальщиц. Мстерцы отличные знатоки и исполнители стенной живописи. Они известны не только во Владимирской губернии, но и в других. Почти во всех церквях губернии в городах, селах и монастырях мы видим работу мстерцев: резные иконостасы, позолоту, иконы, оправу их в золотые и серебряные ризы и художественно исполненную стенную живопись. Все это дело рук энергичных, умных и предприимчивых жителей села Мстеры.

Проходя по залам художественного отдела историко-художественный музея, Вы имеете уникальную возможность полюбоваться изяществом старинной мебели, великолепных образцов музыкальных инструментов, услышать чарующее звучание музыкальной шкатулки и ощутить связь времен, взглянув на себя в высокое, чуть подернутое дымкой зеркало.

В коллекции собраны картины известных мастеров II пол. XIX– нач. XX вв.– членов Товарищества передвижных художественных выставок, "Союза русских художников", "Мира искусств". Преобладают пейзажи, в которых отражены простые, на первый взгляд ничем не примечательные уголки родной природы, ее красота и поэтичность. Светлым покоем, свойственным русской природе, дышат работы Шишкина И.И. («Лес»), Крымова Н.П. («Лето»), Бенуа А.Н. («Море»), Коровина К.А.(«Рыболов»), Лагорио Л.Ф. («Сумерки»).

В художественном отделе также представлена интересная коллекция фарфора отечественного производства, в том числе заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, Гарднера и Попова в Московской губернии, и хрусталя Гусевского хрустального завода.

Ежегодно пополняя свои фонды, вязниковский Музей Песни создает различные экспозиции на тему песенного творчества России XX века. В залах Музея Песни проходят встречи с известными исполнителями, концерты, фестивали, конкурсы, презентации. Музей создан во славу песенной культуры русского народа, он собирает воедино со всех концов нашей страны песенные документы, свидетельствующие о славных страницах истории песенного искусства.

Экспозиция мстёрского музея представляет всемирно известное искусство мстёрских художников в уникальных произведениях от XVII в. до настоящего времени, это: иконопись, художественный металл, традиционная вышивка «мстерской белой гладью» и «владимирскими швами», лаковая миниатюрная живопись на папье-маше.

От раза к разу набирает свои обороты Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни, собирающий гостей со всех уголков страны. Большой потенциал имеет сравнительно молодой праздник, но уже завоевавший своего почитателя «Мстёрский базар».

Богатую историю имеет и религиозная жизнь в крае, обогатившаяся такими широко известными святынями, как Вязниковская Казанская икона Божией Матери и Свято- Казанский скит в селе Акиньшино.

Своеобразие современной культуры нашего района в большей степени создают учреждения культуры, творческие коллективы, деятели культуры как прошлых лет, так и современности.

В Вязниковском районе продолжается работа по развитию культуры в крае и привлечению туристов в регион. Создаются такие масштабные проекты, как памятник Штирлицу, туристический центр «Ярополч», реконструкция усадьбы Сенькова, восстановление Казанского собора. К сожалению сейчас, главным образом в связи с финансовыми трудностями воплощение этих проектов находится под большим вопросом. Тем не менее продолжают развиваться уже зарекомендовавшие себя в регионе виды культурной деятельности, создаются активные группы по возвращению Вязникам звания вишнёвой столицы России.

Главное, что необходимо отменить- это огромный потенциал для культурного развития в регионе, а также наличие творческих и заинтересованных людей, благодаря которым, хочется верить, продолжится накопление и популяризация как старых, так и новых Вязниковских традиций.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анисимов С., Стародубец А. «Штирлиц возвращается» // «Труд», 19.01.2008

2. Аносов Л., Герасимов В., Краснов М., Лебедев А., Ляхов В., Серебренников Н., Смирнов Д., Цыплев В. // "Районка, 21 век", №14(31) от 14.04.2011 г.

3. Апостолов С. «Музей авиации», // «Маяк» (№9) от 04 февраля 2010 г.

4. Барыбина Н., Мартынович Е. // «Маяк» (№67) от 21 августа 2007 г.

5. Биткина С. // "Российская газета" 20.07.2006

6. Брылёв В. Ф. «Формирование архитектурных доминант в облике Мстёры» - «Памятники истории и культуры». Ярославль, 1988

7. Васищев Ю. «Из хроники вязниковского старообрядчества», Вязники, // «Маяк» (№23-24), 2009

8. Веселовский К. "Город Вязники: история его древности и статистика", Владимир, 1871

9. Голышев И. А. «Богоявленская слобода Мстёра», Владимир, 1865

10. Даниленко И. Захолустная иконография //«Пчела». 1875. № 5

11. Дмитриев Н.Г. «Мстёра рукотворная», Ленинград, 1986

12. Дмитриев Ю. А. «Край наш Владимирский», Ярославль, 1989

13. Добронравов В., Березин В. «Описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск пятый, Владимир, 1898

14. Друян М. «Руки-ножницы» // "Harper's Bazaar", Март 2008

15. Евтихиева И.А. «Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске», 2004

16. Зудилов Г., Ковалёва Л. «Вязники- город героев», Владимир, 2005

17. Иванова В. К. «О вязниковском Казанском соборе», Вязники

18. Крайнов С. «Альманах Вязниковского офени», Выпуск №9, Вязники, 2005

19. Краснова Н. “Фатьянов”, эссе о поэте Алексее Фатьянове. № 2-2003 журнал “Наша улица”

20. Лебедев А. В. «История вязниковского края», Вязники, 2003

21. Лифанова С. «Чудотворная икона: правда и вымысел» // «Молва», 5 октября 2006

22. Малышева Т. П. «На крылечке твоём», Ярославль, 1990

23. Морохин Н.В., Павлов Д. Г. «Незабвенный город Вязники. Записки путешественников XIX- начала XX века», Нижний Новгород, 2009

24. Нефёдов В. «Усадьба Сеньковых», // «Владимирские ведомости», 15.01.2010

25. Седова М.В. «Ярополч Залесский», Москва, Наука, 1978

26. Симонов И. А., Мошков Ю. В., Симонов Ю. И. «Вязники», Вязники, 1978

27. Солоухин В. А. «Владимирские просёлки», М., 1983

28. Стадзинская П. «Во Владимирской области есть свое Дивеево» // «Призыв», 21.07.2006 г.

29. Тельчаров А. Д. «Вязники. Историко-краеведческий очерк», Ярославль, 1986

30. Тихонравов К. «Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии», М., 1857

31. Тиц А. А. «По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстёра, Гороховец)», М., 1969

32. Фролов Н. «Мстерский базар приглашает гостей» // «Призыв», 14.08.2009




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.