Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропометрическое исследование головы




Наука

 

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

 

Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

 

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

 

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

 

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

 

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

 

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

 

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

 

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

 

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

 

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

 

 

Антропометрическое исследование головы включает в себя изучение ее размеров, размеров и формы лица и отдельных его частей, а также взаимосвязи размеров и формы лицевого отдела черепа и зубоальвеолярных дуг.

1. Форму головы определяют по формуле:

(широкая часть головы / длинная часть головы) × 100.

На основании этого

· долихоцефалическая форма определяется при индексе 75,9;

· мезоцефалическая форма при индексе – 76,0–80,9;

· брахицефалическая форма при индексе – 81,0–85,4;

· гипербрахицефалическая форма при индексе – 85,5 и более.

2. Форму лица (морфологический индекс) по Гарсону (1910) определяют в соответствии с соотношением:

(морфологическая высота лица / ширина лица в области скуловых дуг) × 100 (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость формы лица от морфологического индекса

Форма лица Индекс
Очень широкое лицо (гиперэурипрозопное) 78,9 и менее
Широкое лицо (эурипрозопное) 79,9–83,9
Среднее лицо (мезопрозопное) 84,0–87,9
Узкое лицо (лептопрозопное) 88,0–92,9
Очень узкое лицо (гиперлептопрозопное) 93,0 и более

 

Форму лица можно также определить с помощью лицевого индекса по Изару (IFM – индекс фациальный морфологический). Длину лица измеряют от точки офрион (oph) до точки гнатион (gn). Точка офрион находится на пересечении средней линии лица и касательной к надбровным дугам, точка гнатион – на средней линии лица, под подбородком. Ширину лица определяют между наиболее выступающими точками на скуловых дугах (zy). По полученным данным длины и ширины лица (в мм) высчитывают лицевой индекс Изара:

IFM = (ophgn × 100) / zyzy.

Величина индекса от 104 и более характеризует узкое лицо, 97–103 – среднее лицо, 96 и менее – широкое лицо.

Установлена взаимосвязь между формой лица, шириной и длиной зубных дуг и их апикального базиса, поэтому для определения средней индивидуальной нормы размеров зубных дуг делают поправку на форму лица.

Измерение частей лица. В антропологии различают мозговой и лицевой череп. Высоту лицевого черепа определяют между точками nasion (точка на середине основания носа) и gnation (точка, расположенная на нижнем крае нижней челюсти по серединно-сагиттальной плоскости). В ортопедической клинике ортопедической стоматологии принято деление лица в соответствии с его строением на три части: верхняя начинается от границы волосистой части лба до середины линии надбровных дуг, средняя – от середины линии надбровных дуг до нижних краев крыльев носа, нижняя – от нижних краев крыльев носа до нижней части подбородка. Только средняя часть лица имеет относительно стабильные точки, нижняя зависит от высоты прикуса, верхняя – от сохранности волос на голове.

Для измерения частей лица применяют циркуль или миллиметровую линейку. Такие измерения полезно проводить у пациентов до лечения и после него при сомкнутых в положении привычной окклюзии зубах, чтобы выявить соотношение отдельных частей лица при различных аномалиях зубочелюстной системы и установить изменение высоты нижней части после лечения.

Измерение угла нижней челюсти. На лице пациента проводят измерения длины тела [от точки gnation или pogonion (наиболее выступающая точка костного подбородка) к gonion (наиболее нижняя и кзади расположенная точка угла нижней челюсти)], ветвей [от точки gonion к tragion (точка на верхнем крае козелка уха)] и углов нижней челюсти.

Измерение углов нижней челюсти проводят по различным методикам. При косвенном способе угол измеряют на профильной диаграмме, фотографии или на телерентгенограмме. Прямое измерение на лице пациента проводят при помощи различных измерителей – угломеров. G.Korkhaus предлагает проводить измерение угла нижней челюсти у пациента при закрытом рте с небольшим наклоном головы на бок при вытянутой вперед шее, а А.И. Дойников и В.Ю. Курляндский считают более целесообразным измерять его при открытом рте, так как при этом освобождается задний край восходящей ветви ближе к суставной головке (при закрытом рте он прикрыт ушной раковиной) и вертикальная пластинка угломера имеет возможность почти на всем протяжении соприкасаться с восходящей ветвью.

Для того чтобы правильно установить угломер, пользуются двумя линейками и точку их пересечения отмечают на лице пациента карандашом. Горизонтальная пластина угломера прижимается к нижнему краю тела нижней челюсти, при этом срединная точка (точка 0) совпадает с точкой, отмеченной на пересечении двух линеек, а двигающийся указатель с металлическим стержнем прилежит к заднему краю ветви.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.