Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Костюма




Тема 2. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИИ

На каждом этапе развития культуры общество формировало свою архитектурную среду, предметный мир и костюм, как её часть, в соответствии с материально-техническими воз­можностями, социальными и эстетическими нормами. Всеми средствами утверждалась мате­риальная форма существования каждого данного общественного строя. Форма- вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содер­жанием. Основные общественно-экономические стороны каждой формации имели принци­пиальную форму материального воплощения в конкретных проявлениях материальной куль­туры (архитектуре, предметах быта, различных видах искусства и т.д.). Формообразующие средства "отбирались", оказывались общими, подобными. Из истории известно немало при­меров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструк­цию вещи. Особенно ярко это проявилось в произведениях декоративно-прикладного искус­ства во время господства стилей Барокко и Рококо. Дополнительное украшение изделия ве­дет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор - к снижению художественных качеств [Михайлов, 2003]. Поэтому решение архитектонических и эстетических задач в настоящее время ведется не за счет дополнительного декорирования формы, а за счет красоты конст­рукции формы, ее отдельных узлов и деталей.

Эпохи, когда общественное внимание было обращено на человека как личность, отлича­ются активным развитием формы предметов материального мира (Древняя Греция, Возрож­дение в Европе, отдельные периоды XIX в). Эти тенденции исторического развития нашли яркое отражение в формах костюма. В периоды общей гуманизации общества костюм, в ос­новном оболочковой системы, свободно взаимодействовал с фигурой человека, подчёркивал фигуру при движении человека, являл гармонию пластических свойств материалов для оде­жды и формы костюма, стал средством поэтизации образа человека. Появление кроеной одежды (средневековье) принесло в костюм необходимый комфорт и индивидуальную выра­зительность формы. В периоды ожесточения общественной жизни в костюме утверждались регламентированные формы, имевшие единый тип конструкции, основанный на несущих опорах - каркасной системе.

Понятие гармоничности в соотношении компонентов формы на каждом этапе развития культуры общества отличалось своеобразным содержанием, что определяло характер текто­ники организации форм среды и костюма как его части. Так, древнеегипетская культура вы­работала свои каноны гармонии. Они выражали основную мировоззренческую концепцию этой эпохи, провозглашавшей вечность незыблемого постоянства. Поэтому основой текто­ники форм[ архитектуры и других форм явилась статичность, преобладание метрических ви­дов ритма. Костюм, основанный на геометрической четкости форм, утверждая эти же текто­нические основы, диктовал манеру его поведения - сдержанность, ясность и определённость позы. При таком способе ношения костюма легко прочитывался его строй, принципом кото­рого являлось обёртывание и ниспадание. Плиссированная ткань не позволяла одежде слиш­ком свободно ниспадать.

В основе культуры Древней Греции лежало понятие о человеке, прекрасном духовно и физически; каноны гармонии построены на изучении пропорций фигуры человека, на про­порциях «золотого сечения».

На эстетику костюма в XX веке оказывали влияние стремительно изменяющиеся условия жизни человека, новые виды его занятий. В 20-е годы XX века фактически сформировалась и проявилась новая конструктивная концепция в искусстве, архитектуре, костюме и пластике XX века. Это период преклонения перед могуществом техники; она теперь - воплощение ра­зума и логики. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство XX века восприняли все величие прошлого и на основе его достижений создали свои традиции. Это определенные вехи на пути развития современной архитектуры. Костюм в своем развитии следует этим же путем, отражая те же самые тенденции в пластике формы. В основе всех проектов XX века,


будь то здание, платье или бытовой предмет, заложена одна идея формы - идея динамиче­ского преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности. В 20-е годы в костюме появляется новый принцип крепления одежды на плечевом поясе и свободное «взаимодействие» оболочки костюма с фигурой. Основной формой одежды становится ту­ника-рубашка, созданная из полотнищ прямоугольной формы, что соответствует тенденции и в архитектуре XX века, где геометризация, пластичность формы являются основой для конструкций. В костюм прочно вошли идеи космоса, периодически в моде появляется одеж­да, напоминающая скафандр. Большое влияние на бытовой костюм оказывает увлечение спортом.

Современная эволюция костюма неразрывно связана с модой - явлением, которое непо­средственно определяется общественно-политической жизнью, уровнем экономики, науки и культуры. Каждая мюда является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь, уровень и характер развития экономики, наиболее яркие события эпо­хи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда видоизменяют­ся параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной историче­ской эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание. Образное решение костюма, как и других предметов, создаваемых дизайнерами, в значи­тельной мере зависит от его стилевой направленности.

Понятие «костюм» характеризует существенную сторону материальной и духовной культуры человеческого общества. Истории костюма посвящены достаточно обширные и глубокие научно-исследовательские труды отечественных и зарубежных авторов, в которых приведены следующие аспекты понятия «костюм»: произведение творческой деятельности большого мастера, художника; средство утверждения социальных привилегий, исключи­тельности; одна из форм существования социально-классовой структуры общества. Сущест­вуют публикации, раскрывающие закономерности возникновения, развития и смены форм костюма [Мерцалова, 2001]. Наиболее полные системы- ансамбли костюма- отражают сложившиеся эстетические нормы, установившиеся понятия прекрасного в соотношении форм и материалов на уровне имеющихся технических возможностей. Форма воплощается в материале посредством определенных конструктивно-технологических возможностей; выяв­ление в форме логики взаимодействия материала и конструкции, технических достижений и эстетических предпочтений определяется тектоникой.

Рассмотрение костюма как объемно-пространственной структуры позволяет обнаружи­вать действие общих законов формообразования, по которым человек создает весь предмет­ный мир и костюм как его часть, объясняет стилевое единство предметов искусственной сре­ды ушедших эпох и позволяет найти стилевое единство в решении современной среды. Структура костюма отражает наиболее устойчивые, стабильные связи элементов костюма. Изменение мобильных связей происходит под воздействием внешних факторов и, в частно­сти, действия моды.

Формообразование- это род художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающий процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками. Это структурирование- членение и строительство единичных предметов, в процессе которого создаются функциональные, конструктивные, пространственно-пластические технологические структуры отдельного предмета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.