Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл и техника применения вибранта трахеи




 

Упражнения для женского (детского – далее в тексте это уточнение подразумевается) голоса начинаются одинаково – со штро-баса или вибранта трахеи. Второе – предпочтительнее. В начале работы во время исполнения 1-го упражнения учащиеся будут в большинстве своём просто издавать штро-бас во время проигрывания преподавателем попевок 1-й и второй строчек нотно-графической записи. Положение артикуляционного аппарата не требует активной паузы, как на соответствующих упражнениях II уровня и положение языка (расслабленно лежащего на нижней губе) также не обязательно. Эти задания снимаются, так как для нахождения вибранта трахеи необходимо полное расслабление голосового аппарата и всякая фиксированная установка может этому помешать. Углублённое сосредоточение и самонаблюдение в процессе исполнения 1-го упражнения необходимо для того, чтобы услышать момент перехода штро-баса в вибрант трахеи, который, совпадая по характеру звучания, то есть по тембру со штро-басом, будет отличаться от него фиксированной интонацией. При освоении упражнения в перспективе возникнет особый эффект, позволяющий женщинам, девочкам и мальчикам интонировать звуки малой и даже большой октавы. Для мальчиков этот эффект позволит в перспективе осваивать тесситуру будущего мужского голоса и подготовит возможность пройти пубертатный период (так называемую «ломку голоса» или «мутацию») без длительного молчания.

Начало всех упражнений с вибранта трахеи имеет целью создание условий для возникновения в голосовом аппарате эффекта, именуемого в традиции «грудным резонированием». Инициатором этого эффекта является вибрант гладкомышечной перепонки трахеи и бронхов, соединяющей заднюю сторону незамкнутых хрящевых полуколец, составляющих трахею и бронхи [ ]. Хаотическая шумовая работа голосовых складок связана с увеличенной фазой размыкания. Это создаёт условия для прохождения звуковой волны в трахеобронхиальное древо («прозрачности» гортани для звуковых волн) и возбуждения в нём низкочастотного резонанса [ ]. Он, в свою очередь, вызывает сопутствующие ему вибрационные ощущения в области грудины, что и называется «грудным резонированием». Для мужского голоса последующий переход в грудной режим с фиксированной интонацией даёт тембр, насыщенный низкими частотами, что в академическом пении необходимо всем типам мужских голосов. При этом трахеобронхиальное древо оказывается не только резонатором, но и ренфорсатором, т.е. усилителем звука [ ]. Вот, например, что по этому поводу пишет проф. А.Н. Киселёв в сборнике «Вопросы вокального образования» (С.-Пб., 2007): «В старой итальянской школе было четкое представление о голосообразующей роли трахеи и бронхов, за счет вибрации голосовой мембраны трахеи («arteria vocale») (Дж. Царлино). Организация певческого движения в старой итальянской школе – соответствует современному представлению о решающей роли гладкой мускулатуры трахеи и бронхов в регулировании процесса фонации (Л.Д. Работнов, Д. Аспелунд, Ю. Фролов, Л.А. Орбели)» [№, 31].

Аналогичный эффект для женского голоса является условием для полноценного в тембровом отношении звучания нижнего участка диапазона, традиционно исполняемого в грудном режиме (примерно, «соль м» – «ре 1»). Далее – этот эффект оказывает влияние на формирование «грудного резонирования» и обогащения низкими частотами тембра тонов первой октавы, исполняемой в фальцетном режиме.

4. Путаница в названиях режимов (регистров) работы гортани.

 

Это явление – полноценное в тембровом и динамическом отношении звучание женского голоса в фальцетном режиме – породило в традиционной вокальной педагогике ложное представление о так называемом «медиуме», или «смешанном» звучании женского голоса, или «миксте». Фальцетный режим автоматически порождает головные вибрационные ощущения, а присоединение к ним грудных и определяется вокалистами как «смешивание». Важно не путать это одновременное присутствие субъективно ощущаемых вибрационных ощущений с объективно существующими и от природы данными режимами работы гортани, в каждом их которых голосовые складки могут дать большое разнообразие вариантов глубины и плотности смыкания. В свою очередь, именно это разнообразие «живой игры» [ ] черпаловидных хрящей, голосовых мышц, называемых «ловкими» [Дм. 417] и слизистой оболочки голосовых складок даёт многообразие тембровых красок и резонансных (вибрационных) ощущений у вокалистов. Что бы быть совсем точным, отметим, что субъективно воспринимаемые грудные и головные вибрационные ощущения не только порождаются объективными процессами, но и могут быть объективно зафиксированы специальной аппаратурой, то есть являются реальностью, а не выдумкой вокалистов и преподавателей пения. В вокально-педагогической традиции применительно к мужскому голосу – «микст» – неплотное смыкание голосовых складок в грудном режиме с доминированием головных вибрационных ощущений или плотное смыкание в головном (фальцетном) режиме с доминированием грудных вибрационных ощущений. В профессиональном академическом пении «микстом» называют верхний участок диапазона грудного режима мужского голоса в нюансе «пиано».

У читателя, знающего вокально-методическую литературу может возникнуть закономерный вопрос: почему же из издания в издание, из книги в книгу, из диссертации в диссертацию продолжают кочевать разные наименования столь схожих звуков женского «медиума» и «головного» и мужского фальцета, пусть даже с оговоркой «опёртого», встречающихся у некоторых авторов? Вероятно, потому, что пока не проведено исследование работы гортани у мужских сопрано и меццо-сопрано, не выявлена идентичность их режима работы гортани с работой женской гортани, а, главное, из-за инерционности формы общественного сознания, которой является вокально-методическая терминология. Попытка Р. Юссона [ ] отойти от традиционных наименований регистров и заменить их просто номерами (грудной – первый, фальцетный или головной – второй, свистковый – третий) не была принята. Кстати, тогда штро-бас должен был иметь номер «0» («ноль»), а вибрант трахеи – «– 1» (минус первый).

Вокальные педагоги, не имеющие специальной анатомо-физиологической подготовки пытаются с традиционных позиций трактовать относительно новые результаты исследований работы голосового аппарата, например, Дж. Перелло, К. Салимбени и Е. Алаймо. Так, например, в [№, 114] волнообразными движениями слизистой оболочки гортани и началом процесса голосообразования со смыкания краёв голосовых складок обосновывается всё тот же «смешанный регистр». Однако, это явление одинаково возникает как в режиме штро-баса, так и в грудном, и в фальцетном режимах и не объясняет как-либо ещё биомеханику режимов и уж тем более не объясняет межрежимный пороговый эффект, который все авторы упорно стараются не замечать, в лучшем случае говоря о «резкой смене» регистров у необученных певцов или в фольклорных манерах пения. Но ведь эта «резкая смена» существует объективно, и не только между грудным и фальцетным режимами, а и между штро-басом и грудным, между фальцетным и свистковым, а, значит, надо разобраться в её биомеханике и поставить на службу педагогике, о чём и пойдёт речь в следующем разделе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.