КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры 3 страница
– А вы не боитесь?! – Но надо же пройти!
* * *
Я улавливаю в себе одно хрупкое обобщение. Позвольте передать Вам его в виде притчи.
Было два брата – добрый и злой. И было у них поле. Решили посеять пшеницу. Встал добрый брат утром рано, взял из амбара мешок зерна и, восхваляя и благословляя песнею землю, посеял. Поняла земля песню человека и приняла каждое зёрнышко. После полудня злой брат тоже взял мешок зерна, ибо не знал, что брат уже посеял и, проклиная землю и труд крестьянина, разбросал в поле семена. Земля не приняла злобу и неблагодарность человека и отвергла каждое семя. Настало время, пришли братья в поле и увидели богатый урожай. – Это мой посев! – с гордостью воскликнул злой брат. Но добрый брат ничего не сказал, он был рад богатому урожаю.
Земля – это дети. Братья – это учителя и воспитатели. Зёрна – образы, которыми взрослые заполняют духовный мир детей. Мораль: мы – сеятели в духовном мире Ребёнка, а сеять нужно с любовью.
* * *
– Взрослые, взрослые, вы знаете мудрость, как ходить над пропастью? – Как? – Красиво! – Почему? – Чтобы забыть о страхе. Да ещё ходить нужно с верою. – Почему? – Чтобы выросли крылья. Да ещё смотреть нужно не в пропасть, а в небо. – Это ещё зачем? – Чтобы в случае чего взлететь ввысь!
* * *
Дорогие Коллеги! Осмелюсь ещё раз побеспокоить Вас по поводу педагогической философии Культуры. Нам нужен свой взгляд о налаживании явлений жизни как инструментов оркестра. Как уже знаем, именно в этой деятельности Духа развивается Культура. Попытаемся изложить этот взгляд в виде основных постулатов и сделаем это безо всяких претензий на открытие.
Первый постулат. Существует два мира, в которых выражается наше человеческое бытие. Это мир материальный, иначе, мир внешний, и мир духовный, иначе, мир внутренний. Также существуют соответственно формы жизни: жизнь в материальном мире и жизнь в духовном мире (духовная жизнь). Жизнь в материальном мире есть внешняя, проявленная часть жизни духовного мира. Духовная жизнь многократно богаче, многограннее и многомернее, чем жизнь в материальном мире. То, что свершается в материальном мире в качестве разного вида деятельности и их продуктов, есть проявление воли Духа человека.
* * *
Второй постулат. Внешний мир населён людьми и всеми теми сущностями, которые создала Природа, сотворил Творец. Этот мир богат многообразными формами материи. Человек, общаясь с другими людьми, занимаясь творчеством и трудом, преобразовывает материальный мир, создаёт в нём новые формы. Внутренний мир населён образами и явлениями жизни (назовём последние тоже образами). Образы возникают в нём из двух источников: из внутренних и внешних. Нам будет трудно разграничивать образы по источникам, указав на одни, как родившиеся из внутреннего источника, и на другие, которые привнёс внешний источник. При старании, видимо, такую работу с большей или меньшей точностью можно проделать. Но для нас это не главное. Важнее то, что внутренний мир имеет своих «жителей», и он постоянно пополняется. Так как образы во внутреннем мире ведут себя в какой-то степени самовольно, часто помимо нашей воли и нашего сознания, то можно сказать, что они наделены неким разумом, они живые и разумные сущности нашего духовного мира.
* * *
Третий постулат. Духовный мир строится, и жизнь в нём протекает совершенно по другим законам. Это связано, в первую очередь, с особым проявлением в нём времени и пространства. В материальном мире время и пространство имеют свои ограничения; они выражаются в понятиях: прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра), здесь, там, близко, далеко, вверх, вниз и т.д. Та действительность, которая отражается в этих понятиях, в духовном мире не существует. Духовный мир и жизнь в нём не признают деления времени на прошлое, настоящее и будущее. В нём всё происходит всегда и всюду, что равносильно выражению «здесь и сейчас», только не в том земном понимании, что сейчас или никогда, а в духовном: всё происходит всегда и там, где это нужно. Духовный мир строится на этой основе, он без времени и пространства. Те образы, которые возникают в духовном мире из внутреннего и внешнего источников, там сливаются в едином потоке жизни. Сущности (образы, явления жизни) духовного мира, раз они там поселились, обретают иное состояние бытия, отличающееся от состояния всего в материальном мире: они не имеют возраста, не стареют и не молодеют, они только познаются, наполняются смыслом, настраиваются. Вечность для материального мира – это нескончаемое будущее, а беспредельность – это не имеющее границ «там». Вечность для мира духовного – это неугасаемый огонь мгновения, миг. Этот миг не измеряется, ибо по сути своей он безвременен. А беспредельность – это здесь и всюду, ибо нет такого места – «далеко».
* * *
Четвёртый постулат. Одно из важнейших условий качества духовной жизни связано с качеством и количеством образов. Качество образов определяется такими критериями, как красота и изящество, возвышенность, открытость. Качественными могут быть образы любви, доброты, радости, сорадости, сострадания, великодушия; образы науки (законы природы, строение веществ, целостная картина мира); образы героизма, преданности, служения, самопожертвования; образы труда и творчества и т.д. Чем больше будет таких светлых образов в духовном мире, тем многограннее и богаче станет там жизнь. Духовный мир не может быть перенаселён.
* * *
Пятый постулат. Теперь пора вспомнить о «чаше», с которой приходит в земную жизнь каждый человек. Не будем дотошно выискивать, что это за «чаша» и откуда она. Примем как допущение, как веру, что «чаша» оттуда же, откуда и вся Вселенная с её духовными и материальными мирами. Нам важнее знать, что «чаша» эта «неупиваема». Сказано: «В “Чаше” лежит крылатый ребёнок», «Где-то в глубине “Чаши” сияет зародыш зерна Культуры». В «чаше» записаны также смысл и предназначение человека, его миссия. «Чаша» не сосуд, в котором хранятся наши истоки. В ней – наше высшее «Я», от которого и через которое идут импульсы к лучшим побуждениям; там мы могли бы искать причину наших устремлений к совершенствованию, к Свету.
* * *
Шестой постулат. Как в духовном мире может происходить настраивание жизненных явлений, наподобие инструментов оркестра, их сосредоточение в фокусе жизни? Жизненные явления или образы мы назвали живыми и мыслящими сущностями духовного мира. Но они сами по себе не настраиваются. Это только в той мере, в какой позволяет беспорядочное движение. Так что нужен «настройщик». Но это не тот случай, когда в материальном мире мы вызываем настройщика рояля, тот настраивает его нам, а мы потом играем. Говоря иначе, в духовном мире не вызовешь «настройщика» из материального мира. Никто из внешнего мира не в состоянии настраивать духовный мир другого. У духовного мира свой «настройщик», он знает, как гармонизировать образы и жизненные явления, как их наслаивать, как переплавлять в фокусе жизни, чтобы получились эволюция, восхождение, совершенствование, в целом же, сдвиг в Культуре. Но «настройщик» требует от хозяина, чтобы тот был внимателен к нему, встречал его, помогал в работе, учился у него настраиванию тех или иных групп образов в единое целое. То есть, изначальная устремлённость к совершенствованию должна перейти в другое, высшее качество – в сознательную устремлённость – самоусовершенствование. Вот такой «настройщик» в духовном мире. Это долгое и терпеливое старание души – непрерывно, постоянно созидать в себе Культуру. Проходит оно, в основном, незаметно, неуловимо даже тогда, когда подключаются воля и сознание. И человек не сможет назвать дату, когда именно достигнуты те или иные продвижения, хотя видит, что прогресс есть.
* * *
А теперь седьмой постулат, самый важный для нас. Может быть, дорогие Коллеги, Вам показалось, что воспитывать Культуру в Ребёнке мы не сможем в силу того, что внутренний мир не допускает «настройщика» из внешнего мира? Позвольте мне тогда сначала напомнить, что означает слово «воспитание» в его духовном смысле: воспитание есть питание духовной оси образами. Представим себе такую картину: мы сидим у камина и наблюдаем, как таинственно и прекрасно танцуют языки пламени. Нам неизвестны причины, почему они сейчас так играют и переливаются, но надо полагать, что невидимый нам «настройщик» ведёт свою созидательную деятельность. Однако если заметим, что огонь слабеет и вот-вот погаснет, разве не догадаемся об одной, от нас зависящей причине: надо добавить в камин поленьев? И как только мы это сделаем, огонь станет ещё сильнее, и тогда языки пламени продолжат свой таинственный и более прекрасный танец. В чём же наша исключительная роль в воспитании Культуры? В том, чтобы питать духовный мир, постоянно снабжать его образами, только возвышенными и прекрасными. Но откуда брать нам эти образы, которым не будет счёта? Их нужно брать нам из собственного духовного мира. Говоря иначе, то, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников. Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой. Вот такое «тихое», незаметное, естественное воспитание. Вы понимаете, дорогие Коллеги, к чему я клоню? К тому, чтобы учитель, воспитывающий Культуру, сам должен быть устремлён к высокой Культуре, сам должен быть занят самоусовершенствованием. Только не говорите, что кому-то уже много лет и потому уже не время этим заниматься. Не забудем мудрость: «Когда живём в беспредельности, ничего никогда не кончается, а всё только начинается». Жизнь по образу Культуры сделает нас нескончаемым источником прекрасных образов, которые дети незаметно будут вбирать в себя. Но если к этому добавим и осознанную устремлённость к воспитанию, как делала эта глубоко почитаемая мною Варвара Вардиашвили, то в жизни наших воспитанников свершим чудо. Однако, какие образы могут поступать от бескультурного учителя и воспитателя? Безобразные образы. Какие ещё? И каково будет внутреннему «настройщику», если он умеет творить только по законам Красоты, а не по-другому? Если вместо высушенных поленьев мы бросим в огонь куски изношенных шин, огонь начнёт дымить и чадить, и мы, окружающие, задохнёмся.
* * *
В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры! Велика эта Истина! Она способна побудить учителей Света к подвигам и творчеству. Надо пробудить зародыш. Чем пробудить? Чем же другим, если не теми же самыми силами, что есть основы Культуры: Любовь, Красота, Знание! Пусть будет только Культура состоянием нашего Духа.
...Маленькая сельская школа. Мы с Вами наблюдаем за работой учителя. Играют дети, шумят, шалят. Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке. Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и её отец. Просит защитить её и наказать мальчика. Обидчик отошёл в сторону, напуган. Можете угадать, дорогие Коллеги, каким будет решение учителя? Не таким, какие бывают, когда Любовь, Красота и Знание блуждают в педагогическом сознании бесприютно, не понимая, зачем они там, а закон «зло наказуемо» торжествует. Решение сельского учителя будет странным, ибо он одержим своей Педагогической Культурой. Он усаживает девочку себе на колени, что-то ей нашёптывает на ушко; она успокаивается. Потом тихо говорит: «Иди к нему и угости его малиновым вареньем». Лакомиться вареньем деревенскому мальчику приходится не часто. Однако он ждёт не угощенья от девочки, которой сделал больно, а наказания от учителя. Сашенька подходит к нему и протягивает баночку с вареньем. – Ешь, очень вкусно! – говорит она улыбаясь, как будто не было никакой обиды, но слёзы на глазах ещё не высохли. Мальчик поражён. Ну как, он наказан или не наказан? В «чаше» его сияет зародыш зерна Культуры. Что сделает угощение вареньем взамен худших ожиданий? Пробудит зародыш или воспрепятствует его проявлению? Пройдут годы, он повзрослеет. Чем станет это явление жизни в его духовном мире? Моя гуманная педагогика, которая есть Педагогика Культуры, учит меня: – Погрузите Ребёнка в море Доброты, и всякое зло, если есть в нём такое, потонет. – Держите Ребёнка в мире Красоты, и всё безобразное, если есть в нём такое, покинет его. – Бросайте Ребёнка в огонь Любви, и всякая ненависть, если есть в нём она, сгорит. Но вот какой вывод сделали американские учителя, которым очевидец этой истории рассказал о варенье: «На следующий день этот мальчик должен был ударить девочку палкой по другой руке». Значит, мальчика надо было наказать, а не угощать вареньем. Но он же был поражён? В нём же родилось явление жизни? Воспитание с недоверием?! Не собираюсь обсуждать, что могло бы произойти с зародышем зерна Культуры в «чаше» мальчика, следуя американскому варианту решения педагогических проблем. Сделайте это сами, если охота. Я же в своём воображении много-много раз буду посещать Яснополянскую школу, буду созерцать, как Лев Николаевич Толстой творит этот необычный педагогический образ, и восклицать в душе: «Ой, какая утончённая Любовь к детям! О, как красиво преподносится она им! О, какие глубокие знания души Ребёнка!»
* * *
– Дети, дети, что это? – Факел! – Зачем он нам? – Чтобы хорошо видеть! – Что видеть? – Свет во тьме!
* * *
Почему эта школа так грустно выглядит, что за вывеска у входа? Подростки толпятся во дворе: девочки, мальчики, курят, грубо шутят, плюются, толкают друг друга. – Ребята, вы тут учитесь? Что это за школа? – Специальная? Противная? Для дураков? Ну-ну, не надо так шутить! – Значит, школа выравнивания! – А вы «выравниловцы»? – Почему в этой школе так много вас из детского дома? – Другие школы вас не принимают, считают, что раз вы из детского дома, значит, малоразвитые, и вас сразу надо выровнять. А себя называют «элитарными», видите ли, «кадетская школа», «благородная гимназия», некий лицей... – Понятно! – А вы, ребята, тоже из детдома? – Тогда почему вы не там, в «элитарных»? – Вас «выперли» оттуда?! – Психологи решили вашу судьбу? По какой причине вас направили в «школу выравнивания»? – Просто избавились от вас? – Из-за двоек? – Из-за нарушения дисциплины? – Из-за драки? – Из-за того, что родители не смогли заплатить какие-то «взносы»? – А учителя ваши, наверное, не хотели с вами расставаться, как никак, они, должно быть, хоть чуточку любили вас... – Расстались с радостью? – Там так и угрожают ученикам, что нерадивых направят в «уравниловку»? – А как родители, они не защищали вас? – Как это: «Кто их спрашивал?» – А богатые родители? – Значит, детей богатых родителей, что бы там ни случилось, не трогают! – Среди вас есть хоть один из богатой семьи? – Ни один! – Многие из вас не имеют отцов, они бросили вас... – Грустно! – А как в этой школе вас приняли, радостно? – Чего вы смеётесь? Это же, как бы она ни называлась, школа, дом радости! – Как вы себя чувствуете в этой специальной школе? – Наверно, учат совершенно по-другому, чтобы вас быстрее выровнять и отправить обратно, не так ли? – Учат хуже?! Странно! – А как к вам относятся, с уважением? – Вас унижают? Не может быть! – Какими словами? Ой-ой, не повторяйте, пожалуйста! – Вы стыдитесь вашей школы? Скрываете от других, где вы учитесь? – Ну, конечно, кому понравится такое клеймо! – А вы сами, ребята, чувствуете, что вы и вправду, простите за такое слово, «слаборазвитые», «трудновоспитуемые», «труднообучаемые»? – Вы такие же, как все! – Отлично. – Тогда вот что мы вам предлагаем: давайте изменим в школе всё-всё! Сделаем так, чтобы школа стала обычной средней общеобразовательной, а эту вывеску-табличку похороним где-нибудь во дворе! – Вы нам поможете? – Сделаем школу элитарной? – Не надо шутить, мы всерьёз! – Сейчас в школе нет начальных классов. Какая мама, какой папа приведут сюда в первый класс своё чадо и сразу обрекут его на умственную отсталость? Но сделаем, чтобы были и начальные классы. – Ничего не получится? – Это почему? Вы не верите в себя? – Ах, вы не верите в учителей, они не согласятся! – Посмотрим.
* * *
– Учителя, почему вы такие озлобленные и недовольные? Вас кто-то обидел? – Дети?! Как они могут обидеть вас? – Какие они, вы говорите? – Недоношенные, неполноценные, кретины, дебилы... – Ой, ой, какие выражения! – Невоспитанные, подонки... – Где их надо держать? В колонии для несовершеннолетних правонарушителей?! – Не пробовали быть воспитателями? – Даже в колонии для несовершеннолетних стараются перевоспитывать детей. А вы не занимаетесь этим? Не пробовали быть с ними добрыми, уважать их, проявлять к ним любовь? – Они этого не поймут? – Они этого не заслуживают? – Почему? Они же ваши, ваши дети?! У вас нет времени на благотворительность? Надо успеть пройти программу? – А успеть, чтобы в человеке состоялся человек, не надо? – Послушайте, вот какую Благую Весть мы хотим сообщить вам: «В “чаше” Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры, и он рано или поздно прорастёт». – Вы не радуетесь этому? – Не верите? – Не верите в то, что хотя бы в одном вашем ученике имелась какая-то чаша, где сокрыто зерно Культуры? – Тогда во что вы верите?.. – Скажите, пожалуйста, кто из вас считает себя человеком Культуры? – Все! – Все вы культурные! Тогда почему же такое бескультурье в вашем образовательном мирке? – Вы оправдываете образование без Культуры? – Культура с палкой? – С такими детьми по-другому нельзя?! – Тем не менее, предлагаем испытать свои творческие возможности. – Давайте изменим в школе всё-всё! – Начнём жить на основе высокой человеческой Культуры: Любовь. Красота. Знание... Духовность... Духовная общность... Воспитание личности... Воспитание Сердца... Возвеличивание Блага... – Похороним понятие «выравнивание», оно наш стыд и срам... – Вот такой подвиг учительской души! Зачем вы хмуритесь, учителя? Почему вы так иронически улыбаетесь? Утопия? – Чему вы не верите? В самих себя не верите или в ваших учеников? – Так решайте: поможем нами же униженным молодым людям оживить в себе зародыш зерна Культуры или убережём в себе свои авторитарные убеждения? – Значит, вы все покидаете школу... – Остаются только двое «фанатов»... – Ну что же, воля ваша. – А мы наберём новый коллектив учителей и попытаемся сложить из него педагогический ансамбль, который прославит Культуру...
* * * Дорогие Коллеги! Это действительность экспериментальной школы №200 города Москвы. Школа выравнивания спустя два года прошла аттестацию и получила лицензию обычной средней общеобразовательной школы. Открылись начальные классы. Ученики оправдали ожидания. А учительский ансамбль выполнил симфонию на тему Гуманной Педагогики. Славных дел без славных предводителей не бывает. Назову тех, кто своим талантом и преданностью к детям настраивал педагогический ансамбль: Марина Игоревна Шишова, директор, Марина Николаевна Абрамова, завуч. Они провозгласили в школе свой манифест: Почитать Свет. Утверждать Красоту. Возвеличивать Благо. Радоваться Познанию. Жить в Сотрудничестве. Пылать Сердцем. Дарить Любовь. Проявлять Мужественность. Восполниться Терпением. Созидать в Творчестве. Чтить Ежедневность. Верить в «чашу» Ребёнка. Что Вы на всё это скажете?
* * *
Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет». И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!» Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!» И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой грустью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец. «Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он. «Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик. «Так подари, чего медлишь?» «Но что? Всё уже сотворено!» И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены...» Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...» Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много...» Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...» «Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?» «Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить им Храм твой». Мальчик удивился: «Ведь всё уже сделано!» «Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец. «И что это за Красота, которая выпала на мою долю?» И произнёс Мудрец волшебным шёпотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай её. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую ещё не познал никто». Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
Дорогие Коллеги! Прочитайте этот рассказ вашим ученикам. Может быть, кому-то он поможет понять, как творится Культура?
* * *
– Дети, дети, запомните, это – ненависть! Дети: – Покажите нам красоту Любви! – Это – предательство! Дети: – Покажите нам красоту Преданности!! – Это – вражда! Дети: – Расскажите о красоте Единения!!! – Послушайте, дети, надо же знать всё?! Дети: – Дайте всё, только от Прекрасного!
* * *
Сказано: «Где есть знание, там явление Культуры». Но не всякое знание, не мёртвое, а живое. Однако во всём наборе образовательных знаний живые знания выглядят как пасынки. Что есть мёртвые знания? Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мёртвые знания это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут. Живые знания составляют Культуру Образования. Они – живительная влага для зародыша зерна Культуры. Живые знания – те, которые: – одухотворяют и облагораживают человека; – влекут к горизонтам науки; – способствуют творить новую жизнь; – воодушевляют мысль на новые поиски; – будут цвести в жизни как бутончики роз; – несут просветление и эволюцию. Живые знания – огонь познания. Мёртвые знания – душители познания. Живые знания – крылья. Мёртвые знания – гири на ногах. Но принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно в этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира. Сказано ещё: «В знании свершается великая неограниченная эволюция». Имеются в виду новые знания.
* * *
Страсть к Красоте и Знанию – природа детей. Дети – учёные без предрассудков, ищут Истину, которая есть лик Красоты Знания. Дети – учёные без страха, допускают, испытывают, ищут, порой рискуя жизнью. Дети – учёные без ограничений мысли, охватывают видимое и невидимое, близкое и отдалённое, духовное и материальное, космическое и земное. Дети – учёные без узкой специализации. Дети – жаждущие и дарящие Знания. Дети – с чувствознанием. Дети – учёные с верою. Кто сказал, что дети не любят учиться, что в них лень? Это заблуждение. Что же остаётся детям, если мы не признаем зародыш зерна Культуры или, ещё хуже, наступаем ногой на «чашу»? С ними произойдут превращения, из-за которых будем винить их же самих. Так и делаем. Кроме того, что не доверяем и принуждаем, допускаем ещё одну оплошность: дробим целостные знания на мелкие кусочки, превращаем их в длинный ряд пронумерованных упражнений, примеров, задач, заданий, параграфов и заставляем выполнять и заучивать их. Вот и нам задача: если раздробим целостную картину мира на тысячу мелких кусочков и на тысячах уроках будем давать ученикам разглядывать и запоминать по одному кусочку, неужели получится, что на последнем уроке каждый расскажет и покажет нам эту же самую целостную картину мира? В Ребёнке заложен естественный закон познания: видеть часть в целом, а целое – в части. Только в таком движении мысли он видит и чувствует Красоту Знания и радуется ей. Дети хотят познать не кусочки облаков, но небо с облаками. Они радуются не тусклой звезде, но Звёздному Небу. Они видят не травинку в поле, а цветущее поле. Они играют не с песчинкою, а с песком. В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою. Лишь через образ целого они устремляются к частям, не забывая о том, что в частях тоже просвечивается целое. Так чувство Красоты становится непрерывным. Во всём этом и заключена одна из тайн взращивания и усиления познавательного интереса. Дети ждут от нас понимания: «Дайте нам синтез знаний, дайте чувствовать Красоту науки и знаний, и мы порадуем вас своим устремлением». Сказано: «Лик Красоты и Знания излечит народ от распущенности мысли и укажет путь великих достижений духа».
* * *
Из источника знаний напились семеро юношей. И что мы видим? Один превратился в сейф. Второй торгует на базаре. Третий хвастается на площади. Четвёртый разгуливает с поднятым носом. Пятый ликует перед учёными. Шестой воображает свой памятник. Седьмой же ходит с учениками. Среди них один – Светоносец.
* * *
В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры! А вокруг бездуховность, неверие, хула, лжепророки. Культура – враг тьмы, враг лжепророков. Она верна Творцу. Спешит Светоносец, к детям. Знает он: «Знание, которое вызывает вражду против Бога, – злое знание. От него войны, разрушения, ужасы, не раз посещавшие Землю». Отгоняет от «чаши» тьму. Взывает Волхвов Востока, чтобы принесли они чистые, духовные знания и оросили ими «чашу», где зародыш зерна Культуры. Ибо сказал Мудрец: «Пробуждение Духовности является космическим условием».
* * *
В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры! А вокруг вовсю разгуливает суррогат Культуры. Культура растеряна, просит помощи. Спешит Светоносец к детям. Он мечом своим поражает ложь, отгоняет её от «чаши». И взывает к девяти богам муз во главе с их покровителем Аполлоном свершить правосудие над суррогатами и ложью. Призывает общество защитить детей от бескультурья. Защитить их от дурной музыки, дурных зрелищ, дурных развлечений, дурных взрослых. Пусть проявится зародыш зерна Культуры! Сказано: «Отрицая Культуру, заменяя её технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон».
* * *
В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры! А вокруг гул сквернословия, дурноречия.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |