Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры 3 страница




– А вы не боитесь?!

– Но надо же пройти!

 

* * *

 

Я улавливаю в себе одно хрупкое обобщение.

Позвольте передать Вам его в виде притчи.

 

Было два брата – добрый и злой.

И было у них поле. Решили посеять пшеницу.

Встал добрый брат утром рано, взял из амбара мешок зерна и, восхваляя и благословляя песнею землю, посеял. Поняла земля песню человека и приняла каждое зёрнышко.

После полудня злой брат тоже взял мешок зерна, ибо не знал, что брат уже посеял и, проклиная землю и труд крестьянина, разбросал в поле семена. Земля не приняла злобу и неблагодарность человека и отвергла каждое семя.

Настало время, пришли братья в поле и увидели богатый урожай.

– Это мой посев! – с гордостью воскликнул злой брат.

Но добрый брат ничего не сказал, он был рад богатому урожаю.

 

Земля – это дети.

Братья – это учителя и воспитатели.

Зёрна – образы, которыми взрослые заполняют духовный мир детей.

Мораль: мы – сеятели в духовном мире Ребёнка, а сеять нужно с любовью.

 

* * *

 

– Взрослые, взрослые, вы знаете мудрость, как ходить над пропастью?

– Как?

– Красиво!

– Почему?

– Чтобы забыть о страхе. Да ещё ходить нужно с верою.

– Почему?

– Чтобы выросли крылья. Да ещё смотреть нужно не в пропасть, а в небо.

– Это ещё зачем?

– Чтобы в случае чего взлететь ввысь!

 

* * *

 

Дорогие Коллеги!

Осмелюсь ещё раз побеспокоить Вас по поводу педагогической философии Культуры.

Нам нужен свой взгляд о налаживании явлений жизни как инструментов оркестра. Как уже знаем, именно в этой деятельности Духа развивается Культура.

Попытаемся изложить этот взгляд в виде основных постулатов и сделаем это безо всяких претензий на открытие.

 

Первый постулат.

Существует два мира, в которых выражается наше человеческое бытие.

Это мир материальный, иначе, мир внешний, и мир духовный, иначе, мир внутренний. Также существуют соответственно формы жизни: жизнь в материальном мире и жизнь в духовном мире (духовная жизнь).

Жизнь в материальном мире есть внешняя, проявленная часть жизни духовного мира. Духовная жизнь многократно богаче, многограннее и многомернее, чем жизнь в материальном мире. То, что свершается в материальном мире в качестве разного вида деятельности и их продуктов, есть проявление воли Духа человека.

 

* * *

 

Второй постулат.

Внешний мир населён людьми и всеми теми сущностями, которые создала Природа, сотворил Творец. Этот мир богат многообразными формами материи. Человек, общаясь с другими людьми, занимаясь творчеством и трудом, преобразовывает материальный мир, создаёт в нём новые формы.

Внутренний мир населён образами и явлениями жизни (назовём последние тоже образами). Образы возникают в нём из двух источников: из внутренних и внешних. Нам будет трудно разграничивать образы по источникам, указав на одни, как родившиеся из внутреннего источника, и на другие, которые привнёс внешний источник. При старании, видимо, такую работу с большей или меньшей точностью можно проделать. Но для нас это не главное. Важнее то, что внутренний мир имеет своих «жителей», и он постоянно пополняется. Так как образы во внутреннем мире ведут себя в какой-то степени самовольно, часто помимо нашей воли и нашего сознания, то можно сказать, что они наделены неким разумом, они живые и разумные сущности нашего духовного мира.

 

* * *

 

Третий постулат.

Духовный мир строится, и жизнь в нём протекает совершенно по другим законам. Это связано, в первую очередь, с особым проявлением в нём времени и пространства.

В материальном мире время и пространство имеют свои ограничения; они выражаются в понятиях: прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра), здесь, там, близко, далеко, вверх, вниз и т.д.

Та действительность, которая отражается в этих понятиях, в духовном мире не существует. Духовный мир и жизнь в нём не признают деления времени на прошлое, настоящее и будущее. В нём всё происходит всегда и всюду, что равносильно выражению «здесь и сейчас», только не в том земном понимании, что сейчас или никогда, а в духовном: всё происходит всегда и там, где это нужно. Духовный мир строится на этой основе, он без времени и пространства.

Те образы, которые возникают в духовном мире из внутреннего и внешнего источников, там сливаются в едином потоке жизни. Сущности (образы, явления жизни) духовного мира, раз они там поселились, обретают иное состояние бытия, отличающееся от состояния всего в материальном мире: они не имеют возраста, не стареют и не молодеют, они только познаются, наполняются смыслом, настраиваются.

Вечность для материального мира – это нескончаемое будущее, а беспредельность – это не имеющее границ «там».

Вечность для мира духовного – это неугасаемый огонь мгновения, миг. Этот миг не измеряется, ибо по сути своей он безвременен. А беспредельность – это здесь и всюду, ибо нет такого места – «далеко».

 

* * *

 

Четвёртый постулат.

Одно из важнейших условий качества духовной жизни связано с качеством и количеством образов. Качество образов определяется такими критериями, как красота и изящество, возвышенность, открытость. Качественными могут быть образы любви, доброты, радости, сорадости, сострадания, великодушия; образы науки (законы природы, строение веществ, целостная картина мира); образы героизма, преданности, служения, самопожертвования; образы труда и творчества и т.д.

Чем больше будет таких светлых образов в духовном мире, тем многограннее и богаче станет там жизнь. Духовный мир не может быть перенаселён.

 

* * *

 

Пятый постулат.

Теперь пора вспомнить о «чаше», с которой приходит в земную жизнь каждый человек. Не будем дотошно выискивать, что это за «чаша» и откуда она. Примем как допущение, как веру, что «чаша» оттуда же, откуда и вся Вселенная с её духовными и материальными мирами. Нам важнее знать, что «чаша» эта «неупиваема». Сказано: «В “Чаше” лежит крылатый ребёнок», «Где-то в глубине “Чаши” сияет зародыш зерна Культуры». В «чаше» записаны также смысл и предназначение человека, его миссия.

«Чаша» не сосуд, в котором хранятся наши истоки. В ней – наше высшее «Я», от которого и через которое идут импульсы к лучшим побуждениям; там мы могли бы искать причину наших устремлений к совершенствованию, к Свету.

 

* * *

 

Шестой постулат.

Как в духовном мире может происходить настраивание жизненных явлений, наподобие инструментов оркестра, их сосредоточение в фокусе жизни?

Жизненные явления или образы мы назвали живыми и мыслящими сущностями духовного мира. Но они сами по себе не настраиваются. Это только в той мере, в какой позволяет беспорядочное движение. Так что нужен «настройщик». Но это не тот случай, когда в материальном мире мы вызываем настройщика рояля, тот настраивает его нам, а мы потом играем. Говоря иначе, в духовном мире не вызовешь «настройщика» из материального мира. Никто из внешнего мира не в состоянии настраивать духовный мир другого. У духовного мира свой «настройщик», он знает, как гармонизировать образы и жизненные явления, как их наслаивать, как переплавлять в фокусе жизни, чтобы получились эволюция, восхождение, совершенствование, в целом же, сдвиг в Культуре. Но «настройщик» требует от хозяина, чтобы тот был внимателен к нему, встречал его, помогал в работе, учился у него настраиванию тех или иных групп образов в единое целое. То есть, изначальная устремлённость к совершенствованию должна перейти в другое, высшее качество – в сознательную устремлённость – самоусовершенствование. Вот такой «настройщик» в духовном мире. Это долгое и терпеливое старание души – непрерывно, постоянно созидать в себе Культуру. Проходит оно, в основном, незаметно, неуловимо даже тогда, когда подключаются воля и сознание. И человек не сможет назвать дату, когда именно достигнуты те или иные продвижения, хотя видит, что прогресс есть.

 

* * *

 

А теперь седьмой постулат, самый важный для нас.

Может быть, дорогие Коллеги, Вам показалось, что воспитывать Культуру в Ребёнке мы не сможем в силу того, что внутренний мир не допускает «настройщика» из внешнего мира?

Позвольте мне тогда сначала напомнить, что означает слово «воспитание» в его духовном смысле: воспитание есть питание духовной оси образами.

Представим себе такую картину: мы сидим у камина и наблюдаем, как таинственно и прекрасно танцуют языки пламени. Нам неизвестны причины, почему они сейчас так играют и переливаются, но надо полагать, что невидимый нам «настройщик» ведёт свою созидательную деятельность. Однако если заметим, что огонь слабеет и вот-вот погаснет, разве не догадаемся об одной, от нас зависящей причине: надо добавить в камин поленьев? И как только мы это сделаем, огонь станет ещё сильнее, и тогда языки пламени продолжат свой таинственный и более прекрасный танец.

В чём же наша исключительная роль в воспитании Культуры?

В том, чтобы питать духовный мир, постоянно снабжать его образами, только возвышенными и прекрасными.

Но откуда брать нам эти образы, которым не будет счёта?

Их нужно брать нам из собственного духовного мира.

Говоря иначе, то, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников.

Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой. Вот такое «тихое», незаметное, естественное воспитание.

Вы понимаете, дорогие Коллеги, к чему я клоню?

К тому, чтобы учитель, воспитывающий Культуру, сам должен быть устремлён к высокой Культуре, сам должен быть занят самоусовершенствованием. Только не говорите, что кому-то уже много лет и потому уже не время этим заниматься. Не забудем мудрость: «Когда живём в беспредельности, ничего никогда не кончается, а всё только начинается».

Жизнь по образу Культуры сделает нас нескончаемым источником прекрасных образов, которые дети незаметно будут вбирать в себя.

Но если к этому добавим и осознанную устремлённость к воспитанию, как делала эта глубоко почитаемая мною Варвара Вардиашвили, то в жизни наших воспитанников свершим чудо.

Однако, какие образы могут поступать от бескультурного учителя и воспитателя?

Безобразные образы. Какие ещё?

И каково будет внутреннему «настройщику», если он умеет творить только по законам Красоты, а не по-другому?

Если вместо высушенных поленьев мы бросим в огонь куски изношенных шин, огонь начнёт дымить и чадить, и мы, окружающие, задохнёмся.

 

* * *

 

В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры!

Велика эта Истина!

Она способна побудить учителей Света к подвигам и творчеству.

Надо пробудить зародыш.

Чем пробудить?

Чем же другим, если не теми же самыми силами, что есть основы Культуры: Любовь, Красота, Знание! Пусть будет только Культура состоянием нашего Духа.

 

...Маленькая сельская школа.

Мы с Вами наблюдаем за работой учителя.

Играют дети, шумят, шалят.

Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке.

Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и её отец. Просит защитить её и наказать мальчика.

Обидчик отошёл в сторону, напуган.

Можете угадать, дорогие Коллеги, каким будет решение учителя?

Не таким, какие бывают, когда Любовь, Красота и Знание блуждают в педагогическом сознании бесприютно, не понимая, зачем они там, а закон «зло наказуемо» торжествует.

Решение сельского учителя будет странным, ибо он одержим своей Педагогической Культурой.

Он усаживает девочку себе на колени, что-то ей нашёптывает на ушко; она успокаивается. Потом тихо говорит: «Иди к нему и угости его малиновым вареньем».

Лакомиться вареньем деревенскому мальчику приходится не часто. Однако он ждёт не угощенья от девочки, которой сделал больно, а наказания от учителя.

Сашенька подходит к нему и протягивает баночку с вареньем.

– Ешь, очень вкусно! – говорит она улыбаясь, как будто не было никакой обиды, но слёзы на глазах ещё не высохли.

Мальчик поражён.

Ну как, он наказан или не наказан?

В «чаше» его сияет зародыш зерна Культуры.

Что сделает угощение вареньем взамен худших ожиданий?

Пробудит зародыш или воспрепятствует его проявлению?

Пройдут годы, он повзрослеет. Чем станет это явление жизни в его духовном мире?

Моя гуманная педагогика, которая есть Педагогика Культуры, учит меня:

– Погрузите Ребёнка в море Доброты, и всякое зло, если есть в нём такое, потонет.

– Держите Ребёнка в мире Красоты, и всё безобразное, если есть в нём такое, покинет его.

– Бросайте Ребёнка в огонь Любви, и всякая ненависть, если есть в нём она, сгорит.

Но вот какой вывод сделали американские учителя, которым очевидец этой истории рассказал о варенье: «На следующий день этот мальчик должен был ударить девочку палкой по другой руке». Значит, мальчика надо было наказать, а не угощать вареньем.

Но он же был поражён?

В нём же родилось явление жизни?

Воспитание с недоверием?!

Не собираюсь обсуждать, что могло бы произойти с зародышем зерна Культуры в «чаше» мальчика, следуя американскому варианту решения педагогических проблем.

Сделайте это сами, если охота.

Я же в своём воображении много-много раз буду посещать Яснополянскую школу, буду созерцать, как Лев Николаевич Толстой творит этот необычный педагогический образ, и восклицать в душе: «Ой, какая утончённая Любовь к детям! О, как красиво преподносится она им! О, какие глубокие знания души Ребёнка!»

 

* * *

 

– Дети, дети, что это?

– Факел!

– Зачем он нам?

– Чтобы хорошо видеть!

– Что видеть?

– Свет во тьме!

 

* * *

 

Почему эта школа так грустно выглядит, что за вывеска у входа?

Подростки толпятся во дворе: девочки, мальчики, курят, грубо шутят, плюются, толкают друг друга.

– Ребята, вы тут учитесь? Что это за школа?

– Специальная? Противная? Для дураков? Ну-ну, не надо так шутить!

– Значит, школа выравнивания!

– А вы «выравниловцы»?

– Почему в этой школе так много вас из детского дома?

– Другие школы вас не принимают, считают, что раз вы из детского дома, значит, малоразвитые, и вас сразу надо выровнять. А себя называют «элитарными», видите ли, «кадетская школа», «благородная гимназия», некий лицей...

– Понятно!

– А вы, ребята, тоже из детдома?

– Тогда почему вы не там, в «элитарных»?

– Вас «выперли» оттуда?!

– Психологи решили вашу судьбу? По какой причине вас направили в «школу выравнивания»?

– Просто избавились от вас?

– Из-за двоек?

– Из-за нарушения дисциплины?

– Из-за драки?

– Из-за того, что родители не смогли заплатить какие-то «взносы»?

– А учителя ваши, наверное, не хотели с вами расставаться, как никак, они, должно быть, хоть чуточку любили вас...

– Расстались с радостью?

– Там так и угрожают ученикам, что нерадивых направят в «уравниловку»?

– А как родители, они не защищали вас?

– Как это: «Кто их спрашивал?»

– А богатые родители?

– Значит, детей богатых родителей, что бы там ни случилось, не трогают!

– Среди вас есть хоть один из богатой семьи?

– Ни один!

– Многие из вас не имеют отцов, они бросили вас...

– Грустно!

– А как в этой школе вас приняли, радостно?

– Чего вы смеётесь? Это же, как бы она ни называлась, школа, дом радости!

– Как вы себя чувствуете в этой специальной школе?

– Наверно, учат совершенно по-другому, чтобы вас быстрее выровнять и отправить обратно, не так ли?

– Учат хуже?! Странно!

– А как к вам относятся, с уважением?

– Вас унижают? Не может быть!

– Какими словами? Ой-ой, не повторяйте, пожалуйста!

– Вы стыдитесь вашей школы? Скрываете от других, где вы учитесь?

– Ну, конечно, кому понравится такое клеймо!

– А вы сами, ребята, чувствуете, что вы и вправду, простите за такое слово, «слаборазвитые», «трудновоспитуемые», «труднообучаемые»?

– Вы такие же, как все!

– Отлично.

– Тогда вот что мы вам предлагаем: давайте изменим в школе всё-всё! Сделаем так, чтобы школа стала обычной средней общеобразовательной, а эту вывеску-табличку похороним где-нибудь во дворе!

– Вы нам поможете?

– Сделаем школу элитарной?

– Не надо шутить, мы всерьёз!

– Сейчас в школе нет начальных классов. Какая мама, какой папа приведут сюда в первый класс своё чадо и сразу обрекут его на умственную отсталость? Но сделаем, чтобы были и начальные классы.

– Ничего не получится?

– Это почему? Вы не верите в себя?

– Ах, вы не верите в учителей, они не согласятся!

– Посмотрим.

 

* * *

 

– Учителя, почему вы такие озлобленные и недовольные? Вас кто-то обидел?

– Дети?! Как они могут обидеть вас?

– Какие они, вы говорите?

– Недоношенные, неполноценные, кретины, дебилы...

– Ой, ой, какие выражения!

– Невоспитанные, подонки...

– Где их надо держать? В колонии для несовершеннолетних правонарушителей?!

– Не пробовали быть воспитателями?

– Даже в колонии для несовершеннолетних стараются перевоспитывать детей. А вы не занимаетесь этим? Не пробовали быть с ними добрыми, уважать их, проявлять к ним любовь?

– Они этого не поймут?

– Они этого не заслуживают?

– Почему? Они же ваши, ваши дети?! У вас нет времени на благотворительность? Надо успеть пройти программу?

– А успеть, чтобы в человеке состоялся человек, не надо?

– Послушайте, вот какую Благую Весть мы хотим сообщить вам: «В “чаше” Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры, и он рано или поздно прорастёт».

– Вы не радуетесь этому?

– Не верите?

– Не верите в то, что хотя бы в одном вашем ученике имелась какая-то чаша, где сокрыто зерно Культуры?

– Тогда во что вы верите?..

– Скажите, пожалуйста, кто из вас считает себя человеком Культуры?

– Все!

– Все вы культурные! Тогда почему же такое бескультурье в вашем образовательном мирке?

– Вы оправдываете образование без Культуры?

– Культура с палкой?

– С такими детьми по-другому нельзя?!

– Тем не менее, предлагаем испытать свои творческие возможности.

– Давайте изменим в школе всё-всё!

– Начнём жить на основе высокой человеческой Культуры:

Любовь. Красота. Знание...

Духовность...

Духовная общность...

Воспитание личности... Воспитание Сердца... Возвеличивание Блага...

– Похороним понятие «выравнивание», оно наш стыд и срам...

– Вот такой подвиг учительской души! Зачем вы хмуритесь, учителя? Почему вы так иронически улыбаетесь? Утопия?

– Чему вы не верите? В самих себя не верите или в ваших учеников?

– Так решайте: поможем нами же униженным молодым людям оживить в себе зародыш зерна Культуры или убережём в себе свои авторитарные убеждения?

– Значит, вы все покидаете школу...

– Остаются только двое «фанатов»...

– Ну что же, воля ваша.

– А мы наберём новый коллектив учителей и попытаемся сложить из него педагогический ансамбль, который прославит Культуру...

 

* * *

Дорогие Коллеги!

Это действительность экспериментальной школы №200 города Москвы. Школа выравнивания спустя два года прошла аттестацию и получила лицензию обычной средней общеобразовательной школы. Открылись начальные классы.

Ученики оправдали ожидания. А учительский ансамбль выполнил симфонию на тему Гуманной Педагогики.

Славных дел без славных предводителей не бывает.

Назову тех, кто своим талантом и преданностью к детям настраивал педагогический ансамбль:

Марина Игоревна Шишова, директор,

Марина Николаевна Абрамова, завуч.

Они провозгласили в школе свой манифест:

Почитать Свет.

Утверждать Красоту.

Возвеличивать Благо.

Радоваться Познанию.

Жить в Сотрудничестве.

Пылать Сердцем.

Дарить Любовь.

Проявлять Мужественность.

Восполниться Терпением.

Созидать в Творчестве.

Чтить Ежедневность.

Верить в «чашу» Ребёнка. Что Вы на всё это скажете?

 

* * *

 

Мальчик размечтался перед сном.

«Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.

«Построю великолепный Храм».

Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.

Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!»

Но опять замешкался: песен тоже много.

«Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!»

И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил.

Так и заснул с этой грустью.

И увидел сон.

Пришёл к нему Мудрец.

«Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он.

«Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик.

«Так подари, чего медлишь?»

«Но что? Всё уже сотворено!»

И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены...»

Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...»

Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много...»

Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...»

«Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?»

«Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить им Храм твой».

Мальчик удивился: «Ведь всё уже сделано!»

«Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец.

«И что это за Красота, которая выпала на мою долю?»

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай её. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую ещё не познал никто».

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»

 

Дорогие Коллеги!

Прочитайте этот рассказ вашим ученикам. Может быть, кому-то он поможет понять, как творится Культура?

 

* * *

 

– Дети, дети, запомните, это – ненависть!

Дети:

– Покажите нам красоту Любви!

– Это – предательство!

Дети:

– Покажите нам красоту Преданности!!

– Это – вражда!

Дети:

– Расскажите о красоте Единения!!!

– Послушайте, дети, надо же знать всё?!

Дети:

– Дайте всё, только от Прекрасного!

 

* * *

 

Сказано: «Где есть знание, там явление Культуры».

Но не всякое знание, не мёртвое, а живое. Однако во всём наборе образовательных знаний живые знания выглядят как пасынки.

Что есть мёртвые знания?

Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

В общем, мёртвые знания это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования.

Они – живительная влага для зародыша зерна Культуры.

Живые знания – те, которые:

– одухотворяют и облагораживают человека;

– влекут к горизонтам науки;

– способствуют творить новую жизнь;

– воодушевляют мысль на новые поиски;

– будут цвести в жизни как бутончики роз;

– несут просветление и эволюцию.

Живые знания – огонь познания.

Мёртвые знания – душители познания.

Живые знания – крылья.

Мёртвые знания – гири на ногах.

Но принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно в этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.

Сказано ещё: «В знании свершается великая неограниченная эволюция».

Имеются в виду новые знания.

 

* * *

 

Страсть к Красоте и Знанию – природа детей.

Дети – учёные без предрассудков, ищут Истину, которая есть лик Красоты Знания.

Дети – учёные без страха, допускают, испытывают, ищут, порой рискуя жизнью.

Дети – учёные без ограничений мысли, охватывают видимое и невидимое, близкое и отдалённое, духовное и материальное, космическое и земное.

Дети – учёные без узкой специализации.

Дети – жаждущие и дарящие Знания.

Дети – с чувствознанием.

Дети – учёные с верою.

Кто сказал, что дети не любят учиться, что в них лень?

Это заблуждение.

Что же остаётся детям, если мы не признаем зародыш зерна Культуры или, ещё хуже, наступаем ногой на «чашу»? С ними произойдут превращения, из-за которых будем винить их же самих.

Так и делаем.

Кроме того, что не доверяем и принуждаем, допускаем ещё одну оплошность: дробим целостные знания на мелкие кусочки, превращаем их в длинный ряд пронумерованных упражнений, примеров, задач, заданий, параграфов и заставляем выполнять и заучивать их.

Вот и нам задача: если раздробим целостную картину мира на тысячу мелких кусочков и на тысячах уроках будем давать ученикам разглядывать и запоминать по одному кусочку, неужели получится, что на последнем уроке каждый расскажет и покажет нам эту же самую целостную картину мира?

В Ребёнке заложен естественный закон познания: видеть часть в целом, а целое – в части. Только в таком движении мысли он видит и чувствует Красоту Знания и радуется ей.

Дети хотят познать не кусочки облаков, но небо с облаками.

Они радуются не тусклой звезде, но Звёздному Небу.

Они видят не травинку в поле, а цветущее поле.

Они играют не с песчинкою, а с песком.

В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою.

Лишь через образ целого они устремляются к частям, не забывая о том, что в частях тоже просвечивается целое. Так чувство Красоты становится непрерывным.

Во всём этом и заключена одна из тайн взращивания и усиления познавательного интереса.

Дети ждут от нас понимания: «Дайте нам синтез знаний, дайте чувствовать Красоту науки и знаний, и мы порадуем вас своим устремлением».

Сказано: «Лик Красоты и Знания излечит народ от распущенности мысли и укажет путь великих достижений духа».

 

* * *

 

Из источника знаний напились семеро юношей.

И что мы видим?

Один превратился в сейф.

Второй торгует на базаре.

Третий хвастается на площади.

Четвёртый разгуливает с поднятым носом.

Пятый ликует перед учёными.

Шестой воображает свой памятник.

Седьмой же ходит с учениками.

Среди них один – Светоносец.

 

* * *

 

В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры!

А вокруг бездуховность, неверие, хула, лжепророки.

Культура – враг тьмы, враг лжепророков. Она верна Творцу.

Спешит Светоносец, к детям.

Знает он: «Знание, которое вызывает вражду против Бога, – злое знание. От него войны, разрушения, ужасы, не раз посещавшие Землю».

Отгоняет от «чаши» тьму.

Взывает Волхвов Востока, чтобы принесли они чистые, духовные знания и оросили ими «чашу», где зародыш зерна Культуры.

Ибо сказал Мудрец: «Пробуждение Духовности является космическим условием».

 

* * *

 

В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры!

А вокруг вовсю разгуливает суррогат Культуры.

Культура растеряна, просит помощи.

Спешит Светоносец к детям. Он мечом своим поражает ложь, отгоняет её от «чаши».

И взывает к девяти богам муз во главе с их покровителем Аполлоном свершить правосудие над суррогатами и ложью.

Призывает общество защитить детей от бескультурья. Защитить их от дурной музыки, дурных зрелищ, дурных развлечений, дурных взрослых.

Пусть проявится зародыш зерна Культуры!

Сказано: «Отрицая Культуру, заменяя её технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон».

 

* * *

 

В «чаше» сияет зародыш зерна Культуры!

А вокруг гул сквернословия, дурноречия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.218 сек.