Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В вашей семье случилось несчастье — заболел близкий родственник




В вашей семье случилось несчастье — заболел близкий родственник. Он перенес инсульт, или, другими словами, нарушение мозгового кровообращения. В результате нарушилась, а может быть, и совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога. Последствия тяжелые! Они лишают человека возможности полноценно трудиться, заниматься своим любимым делом, изменяют положение в семье. Главное же, болезнь отнимает драгоценный дар природы — речь.

Как тут быть? Чем помочь близкому человеку? Как правильно вести себя с ним? Ведь он потерял способность выражать свои желания, спрашивать о чем-либо, сообщать что-либо окружающим, а это значит, нарушилось общение с внешним миром.

На эти вопросы я и хочу ответить в данной книге. Надеюсь, что она будет полезна вам в трудные дни жизни. Конечно, основной исход болезни определяется характером недуга, его тяжестью, искусством врачей, своевременностью оказания больному необходимой помощи. Однако и на долю родственников ложится колоссальная ответственность. Их терпение, мужество, мудрость могут сделать то, в чем бессильна медицина. Помните об этом.

Данная работа призвана помочь вернуться к жизни, обрести речь больным с последствиями инсульта, среди которых наиболее тяжелым является расстройство речи, называемое афазией. Помимо инсульта, афазия может быть вызвана и другой патологией головного мозга, например черепно-мозговыми травмами и опухолями. Нередко с афазией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентироваться в пространстве, времени, расстройства памяти, внимания и т.д.

Чтобы устранить или уменьшить последствия инсульта, необходимы усилия различных специалистов. В первую очередь надо отметить особую миссию, выпадающую на долю логопеда. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы. Громадную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного. Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях. Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе. По этому, далеко не полному, перечню специалистов, участвующих в лечении и обучении больного с афазией, можно судить, насколько сложен процесс реабилитации такого контингента больных.

Настоящая книга содержит описание различных проявлений афазии, основных путей преодоления тех или иных речевых расстройств, а также ориентирует родных и близких относительно линии поведения с больным и возможных перспектив его излечения. В книге уделено внимание понятию инсульта, приводящего к афазии, а также уходу за больным, перенесшим эту мозговую катастрофу.

Рекомендации, касающиеся способов преодоления нарушений речи и других высших психических функций, могут быть использованы не только для помощи больным, перенесшим инсульт, но и тем, у кого эти расстройства вызваны травмой головного мозга или же появились после нейрохирургической операции. Следует отметить и то, что симптомы при афазии в определенной мере сходны с теми, которые наблюдаются при аномалиях речевого развития у детей. Поэтому большая часть описанных в книге видов логопедической работы и конкретных упражнений может быть использована также в работе с детьми: алаликами, дизартриками, а также испытывающими трудности обучения письму и чтению (дизграфиками и дислексиками).

Все тексты книги являются оригинальными: они составлены для решения специальных методических задач.

Мы выражаем глубокую благодарность всем, кто оказывал нам помощь в нашей работе. Прежде всего это руководитель Отделения патологии речи Московского научно-исследовательского института психиатрии МЗ РФ, научный руководитель Федерального центра патологии речи и нейрореабилитации, член-корреспондент Российской академии образования профессор В.М. Шкловский и сотрудники отделения. Большое содействие в выполнении настоящей работы автору оказал главный врач Центра патологии речи и нейрореабилитации Ю.А. Фукалов, а также сотрудники данного учреждения. Наконец, особую признательность выражаю замечательному человеку и врачу-неврологу М.В. Нольскому за дружеский и ценный для меня вклад в подготовку и редакцию разделов, связанных с неврологическими аспектами заболевания и лечения больных.

Глава I
ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ

В переводе с латыни инсульт означает «удар». Как видно, в самом названии заложена внезапность данного явления. Внешне так оно и есть. Только что человек говорил, ходил, работал — и вдруг ему стало плохо, закружилась голова, частично, а то и полностью исчезло сознание. Налицо тяжелые последствия, которые в быту нередко называют «парализацией» (от слова «паралич» — исчезновение движения). Нередко приходится слышать не совсем правильное, но бытующее определение состояния больного: «парализация руки», «парализация ноги», «парализация речи». Более грамотно говорить паралич или парез (частичный паралич) руки, ноги. Следует обратить внимание на то, что не всегда инсульт лишает больного и движения и речи одновременно. Бывает, что страдает рука, или нога, или только речь. Хотя чаще всего при инсультах нарушается движение и того и другого.

Почему же инсульт и черепно-мозговая травма имеют такие тяжелые последствия? Инсульт — это результат сосудистого заболевания головного мозга. Черепно-мозговая травма — результат механического воздействия на череп, приводящего к тому или иному повреждению вещества мозга. Как известно, мозг человека — это самый сложный вид живой материи. Именно он обеспечивает человеку возможность видеть, слышать, двигаться, ориентироваться в действительности, в том числе и в пространстве, говорить, читать, считать. Благодаря работе мозга человек может мыслить, чувствовать, создавать прекрасные произведения искусства и т.п.

Ученые всегда проявляли большой интерес к структуре и функциям мозга. Высокое развитие техники открывает колоссальные возможности в этом направлении. Существует аппаратура, способная регистрировать биотоки мозга, измерять скорость прохождения нервных импульсов и даже «заглянуть» внутрь мозга (компьютерная томография — ТГ, ядерно-магнитный резонанс — ЯМР и др.). Появляется все больше и больше сведений о строении нервных клеток, о механических, физических, химических и других процессах, происходящих в них. Ученые научились понимать «языки» мозга, регистрировать и анализировать их.

Известно, что мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них выполняет свою собственную работу и действует по своим, лишь ему присущим законам. Но только совместная, строго отрегулированная работа обоих полушарий мозга может обеспечить нормальное протекание процессов высшей нервной деятельности. Если в осуществлении отдельных функций преимущественное участие принимает одно из полушарий, то второе по отношению именно к этой функции является «вспомогательным». Так, речь, чтение, письмо, счет — эти виды деятельности находятся в основном в ведении левого полушария, а например, музыкальные способности — преимущественно правого. У большинства людей левое полушарие обладает способностью к аналитической деятельности — вычленению отдельных признаков предмета (форма, размер, цвет, количественные параметры и т.п.), сопоставлению их между собой, улавливанию смысловых признаков понятий, Правое же полушарие отражает действительность в чувственных образах. Наиболее ценные результаты работы левого полушария, достигнутые человечеством, выражаются в законах, формулах, схемах, предназначенных для всех, т.е. носящих универсальный характер. Правое полушарие дарит людям неповторимые произведения искусства, обнажающие глубины внутреннего мира творца, т.е. продукцию, носящую индивидуальный характер.

Следует иметь в виду, что сведения по этому вопросу изложены в самом общем, упрощенном виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.