КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лицо глагола
Падеж Род Число Отработка этой категории у больных с грубым нарушением грамматического строя речи начинается с предъявления картинок, на которых изображен один и тот же предмет в единственном и множественном числе (например, одна ложка — много ложек, одно дерево — много деревьев): Сначала больного просят показать, где нарисована ложка, а где — ложки, где дерево, а где — деревья. Затем дается задание сказать, что нарисовано на картинках. Называя предметы, больной невольно должен образовать единственное и множественное числа. Поскольку в русском языке окончания множественного числа для разных слов неодинаковы, каждый тип окончания отрабатывается отдельно. Наиболее легкими являются окончания — И (Ы), — А, например, столЫ, ножИ, лампЫ, чашкИ; домА, глазА и т.д. Это так называемые стандартные окончания множественного числа. Но существуют и нестандартные окончания, которые употребляются значительно реже. К ним относятся такие окончания, как —Я (морЯ), — ЬЯ (стулЬЯ, деревЬЯ). Кроме того, некоторые формы множественного числа в русском языке образуются от устаревших основ, в которых есть наращения, отсутствующие в единственном числе, например, мать — матери, знамя — знамена и пр. Другие существительные образуют единственное и множественное число от разных основ, например, человек — люди. Все это более трудные формы, и они, как правило, усваиваются дольше, чем формы со стандартными окончаниями. Нередко больные упорно пользуются стандартными формами. В их речи появляются ошибки типа: «деревА», «человекИ», «стулЫ» и т.п. Еще чаще ошибки возникают при необходимости изменения слова во множественном числе по падежам, например: За деревЬЯМИ стоит наш дом. Это послание обращено к матЕРЯМ всего мира. На стулЬЯХ сидят люди. Таким образом, даже относительно простая грамматическая категория таит в себе много сложностей, требующих особого внимания. Если и единственное и множественное число обозначают реальное количество предметов, которое может быть представлено наглядно, вещественно, то род — это категория в значительной мере условная. Практически никто, кроме некоторых специалистов-филологов, не сможет объяснить, почему, например, в русском языке солнце — среднего рода, а луна — женского и т.п. Остается одно: ориентироваться на окончание слова, хотя иногда этот ориентир может подвести. Например, окончание «-А» как будто бы наиболее характерно для женского рода, однако слово «мужчина», имеющее именно это окончание, никак нельзя отнести к женскому роду. То же самое можно сказать о словах «юношА», «балдА» (по отношению к мужчине). Тем не менее окончание слова в большинстве случаев указывает на род. Поэтому при восстановлении категории рода у больных с афазией следует систематизировать предъявляемые слова по типу их родовых окончаний: женский род — мукА, девочкА, кофтА, работА и пр., мужской род — стоЛ, стуЛ, доМ, гороД и пр. Или конЬ, уголЬ, огонЬ, пенЬ и пр., средний род — окнО, винО, доминО или полЕ, солнцЕ, морЕ и т.д. Для дополнительного подчеркивания рода следует ввести слова «мой, моя, мое». Так, вместо того чтобы спрашивать, какого рода, например, стул, можно дать больному задание подставить соответствующее местоимение к словам «стул, комната, лицо» (мой, моя, мое). В зависимости от того, справился ли больной с этим заданием, можно судить о степени усвоения им категории рода. Каждый падеж в русском языке имеет определенное значение. Однако в целом ряде случаев значения падежных окончаний условны, трудно определяемы. Поэтому работу над категорией падежа следует начинать с тех упражнений, в которых значение падежа является понятным, определенным. Желательно также, чтобы это значение было иллюстрировано соответствующей картинкой с подписью, например, «гвоздь забивают молоткОМ» или «кашу едят ложкОЙ» и пр. Когда больной усваивает форму выражения падежа с конкретным значением, можно переходить к более сложным вариантам. Следует помнить, что работа над падежом непосредственно связана с работой над предлогами, представление о которых очень часто страдает у больных. Здесь остается в силе та же закономерность, что и в падежных окончаниях: например, пространственные предлоги имеют более конкретное значение, что может быть наглядно отражено путем соответствующего расположения реальных предметов в пространстве, на рисунке или же схематически. Легко представить себе, как будут «выглядеть» такие предлоги, как «под», «над», «в», «к», «от» и т.д. Другие же предлоги изобразить не так просто, хотя иллюстрация соответствующего сюжета тоже облегчает задачу восстановления предлогов в речи больных. Например, «слезы закапали из глаз», «с головы слетела шляпа», «от радости он засмеялся» и пр. При работе над предлогами стоит задача восстановления их понимания и употребления. Поэтому одни задания рассчитаны на восприятие предлогов, другие — на самостоятельный подбор нужного предлога. Так, понимание предлогов отрабатывается в заданиях типа «покажите рисунок, на котором ручка на книге, а затем на котором ручка под книгой» и пр. Или в таких заданиях, как: «положите спичку на коробку, под коробку, в коробку; нарисуйте карандаш на столе, карандаш под столом» и пр. Или же: «покажите на схеме, где изображено НА, НАД, В, ПОД». Для восстановления способности к самостоятельному использованию предлогов существует множество различных видов упражнений, наиболее распространенными среди которых являются упражнения, содержащие фразы с пропущенными предлогами, например: «Тапочки стоят... кроватью». В эти фразы могут быть введены вопросы в виде опор, облегчающих нахождение предлога. Например, «тапочки стоят (Где? Под чем?)... кроватью». Не следует отрабатывать много предлогов сразу. Целесообразно как следует закрепить одно предложное значение, а затем уже переходить к следующим или же для контраста работать сразу над двумя предлогами с противоположным значением, например, «над» и «под». Полезно подключение наречий с теми же пространственными значениями, что и у предлогов — «внизу» (под), «наверху» (над) и т.д. Отработка падежных окончаний и предлогов — это тесно взаимосвязанные виды работы. Усвоение падежного окончания способствует оживлению в памяти предлога, и наоборот, усвоенный предлог поможет подобрать правильное падежное окончание. В целом, восстановление категории падежа приводит к возможности использования больными одних из самых распространенных в русском языке конструкций, а именно предложно-падежных. Эта грамматическая категория имеет прямое отношение к предложению. Без глагола не может быть составлена фраза. Глагол же требует употребления в определенном лице. Чаще всего это 3-е и 1-е лицо: «Женщина идет в магазин», «Я иду в магазин». Затем по частоте употребления следует 3-е лицо множественного числа: «Люди идут по улице». Наиболее трудной для использования в речи оказывается так называемая вежливая форма — форма 2-го лица единственного числа: «Вы идете в магазин?» Очевидно, это связано с тем, что она формируется у ребенка сравнительно поздно. Первоначальный речевой опыт допускает обращение ко всем на «ты». Следовательно, время усвоения чего-либо в языке тоже имеет большое значение и учитывается в программе восстановительного обучения. Кроме того, форма 3-го лица легче восстанавливается и в связи с тем, что она менее абстрактна в сравнении с формами 1-го и 2-го лица. Так, местоимения ОН, ОНИ можно заменить другими словами, например: «Он идет, мальчик идет», а формы 1-го и 2-го лица глагола могут употребляться только с местоимением: «Я иду», «Вы идете», «Ты идешь», «Мы идем». Параллельное употребление формы 3-го лица с местоимением и существительным наполняет его более разноопределенным и образным содержанием, что способствует закреплению и расширению рамок использования. В работе над лицом глагола так же, как и над другими грамматическими формами, следует вводить максимально возможное число внешних опор. Например, полезны картинки, где изображено одно, два или несколько действующих лиц; два человека, разговаривающих друг с другом и пр. Желательно, чтобы все участники изображенной ситуации выполняли одно и то же действие. Тогда изменение глагола по лицам будет нагляднее. Можно использовать прием выделения личных окончаний глагола разными цветами, крупным шрифтом и пр. В упражнение с пропущенными окончаниями можно на определенном этапе обучения вводить «подсказки». Для закрепления (автоматизации) форм 1-го и 2-го лица очень полезны диалоги. Темы и содержание диалогов можно заимствовать из «Разговорников», предназначенных для иностранных туристов. 3-е лицо глагола закрепляется в пересказах текста. 2-е лицо единственного числа (вежливая форма) требует общения с людьми, которых необходимо называть на «Вы». В домашних условиях такое общение можно организовать, пригласив кого-нибудь в гости, но предварительно убедиться, что больной в состоянии упражнять полученный навык не только в ситуации занятия, но и в жизни.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |