КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура отечественной культурологии
Культурология в России Году в программы Госкомитета по высшему образованию РФ (с разработкой Как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в Рологии. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и соответствующих образовательных стандартов), а в 1995 году группа культурологи- ческих наук включена в государственный классификатор научных направлений Министерства по делам науки и ВАКа РФ, введены ученые степени доктора и кандидата культурологических наук Становление культурологической науки в России связано с деятельностью выдающегося советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке [4]. На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы: Отечественная культурология – лексема, отражающая закономерность уникальности культур народов и государств, а также специфичности, свойственной теории каждой из этих культур. Это требует, с одной стороны, хотя и критичного, но более внимательного отношения к развитию советского культуроведения, органично связанного с социалистическим культурным строительством. С другой, - более осторожного заимствования понятий и концептов из американской культурной антропологии, немецкой философской антропологии, английской и французской социальной антропологии. Э.А. Орлова обозначает их как единую область знания - культурную (социальную) антропологию. Именно конъюнктурный антикоммунизм (органичный для отечественных политиков, стремившихся после августа 1991 года к властным вершинам, но противоестественный для исследователей), а также заимствование понятий из культурной (социальной) антропологии, в значительной степени определили содержание первого Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Такой образовательный стандарт в определенной мере «стимулировал» игнорирование сохраняющих дееспособность публикаций С.Н. Артановского и Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина и В.М. Межуева, М.П. Кима и В.Т. Ермакова, Л.Н. Когана и Э.С. Маркаряна, Р.В. Садова и Э.В. Соколова, непосредственно занимавшихся в советские годы проблемами теории культуры в философском, историческом и социологическом ракурсах. А это, в свою очередь, лишило постсоветских культурологов возможности создания общепризнанной программы по культурологии. Общепризнанность не означает однообразия в выборе содержания курса и методов его преподавания. Она сопряжена с необходимостью создания четко структурированного образовательного стандарта, включающего минимум базовых понятий, образующих систему. Их освоение может и должно формировать у студента основы современного культурологического мышления. Отечественная культурология характеризуется не каким то особым предметным полем, а полипредметностью. Поэтому отечественная культурология изначально полифонична. Это её свойство позволяет культурологии быть метанаукой Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др. Советская теория культуры частично «отпочковалась» от исторического материализма (работы Н.С. Злобина, В.М. Межуева) и преимущественно - от теории научного коммунизма (работы А.И. Арнольдова и А.С. Фриша, осуществлявших также редактуру учебных программ, пособий и иных изданий по марксистско-ленинской теории культуры); 3) аналог философской (теоретической) культурологии; именно в философскую культурологию в постсоветское время реформируется марксистско-ленинская теория культуры. Этот факт позволяет утверждать, что отечественная философская культурология (философский аспект фундаментальной культурологии) зародилась в середине 60-х годов ХХ века; Структура современной культурологии Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, научных школ, методологий и т.д. Нельзя говорить (по крайней мере, сегодня) о некой строгой организации, четко выделяемой структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер, однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук. Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий. Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религий и т.д.), но использующие новые культурологические подходы. Выделяются историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (то есть формировавшихся в разных культурах способов восприятия людьми мира), исследования религиозного аспекта культуры, литературоведческие исследования истории культуры, культурологическое изучение мифологии, культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической (изучающей общественную систему) и культурологической науки. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вхождения, или вживания, человека в общественно-культурную систему), охрана культурного наследия и т.д. В-четвертых, это культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Конечно, этими вопросами, при всей их важности, интересы культурной антропологии не ограничиваются. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого языка «anthropologia» - «наука о человеке») она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии. Помимо этих направлений в культурологических науках, которые возможно определить как основные, или традиционные, формируются (то как часть основных направлений, то на «стыке» их, то вне их) специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. Так, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образование системы видов и форм) культуры, типологии (изучение типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов-моделей (архетипов, парадигм, универсалий, паттернов). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д. Большое значение имеют для развития культурологии сравнительно-культурные, они же - компаративные, или кросс-культурные, исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление, «культурологическая экология», изучающее отношение тех или иных культур к природной среде. Система культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. Анализ культурологической литературы показывает, что широкое признание в мире получили следующие 10 направлений: историософия цивилизаций – О.Шпенглер, А.Тойнби; историческая культурология - М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф; социокультурные теории - М.Вебер, П.Сорокин, М.Мид, В.Шубарт, Т.Парсонс; этноантропологические теории культурологии - Б.Малиновский, Б.Радклифф-Браун, Ф.Боас, К.Леви-Строс; неокантианская философия культуры - В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Кассирер; экзистенциалистский подход - Ж.-П. Сартр, А.Камю; психоаналитические и социопсихологические направления - В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг; неомарксистская культурология - Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе; религиозно-этическая культурология - П.Тейяр де Шарден, М.Бубер, А.Швейцер; постструктурализм и постмодернизм - М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида.
Авторитетом пользуются концепции отдельных ученых:
культурфилософские труды М.Хайдеггера, X.Ортега-и-Гассета, К.Ясперса; игровая концепция культуры Й.Хейзинги; герменевтика Х.-Г. Гадамера и П.Рикера; культурология науки Т.Куна, П.Фейерабенда; культурология массовой коммуникации М.Маклюэна, социобиологические концепции К.Лоренца и др.; игровая концепция культуры Й.Хейзинги, Х.Ортеги-и-Гассета; Г.Гессе.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |